15.3. Крупнейшие художественные отливки России

Царь-колокол. Литье колоколов – самая яркая страница в истории русского литейного производства, рис.236.


Рис.236. Отливка колокола в Твери.
Старинная гравюра. 1403 г.

Из 12 крупнейших колоколов мира – половина русские, из них три – непревзойденные по весу, рис.237.


Рис.237. Сравнительные схемы массы колоколов-гигантов:
1 – Московский царь-колокол; 2 – Успенский; 3 – Алексеевскй;
4 – Бирманский; 5 – Японский; 6 – Успенский (1817 г.); 7 – Святой Иван;
8 – Корейский; 9 – Корейский (сила); 10 – Маха Ганди;
11 – Пекинский; 12 - Годуновский

Для колокольного ремесла необходимы обширные знания о законах акустики, свойствах металлов, сплавов. Старые мастера точно и верно определяли и необходимый вес колокола, и распределение металла по телу колокола для получения нужной высоты тона и тембра.

Начиная с конца XVI в. для Московского Кремля отливались самые большие в мире колокола – символ мощи Русского государства.

Первым из крупнейших российских колоколов был колокол массой 1000 пудов, отлитый в первой половине XVI в. Во времена Бориса Годунова был изготовлен второй колоссальный колокол массой около 2000 пудов. Для приведения его в действие приставляли 24 человека. На верху звонницы ставили несколько человек, которые подталкивали язык. Годуновский колокол являлся «прадедом» нынешнего Царь-колокола. В него звонили по большим праздникам и при приезде иностранных послов. Во время одного из московских пожаров колокол упал и разбился [39, 41].

Из разбитого Годуновского колокола мастером Даниловым был отлит в 1654 г. новый большой Алексеевский колокол массой 8000 пудов. Но Даниловскому гиганту-колоколу не довелось долго жить. На радостях, что отливка получилась удачной, царь приказал бить во все колокола. Зазвонил и большой колокол, покрыв своим звоном все остальные московские колокола. Когда же начали в него звонить с большой силой, он разбился как стекло. Царь приказал разбить его. Развели рядом вокруг него сильный огонь и он весь растрескался на куски.

На вызов правительства вновь перелить колокол явился один мастер из переживших моровую язву (от которой, кстати, в 1654 г. умер колокольный мастер Емельян Данилов), молодой человек, малорослый, тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый. Этот человек, явившись к царю, взялся отлить колокол больше, тяжеловеснее и лучше, чем он был прежде, и кончить работу в один год. Этим мастером был Александр Григорьев. Лом «дедушки» Царь-колокола послужил материалом для нового колокола массой 9000 с лишним пудов (по другим данным – 10000 и даже 12000 пудов).

Описание технологического процесса отливки колокола в 8000 пудов оставил в своих путевых записках Павел Алеппский [1, 41]:

Огромная яма была вырыта на площадке у Ивановской колокольни. Которую сверху донизу выложили кирпичом и приступили к устройству внутри ее печи, которую топят со стороны, под землей, днем и ночью. Замешав глину, выложили из нее род купола, то есть составили сердцевину (стержень) колокола, и обжигали глину огнем, который сделал ее твердой, как железо. Потом наложили на купол второй слой (рубашку) такой же толщины и такого же объема, как стенки колокола. Затем приступили к устройству верхней формы, окружающей колокол. Привезли железные прутья, кривые, согнутые как лук, с крючками на концах, которыми их сплели между собою вокруг всей формы наподобие того, как ткут цыновки. Потом их тщательно обмазали глиной снаружи и снутри и подвергали продолжительное время действию огня, так, что все обратилось в одну (плотную) массу.

После этого форму крепко привязали сверху толстыми веревками к большим медным блокам на самом верху четырех столбов из крепкого дубового дерева.

Затем множество стрельцов повернули ворота, к которым были прикреплены веревки и тогда крышка, которую сделали, как верхнюю форму, поднялась кверху; под нее подвели на края ямы множество толстых брусьев и поставили прямо. Туда вошел мастер и вырезал письмена и изображения, какие было нужно. Когда он кончил, спустились в яму, разрушили слой из глины (т.е. рубашку) и хорошо очистили форму. Затем форму внизу и внутренность крышки, намазали обильно салом и жиром, дабы медь текла по ним быстро. Когда спустили крышку, на месте второго слоя образовалась пустота, куда можно впустить расплавленную медь. Вниз сошли (в яму) каменщики и сложили кругом формы, снизу доверху, прочную стенку из кирпичей в несколько рядов, дабы форма не поколебалась от тяжести и стремительного тока меди, и таким образом эта последняя не пропала, вытекая наружу.

