Глава 16. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОВКИ

 

В период могущества Киевской Руси создаются величественные соборы в Киеве, Новгороде, Пскове. И кузнецы принимают активное участие в строительстве, рис.247: куют не только мощные связи – тяжи и пояса для скрепления стен, сводов и арок, но и художественные решетки на окна, парадные двери и ворота с накладными цветами, жиковинами и витыми ручками – стукалами, собирают и устанавливают на навершиях куполов «расцветшие» кресты.


Рис.247. Городская кузница (Летописный свод, XVI в.)

Начиная с XVII в. в крупных городах страны разворачивается строительство дворцово-парковых ансамблей, и многие кузнечные мастерские переходят на изготовление больших и малых оград [21,29,44].

Наиболее оригинальны по рисунку ограды, выполненные в стиле барокко, который господствовал в архитектуре во второй половине XVIII в., рис.248, 249.


Рис.248. Ограда храма Иоанна Воина на Якиманке.
Стиль русского барокко. Москва. XVIII в.


Рис.249. Решетка Михайловского сада. Санкт-Петербург

Решетка Летнего сада, упоминавшаяся ранее, со стороны Невы считается лучшей среди декоративных оград мира. А выкована она была тульскими кузнецами. Удивительна гармоничность этого, словно парящего в воздухе металлического кружева из копий, удлиненных прямоугольников, лепных розеток. Авторами решетки являются русские архитекторы Фельтен и Егоров (см.рис. 40, 41).

С XIX в. художники и архитекторы при проектировании оград начинают охотно использовать промышленный сортовой прокат, в результате чего общий их рисунок становится более строгим, преобладают прямые линии, навершия оформляются в виде шаров или пик. К этому периоду можно отнести ограды, выполненные в стиле классицизма, рис.250.


Рис.250. Ограда Центрального банка.
Стиль классицизма. Москва

Ограды и решетки конца XIX и начала XX вв. выполняются в стиле модерн с асимметричными извивами кованых стеблей, в результате создается текучий орнамент из сливающихся, переплетающихся и перепутывающихся диковинных растений, рис.251.


Рис.251. Ограда и ворота гостиницы «Метрополь». Стиль модерн. Москва

Методом художественной ковки изготавливались подвесные и врезные замки с замысловатыми коваными ключами к ним, рис.252.

а) б) в)

Рис.252. Кованые ключи и замки: а – типы ключей;
б – врезной секирный замок; в – врезной и подвесные замки

Предметам быта кузнецы придавали изящную форму, украшали орнаментами, гравировкой  и другими декоративными элементами, рис.253.

В конце XIX в. на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде был показан уникальный экспонат кузнецов Юзовского завода – кованая пальма. Она была выкована кузнецом А. Мерцаловым и его помощником – молотобойцем Ф. Шкариным всего за две недели, рис.254.

Рис.253. Сечки для рубки капусты Рис.254. Кованая пальма

Пальма сделана из одного рельса. Ее ствол несет на себе десять листков и вверху заканчивается венчиком. Высота этого подлинно художественного изделия 3 м 53 см. Молот и зубило – вот единственные инструменты, которыми пользовались кузнецы. Газеты писали: «Пальма поражает зрителей высотой, стройностью, удивительным изяществом. Ее темные, рассеченные листья, веером расходящиеся от ствола, были так легки, а тонкий шершавый ствол так гибок, что вначале было трудно поверить, что это не живое растение, вывезенное с Кавказского побережья, а тончайшее произведение искусства. Всем хотелось потрогать ее руками». В 1900 г. кованая пальма была выставлена на международной промышленной выставке в Париже и получила премию «Гран-при». Сейчас эта пальма является экспонатом музея Горного института в Санкт-Петербурге [29].

 

 

 

Design by PacificWebArt