20.1. История, дизайн и материалы
русских ювелирных изделий

Древнейшим памятником погребения племенных вождей на территории России является Майкопский курган (конец 3-го – начало 2-го тыс. до н.э.). Дно его камеры, углубленной в землю более чем на 1,5 м, было выложено галькой и устлано циновками, а стены облицованы деревом.

Среди предметов, найденных в этом кургане, выделяются сделанные из золота украшения погребального или парадного балдахина: фигурки быков с нижних концов стоек, бляхи в виде львов и быков, которые, видимо, были расположены на полотнище в четыре ряда и образовывали фризообразную композицию; их одинаковый вид и одинаковое направление движения создавали монотонность композиционного строя, столь распространенного в искусстве государств Древнего Востока и данном случае, видимо, оказавшего влияние на майкопских мастеров, рис.348. К таким золотым фигуркам близки изображения зверей на серебряных майкопских сосудах, на одном из которых животные  представлены на фоне горного пейзажа – гор, деревьев, рек и озера, что является свидетельством появления и развития в искусстве новых черт, незнакомых предшествующему периоду.


Рис.348. Фигурка золотого быка
из Майкопского кургана

Русские люди научились отливать и чеканить объемные скульптурные формы и рельеф, вытягивать тончайшую проволоку и выполнять из них легкие, как кружево, узоры, наносить на поверхность металла графические резные изображения и усиливать рисунок, заполняя его густо черным сернистым металлом-чернью.

Сочетая золото и серебро с самоцветами и яркой немеркнущей  эмалью, они стали выполнять роскошные полихромные украшения и сосуды.

Орнамент изделий. Национальное своеобразие русского золотого и серебряного дела обусловлено многовековыми традициями, сложившимися в творчестве многих и многих поколений. Древнерусская золотая и серебряная посуда повторяет спокойные, мягко округлые формы народной деревянной и керамической утвари, на протяжении многих столетий бытовавшей в широких слоях населения. Эти формы всегда правдивы, лишены надуманности, тесно связаны с прямым назначением предмета. В них нет ничего нарочитого и чувствуется здоровая сила подлинного народного творчества.

Древнерусские ювелиры умели не только почувствовать красоту материала, но они в совершенстве владели средствами показать лучшие качества золота и серебра.

Орнамент, нанесенный  на золотой или серебряный предмет и умело распределенный на поверхности, тесно связан с формой предмета, не спорит с ней, а подчеркивает ее архитонику, ее основные линии. При всей роскоши, а порою и сложности орнаментации неизменно сохраняется ясность форм, величественных в своей лаконичной красоте. Орнаментация русских золотых и серебряных изделий очень богата и разнообразна.

Камни. Драгоценные камни в ювелирном искусстве Древней и Средневековой Руси воспринимались как цветные пятна. В них, как показано ранее, ценили не яркий блеск, которого в то время и не могла дать их неровная поверхность, не высокие качества и чистоту, а главным образом цвет. Не придавалось значения ни тому, что камни часто обладали естественными пороками, снижавшими их материальную ценность, ни тому, что они были неправильной формы, неравны, содержали большое количество включений, ни трещинам, ни переменной или бледной окраске.

Основное значение имел цвет камня, нужный для украшения того или иного предмета, нежная глубина ''ларевого яхонта'' (сапфира), таинственная зелень изумруда, горячий цвет рубина.
Камень любили, им любовались.

Поднятый в высоком гнезде, он дает цветное пятно, гармонично сочетающееся с мягким блеском металла и украшающей его эмалью или чернью, рис.349.


Рис.349. Алмазный венец Петра I

До последней четверти XVI в. драгоценные камни употребляли в очень скромном количестве, а жемчугом преимущественно обводили контуры предметов дробниц. К концу XVI в. нарастает пышность в украшении золотых и серебряных изделий. Драгоценные оклады, убранные многочисленными самоцветами и жемчугом, начинают вызывать больший интерес, чем живопись, которую они обрамляют.

XVII в. вносит много нового в русское ювелирное дело. Кроме крупных неграненых камней в высоких гнездах появляются плоскограные небольшие камни. Полосы из камней окаймляют края и части предметов или же камни вводят в орнамент. Иногда весь орнамент выложен густо посаженными камнями различной величины и цвета.

В XVI в. и начале XVII в. излюбленным камнем был бледно-голубой сапфир, иногда в сочетании с изумрудами или рубинами. Для середины и второй половины XVII в. характерно сочетание изумрудов с рубинами. В последней четверти XVII и начале XVIII в. в большом количестве применяются алмазы и так называемые «бриллианты греческой грани», которые в середине столетия сменяются бриллиантами, отодвинувшими на второй план все остальные камни. (В описях XVII в. «греческой гранью» называли алмазы, ограненные в виде четырехугольной или прямоугольной площадки сверху, переходящей фасками к краю, от которого вниз идет усеченная пирамида).


Рис.350. Украшение парадного царского костюма, XVII в.

Во второй половине XVIII в. преобладают бриллианты и крупный жемчуг, которые сохраняют свое значение в течение всего XIX в.

Вместе с тем растет значение русских самоцветов - изумрудов, александритов, аметистов, аквамаринов и др.

В XIX в. и в начале XX в. роль драгоценных камней в значительной степени измерялась их денежной стоимостью, их размером, чистотой, игрой сложно ограненной поверхности.

Отношение к камню, драгоценному и полудрагоценному, твердому и мягкому поделочному, в прикладном искусстве уже твердо определилось.

Основное внимание художников и мастеров-ювелиров направлено на возможно лучшее выявление природной красоты камня, прозрачной чистоты и глубины его цвета или же его строения и затейливого рисунка жилок и вкраплений, рис.350.

Ювелирные надписи. Обычным делом, а нередко единственным украшением древнерусских изделий из драгоценных металлов были надписи, выполненные вязью, т.е. декоративным письмам, в котором буквы связаны в непрерывный и равномерный орнамент.

В искусстве западноевропейских стран надписи на предметах искусства никогда не служили декоративным целям.

В странах Востока, напротив, в орнаментацию вплетаются отдельные буквы и текст, сливающиеся с узорами, покрывающими предмет.

В Древней Руси резные, черневые, обронные или иные надписи располагались в полосах, лентами опоясывающих верхнюю и нижнюю части золотого или серебряного сосуда, в кругах или клеймах и приобретали характер  своеобразного узора.

Гербы. В XVII в. на золотых и серебряных изделиях появляется еще один вид украшений, имеющий кроме чисто декоративного также и особое значение - это гербы.

Гербами называют символические изображения, составленные на основе точных геральдических знаков и утвержденные верховной властью.

Форма изделий из драгоценных металлов. В различное время на протяжении веков в связи с изменением экономики и жизненного уклада, в связи с новыми явлениями в быту возникали и получали развитие новые формы изделий из драгоценных металлов, которые заменяли и вытесняли старые.

Хорошее художественное решение и логическую рациональную форму всегда находили в ювелирном искусстве лишь те предметы, которые не были надуманными, а подсказывались самой жизнью, ее потребностями.

 

 

 

Design by PacificWebArt