Приступили к постройке на краях ямы пяти печей из кирпича, весьма прочных, связанных железом снаружи и снутри, и сделали у них дверцы железные, их обмазали с обеих сторон глиной, которую потом обожгли наподобие кирпича. Внизу каждой печи сделали отверстие с желобами, направленными к яме, дабы, когда расплавится медь, вся она по открытии отверстий быстро потекла по пяти канавкам.

После того как пять печей были загружены металлом, замазали дверцы печей и развели огонь, поддерживая его в течение трех дней, пока медь не расплавилась, сделавшись как вода. Ее мешали через отверстия печных дверей длинными железными прутьями; открыли пять нижних отверстий печей, и вся медь потекла по желобам, ведущим к чаше поверх ушей колокола. Медь не переставала течь до конца этого дня. От большой силы тяжести она образовала внизу желоба трещину и полилась между кирпичами, отчего уменьшился вес, назначенный мастером; немедленно было доставлено множество меди и серебра и положено в одну из печей, которая еще была горяча; металл расплавился и был пущен на первый, пока форма не наполнилась совершенно. Понадобилось три дня, пока новый колокол не остыл. Тогда стали отнимать кирпичи и землю, бывшие вокруг колокола, что продолжалось долгое время, до 1-го декабря, когда решили вынуть колокол из ямы и повесить.

Машины и канаты были привязаны и приготовлены; горожане сошлись на зрелище. Каждую из шестнадцати машин приводили в движение 70-80 стрельцов, и над канатом каждой машины сидел человек, чтобы давать знать, как следует вертеть, дабы все тянули одновременно.

Многие веревки полопались, но тотчас же были заменены другими. После ве­личайших усилий и огромных свыше всякого описания трудов, по истечении трех дней совершили поднятие колокола и повесили его над ямой на высоту около роста человека, при всевозможных хитрых приспособлениях. Над отверстием ямы положили толстые бревна, закрыв ее всю, над ними наклали еще бревен, пока этот чудо-колокол не стал на них, и тогда приступили к подвешиванию железного языка, который весит 250 пудов, а толщина его такова, чтобы с трудом могли охватить его руками, длина же более полутора роста.

Принялись очищать этот диво-колокол снутри и снаружи и полировать. При этом обнаружилось точное изображение царя и царицы, а над ними Господь Христос, их благословляющий. Они находятся на лицевой стороне колокола, на задней же стороне колокола изображение патриарха Никона. Под плечами колокола наверху изображены херувимы и серафимы с шестью крылами вокруг, а над ними кругом колокола надпись крупными буквами, а также есть надпись по нижнему краю.

Описанная выше  Павлом Алеппским технология изготовления колоссальных колоколов, с сохранением старинного стиля изложения и орфографии, являлась классической и потому применялась при последующей отливке крупных колоколов.

На звонницу Кремля колокол, отлитый А. Григорьевым, подняли в 1668 году. Но и «отцу» Царь-колокола не повезло, он прослужил всего 46 лет и был разбит в 1701 г. при очередном пожаре.

Вершиной русского литья колоколов является отливка Царь-колокола – самого большого в мире, рис.238.


Рис.238.  Московский Царь-колокол

Царь-колокол был отлит по чертежам и моделям знаменитого русского литейщика Ивана Федоровича Моторина. С первой попытки отлить колокол 28 ноября 1734 года из-за аварии плавильных печей И.Ф. Моторину не удалось. Вскоре И.Ф. Моторин умер. Литье самого крупного в мире колокола завершил его сын и помощник Михаил Моторин. Заливка Царь-колокола была произведена 25 ноября 1735 года. После удаления литников и обрубки масса Царь-колокола составила свыше 12000 пудов (205 т). Колокол из литейной ямы не вынимали, а над ним устроили деревянное сооружение. Во время пожара строение загорелось, колокол раскалился и, когда его начали повивать водой, треснул – от него откололся кусок массой 11,5 т. После этого его уже не стали поднимать из литейной ямы. Там он пролежал целое столетие. Подняли его под руководством Монферана (создателя Исаакиевского собора) лишь в 1836 году и установили на постаменте  около колокольни «Иван Великий» в Кремле. Было много предложений о сварке колокола, но ни одно из них не было принято.

Царь-колокол – шедевр русского литейного искусства. Огромное впечатление оставляют художественные барельефы царя Алексея Михайловича и царицы Анны Иоанновны, рис.239, а также детали украшений по верхнему и нижнему фризам – поясам колокола.


