Введение




Машиностроительное производство, горнодобывающая, перерабатывающая и строительная индустрия, сфера услуг и научные исследования – везде необходимы технически подготовленные специалисты.

Любое машиностроительное предприятие отличается большим разнообразием работ, для выполнения которых необходимы знания инженеров – специалистов в области металлургического, кузнечно-прессового, сварочного производства, механической и термической обработки, нанесения гальванических покрытий и окраски, а также сборки, наладки, регулировки и др.

На заре зарождения техники об инженере можно было сказать, что он знает все. В настоящее время объем информационного потока, необходимого для инженерной деятельности, настолько увеличился, что вмещать энциклопедические знания в одну голову вряд ли целесообразно и с экономической, и физиологической точки зрения. К моменту применения знания могут устареть. Поэтому инженерная деятельность стала дробиться на отдельные направления, специальности. Появилась возможность получения «быстрого» знания и его применения. Но дальнейшая конкретизация знания позволяет специалисту решать только узкие задачи. Такой подход приведет к появлению «инженера по болтам и гайкам» и т. п. Это принижает роль и значение инженерной профессии – в таком случае на инженерной должности можно увидеть «специалиста по наведению чистоты» вместо «уборщицы».

Специалист может быть с широкими, но поверхностными знаниями или наоборот - с глубокими, но узкими знаниями. Вместе с тем, инженер должен не только знать все (по определению), но и быть источником или зачинателем нового, его проводником – всего, что на уровне идей рождается, разрабатывается и, наконец, внедряется в производство, в сферу деятельности, в жизнь.

Современная система высшего образования предоставляет человеку возможность разрешить противоречие между объемом профессионального знания и временем на его приобретение путем введения многоуровневой системы подготовки (ступенчатой). Например, подготовкой бакалавров, инженеров-специалистов, магистрантов, аспирантов. Студенту продоставляется возможность изучать фундаментальные дисциплины (которые относительно мало изменяются во времени), специально-профессиональные (неоднократно меняются в период профессиональной деятельности специалиста). Если будущий инженер хочет оставаться специалистом в течение всей своей трудовой деятельности ему необходимо постоянно пополнять свои знания новыми, корректировать имеющиеся знания.

Знания только тогда приобретают ценность, когда они системны. Система - это некоторое множество взаимосвязанных элементов, обладающее свойством, не сводящимся к свойствам отдельных элементов. Современные научные исследования и профессиональная деятельность невозможны без использования системного анализа, специальных теорий систем и разработанных на их основе различного рода прикладных методик. Системный подход как метод научного познания ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Целями настоящего пособия и учебного курса «Основы инженерного обучения» является помощь студентам в овладении интенсивными технологиями и высокой культурой умственного труда, привитие навыков творческого освоения дисциплин, самостоятельного приобретения знаний и умений.

«Учиться» – означает учить самого себя. Это в немалой степени предполагает способность студента к самообучению, саморазвитию.

Приобретаемые или генерируемые нами знания, как и любая система, имеют разные уровни новизны. Начиная от узнавания (кажется, это проходили, но, о чем конкретно, не вспомнить), до решения типовых и стандартных задач (репродуктивное мышление). И далее, от умения применять знания и решать нетиповые, нестандартные задачи (креативное мышление) - до уровня, где знаний в привычном готовом виде нет. Здесь выявленную проблему надо изучить (исследовать), поставить и решить задачи (эвристическое мышление). Наконец, - сформировать новую систему знаний. Таким образом, четвертый уровень предполагает научное развитие заданного предмета исследования в выбранном направлении - это уровень творческого мышления.

На типовом и стандартном уровне новизны останавливаются те, кто пришел в институт за дипломом («корочками»). Из них получаются поверхностные специалисты, меняющие место работы, профессию. Из инженеров, умеющих решать нетиповые, нестандартные задачи получаются хорошие специалисты производства. Творческая инженерная и научная деятельность всегда стремится за предел знания.

Отсюда следует необходимость приобретения студентом навыка самообучения и самоорганизации. Но знания, сами по себе, не могут быть целью, необходимо умение их использовать. Знания – одна из составляющих системы «человек», иначе нарушаются системные принципы. Высшее образование не цель, а средство самовыражения, самореализации, где знания необходимы для того, чтобы их использовать, чтобы быть полезным окружающим. Рано или поздно, человек из состояния накопления знаний переходит в состояние, когда возникает желание знание применить – занять положение достойное звания инженера машиностроительного предприятия.






 
 

Наши работы