9.2. Древнерусская технология литья
мелких медных изделий

 

Медное литье – интересное явление в русской художественной культуре и имеет глубокие национальные корни. Оно известно со времен Киевской Руси (XI в.) и было неразрывно связано с иконописью, откуда черпало сюжеты и иконографию, иногда воспроизводя чтимые оригиналы с исключительной точностью и достоверностью.

С принятием христианства на Руси появляется большое количество церковных предметов. Первоначально произведения христианского искусства ввозились на Русь из Византии, о чем свидетельствуют многочисленные находки «Корсунских» предметов во многих городах южной Руси. Но уже к началу XII в. налаживается широкое серийное производство в Киевской Руси и других центрах Древней Руси нательных и наперстных крестов, икон, змеевиков и других христианских изделий, рис.119.

  
а)                               б)                                     в)
Рис.119. Христианские медные иконы: а – крест-энколпион, XII в.;
б – икона «Чудо Георгия о змие», XVI в.; в – складень трехстворчатый
«Св. Параскева Пятница и избранные праздники», XVIII в.

Обычно изделия мелкой пластики отливали по восковой модели из медного сплава в двухсторонних глиняных формах [42].

Сохранение древних традиций отливки мелкой пластики в песчаных формах принадлежит Выговскому (Поморскому) старообрядческому литейному общежительству.

В 1965 г. в Государственной Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде были обнаружены указы (наставления, руководства, прим. наше – Б.Н.) по древнерусскому медному литью. В данных указах приводится традиционная древнерусская технология отливки медных изделий и эмалирования, применявшаяся в Поморских (Выговских) пустынях (у староверов), не подверженная влиянию передовых приемов в области технологии литейного производства.

Поморское литье отличается прекрасной формовкой, отливкой и отделкой и совершенно лишено чеканки. Чеканилась форма (модель), а отлитая икона оставалась без исправления чеканщика. Оборотная сторона, в случае отсутствия рисунка, тщательно шлифовалась. В литературе имеются сведения, что «Выговские медники отливали свои изделия, используя в качестве формы березовый гриб».

Уровень технологии Выговского литья был столь высок, что позволял использовать первый экземпляр отливки в качестве моделей.

Ниже полностью приводится один из указов по Выговскому медному литью с сохранением древнерусского стиля изложения и орфографии.

