ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
«Машины и технология обработки металлов давлением»
Машиностроительное производство, горнодобывающая, перерабатывающая и
строительная индустрия, сфера услуг и научные исследования – везде необходимы
технически подготовленные специалисты.
Любое машиностроительное предприятие отличается большим разнообразием
работ, для выполнения которых необходимы знания инженеров – специалистов в
области металлургического, кузнечно-прессового, сварочного производства,
механической и термической обработки, нанесения гальванических покрытий и
окраски, а также сборки, наладки, регулировки и др.
На заре зарождения техники об инженере можно было сказать, что он знает
все. В настоящее время объем информационного потока, необходимого для
инженерной деятельности, настолько увеличился, что вмещать энциклопедические
знания в одну голову вряд ли целесообразно и с экономической, и физиологической
точки зрения. К моменту применения знания могут устареть. Поэтому инженерная
деятельность стала дробиться на отдельные направления, специальности. Появилась
возможность получения «быстрого» знания и его применения. Но дальнейшая
конкретизация знания позволяет специалисту решать только узкие задачи. Такой
подход приведет к появлению «инженера по болтам и гайкам» и т. п. Это принижает
роль и значение инженерной профессии – в таком случае на инженерной должности
можно увидеть «специалиста по наведению чистоты» вместо «уборщицы».
Специалист может быть с широкими, но поверхностными знаниями или наоборот
- с глубокими, но узкими знаниями. Вместе с тем, инженер должен не только знать
все (по определению), но и быть источником или зачинателем нового, его
проводником – всего, что на уровне идей рождается, разрабатывается и, наконец,
внедряется в производство, в сферу деятельности, в жизнь.
Современная система высшего образования предоставляет человеку возможность
разрешить противоречие между объемом профессионального знания и временем на его
приобретение путем введения многоуровневой системы подготовки (ступенчатой).
Например, подготовкой бакалавров, инженеров-специалистов, магистрантов,
аспирантов. Студенту продоставляется возможность изучать фундаментальные
дисциплины (которые относительно мало изменяются во времени),
специально-профессиональные (неоднократно меняются в период профессиональной
деятельности специалиста). Если будущий инженер хочет оставаться специалистом в
течение всей своей трудовой деятельности ему необходимо постоянно пополнять
свои знания новыми, корректировать имеющиеся знания.
Знания
только тогда приобретают ценность, когда они системны. Система - это некоторое множество взаимосвязанных элементов, обладающее
свойством, не сводящимся к свойствам отдельных элементов. Современные научные исследования и профессиональная
деятельность невозможны без использования системного анализа, специальных
теорий систем и разработанных на их основе различного рода прикладных методик. Системный подход как метод научного познания ориентирует исследования на раскрытие
целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение
их в единую теоретическую картину.
Целями
настоящего пособия и учебного курса «Основы инженерного обучения» является помощь
студентам в овладении интенсивными технологиями и высокой культурой умственного
труда, привитие навыков творческого освоения дисциплин, самостоятельного
приобретения знаний и умений.
«Учиться» –
означает учить самого себя. Это в немалой степени предполагает способность
студента к самообучению, саморазвитию.
Приобретаемые
или генерируемые нами знания, как и любая система, имеют разные уровни новизны.
Начиная от узнавания (кажется, это проходили, но, о чем конкретно, не
вспомнить), до решения типовых и стандартных задач (репродуктивное мышление). И далее, от умения применять знания и
решать нетиповые, нестандартные задачи (креативное
мышление) - до уровня, где знаний в привычном готовом виде нет. Здесь
выявленную проблему надо изучить (исследовать), поставить и решить задачи (эвристическое мышление). Наконец, -
сформировать новую систему знаний. Таким образом, четвертый уровень
предполагает научное развитие заданного предмета исследования в выбранном
направлении - это уровень творческого
мышления.
На типовом
и стандартном уровне новизны останавливаются те, кто пришел в институт за дипломом
(«корочками»). Из них получаются поверхностные специалисты, меняющие место
работы, профессию. Из инженеров, умеющих решать нетиповые, нестандартные задачи
получаются хорошие специалисты производства. Творческая инженерная и научная
деятельность всегда стремится за предел знания.
Отсюда
следует необходимость приобретения студентом навыка самообучения и самоорганизации.
Но знания, сами по себе, не могут быть целью, необходимо умение их использовать. Знания – одна из составляющих системы
«человек», иначе нарушаются системные принципы. Высшее образование не цель, а
средство самовыражения, самореализации, где знания необходимы для того, чтобы
их использовать, чтобы быть полезным окружающим. Рано или поздно, человек из
состояния накопления знаний переходит в состояние, когда возникает желание
знание применить – занять положение достойное звания инженера машиностроительного
предприятия.