 «Указ о медном литье

Первое подобает начати землю, как угодно плавить, в сосуде, в каком пристойно, розвести с водою, чтоб было жытко все смешано с водою, и розбив мелко, и так поставить; и когда оная земля будет устаиваться крупная на дно пасть, а мелкая на верх останетца; и которая с водою ходит, и та взять положить в другую посуду и положить в подобное место, где-б скоряя сохло, токмо чтоб не круто, а вода бедет устаиватца та надать сливать. А когда станет быть суха, токмо не падать дать досуха высушивать, чтоб можно круглыми катками скатать, да скатав, высушить сухо крепко да пожечь те катки, чтоб оне докрасна нагорели все давно и вон вынять да простудить и просиять частым ситом в корыто нарочное, да свежим добрым квасом розвесть чтоб не житко в меру, да дни два пропустить, чтоб она укрепилась, да пронарови двои сутки. Ежели похочеш печатать, то надать выместить мягкы, и ежели суха будет, то квасом полей, чтоб мерно и вымеси мягко и, ежели хочеш знать, когда годна будет к печатанию, то возми оную землю, зажми в руку плотно: ежеле будет знать с ладони выдать письмо, тогда годна, и печатай в опоки створы или распятия и другие всякия вещи. То возми верхнюю половину опоки да положы на доску да землю набей туго, да ножем среж глатко да тут покладай, что намерено печатать: ежели створы или распятия и кресты, то правыми сторонами внис, а левыми вверх, да другую опоку положы, да пыхвой напыхай на всякия штуки, токмо чтоб немного, да ситом насей, чтоб их невидить, да прочее руками доклади да набей крепко и ножом срежь, и ту набитую половину опоки не рознимам переверни и ту набитую срезанную опоку переверни тою стороною положи на доску, д другую половину возми сверху с той опоки вынь вонда разбей да на место полжы, да тою пыхвой напыхай, да ситом насей, да прочее руками доклади, да набей туго токмо обстоятельно, чтоб не чрез меру, чтоб в том печатании не было выломок, да также ножем среж глатко, да розойми, да на которой стороне чтоб печатаного останетца то ножом обстоятельно тихостно выколоти, да вытряхни с опоки тихостно, да возми и прореш во все места и проходы да в наханую горячо печь положи, чтоб высохло сухо, да потом же на горне на горячее уголье, чтоб збилело; да потом, вынув з горна, выстудить, да берестом выкоптить, чтоб счернело да сложить вместо да меди положить весок против того, что напечатано, да сверх того на путик. А меть положить в горшек, а горшек положить в горн до класть угольем да спускай с воли горит; как уголье нагоряет так  и горшек с медью, да когда будет горячо тогда надать дуть, и когда меть будет таять и будет кипить, тогда немоги лить, хотя она и жестоко ходит и чадом зеленым ошивает; все мешкай, а когда будет на ней попонку натягать и дым зеленый ходит станет менши, тогда лей и, вылив, розойми да землю выколоти, пилою или ножнями отрешь что выльетце: ежели не финифтянное, то возьми да щетью свиною вычести, чтоб земли не было, да розожги горн, да положи печку, которая имеетца быть нарочная, и положи ту печку в горн на уголье, да угольем обклади хорошым, чтоб в них огня не было. А когда печка та нагорит с угольем до красна и тогда мешечком розодми, чтоб была красна и огня бы не было з дымом, чтоб жар был, и тогда оттвори в печки устие и тогда створы или распятия и кресты положи, да углем устие затвори, а под верхом остав выход, чтоб чад оттуда вышел, который от меди пойдет, и которое положенное в печку нагорит до красна, тогда и все затвори, да посматривай, чтоб не згорело. И когда буде с печкою не знать, тогда устие оттвори, да дай здохнуть, да еще затвори, да когда на положенной меди будет как мошечику садитца, тогда немного народи и вон вынь, да пускай простынет, да положи в ягоды, а ягоды чтоб были вытолчены, сочны, да положи соли в меру да повари на огни, да в тех толченых вареных ягодах лежит часов з десять. Да ежели посмотря, что грязь отошла, возьми да меленьким песком да свиною щеткой с водою вытри, да водою чистою переполощи, да еще возьми ягод, посмотря сколько меди, да ягоды вытолки, да положи на огонь на уголье, да пускай закипит, да в кипяток покладай, да ключ хороший дай, да вон вынь да тому же подовно песочком со щеткой вычисть, да посли того с квасом медной щеткой вычисть да белым платом вытри да в жару высуши. А посли песочнаго чищенья до медного чищенья, которое недообтерано пилою, тогда оботри все наготово, да тогда щетью медной вычесть на готово да по простым местам или древам выходи гладилом.

А которе будешь лить створы или кресты на голо з зеленой меди, лей (видимо, в указе пропуск слов. – Б.Н.) отнюдь не клади, а ежели сколько кладеш красной или зеленой меди и запруды то тово во огнь не клади,  маш воткой крепкой. И в финифтянное отнюдь не клади кроме зеленой меди, понеже того финифтянного не возможно, что в огни не быть. А когда будеш воткою крепкою мазать какую любо вещь, тогда вычести щеткою, чтоб земли не было, да согрей, чтоб была горяча, токмо в меру, а вотки положи в хрустальною посуду, да кисточкой зделай портяные маленьки на обстоятельнных рукояточках да тогда мажь по всему тому, да вымазав, в воды щеткой смой, да положи в ягоды, да час полежит, да возьми песком вычести, да щетью медной наготово, тогда будет бело.

Внимательный и вдумчивый читатель найдет в приведенном выше указе сведения о том, как готовилась формовочная смесь, об особенностях технологии формовки и сушки форм и плавки меди; много места в указе уделено вопросам очистки отливок: о проведении осветляющего отжига, об отбеле отливок в горячих ягодах, о механической очистке щетками и о полировке их гладилом. Далее приводятся составы шихт для простого литья створов, распятий и крестов и для финифтяного (предназначенного для эмалирования) литья.

На рис.120-122 показаны различные формы и отливки Выговского литья.

      
а)                                                  б)
Рис.120. Песчаная форма (а) и отпечаток креста в березовом грибе (б)

     
а)                                                        б)
Рис.121. Каменные формы креста и отпечаток в форму:
а – XII-XXIV в.; б – XVII-XVIII в.

                   
а)                              б)                          в)
Рис.122. Примеры Выговского литья: а – крест «Распятие», XVIII в.;
б – икона прорезная «Святой Андрей Стратилат», XVIII в.;
в – икона прорезная «Пророк Даниил», XVIII в.

 



 

Design by PacificWebArt