Рис.239. Изображение Анны Иоанновны
на Царь-колоколе

Схема изготовления литейной формы для отливки колоколов показана на рис.240, а процесс заливки литейной формы колокола отражен на рис.241.


Рис.240. Схема изготовления литейной формы колокола: а – выкладка цоколя (1 – стойка, 2 – гнездо, 3 – шаблон, 4 – цоколь с замком абс, 5 – каналы для выхода газов, 6 – железный крест); б – формовка по шаблону стержня колокола и тела колокола (7 – шпиндель, 8 – шаблон для внутренней стенки колокола, 9 – шаблон для внешней стенки колокола); г – изготовление глиняной формы колокола (10 – тело-рубашка колокола); г – разрез собранной формы колокола (11 – железные полосы-ребра, 12 – внешняя поверхность, 13 – внешние железные ребра, 14 - стягиваемые болты, 15 – коническое гнездо коронки колокола)


Рис.241. Схема плавильной печи и заливки колокола в литейной яме

Царь-пушка является замечательным памятником литейного искусства «литца» Андрея Чохова, рис.242.


Рис.242. Царь-пушка Московского Кремля.  Андрей Чохов. 1585 г.

Согласно надписям на пушке, она была отлита по указанию царя Федора Иоанновича: «Повелением царя и великого князя Федора Иоанновича всея России – слита бысть сея пушка в преименитом и царствующем граде Москве, лета 7094 (1586) в третье лето государства его, делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». Называлась она еще Дробовик, так как была предназначена для стрельбы не только ядрами, но и «дробом» (мелкими камнями, кусками железа, каменной картечью).

Вес Царь-пушки 40 т (больше 2400 пудов), длина 5,34 м (7,5 аршин), калибр 89 см (1аршин 4 3/4 вершка). По замыслу ее создателей вес ядра этой пушки достигал 120 пудов, а вес пороха для одного заряда - 30 пудов. Она предназначалась для обороны Московского Кремля, но из нее не было сделано ни одного выстрела. Тем не менее ее значение как исторического памятника очень велико: она отражает уровень развития пушечного дела в России в XVI в. Не одно поколение наших соотечественников с гордостью за русских умельцев созерцало это творение человека.

Царь-пушка - искуснейшее произведение Андрея Чохова. В глаза бросается красивая форма орудия, тщательная его литейная отделка. На пушке имеются тонко выполненные поясные барельефные украшения, а на правой стороне дульной части - изображение царя Федора Иоанновича в полном царском облачении, со скипетром, едущего верхом, рис.243.


Рис.243. Изображение на стволе Царь-пушки

Многие считают, что пушка не стреляла потому, что таких огромных размеров литое орудие вообще стрелять не может, так как обладает недостаточной прочностью. Есть разные версии о том, почему Царь-пушке не пришлось стрелять. Но одно верно: она была задумана и отлита как боевое орудие, предназначенное для стрельбы. И не огромные ее размеры тому причиной, что из нее никогда не стреляли.

Пермская чугунная пушка - отлитая в конце 60х годов позапрошлого века на Пермском чугунно-пушечном заводе, по своему калибру и массе превосходит пушку А. Чохова, находящуюся в Московском Кремле. Черновая масса пушки превышала 4000 пудов, а чистая масса составила 2700 пудов, т.е. на 300 пудов больше Царь-пушки. Калибр ее 20 дюймов.

Эта пушка-гигант представляет интерес не только своими размерами, массой. Она является уникальным инженерным сооружением. Особый интерес вызывает технология ее изготовления.  При литье пушки литейщики Пермского завода проявили большую смелость и необычайное умение в решении весьма сложной задачи.  Обычно при производстве чугунных пушек затвердевание идет от наружных поверхностей к внутренним, а это приводит к тому, что внутренние, медленно остывающие слои чугуна обладают низкой прочностью и износостойкостью - хотя все должно было быть наоборот: должен быть прочным внутренний слой с более мягкой поверхностью. Качество чугуна в данном случае определяется скоростью охлаждения внутренних и наружных слоев ствола пушки.

Специалисты-литейщики Пермского завода решили отлить пушку по новому технологическому процессу: охладить внутреннюю часть пушки водой, а наружную поверхность формы утеплить, зарыв опоки в землю, рис.244.

В случае положительного результата рано затвердевшая внутренняя часть ствола пушки гарантировала получение плотного мелкозернистого и прочного чугуна. При этом был большой риск: при прорыве воды через центральный стержень-трубу и при соприкосновении ее с такой огромной массой жидкого чугуна произошел бы колоссальный взрыв с катастрофическими результатами.


Рис.244. Схема формовки чугунной пушки
Пермского завода

О грандиозности задуманного и осуществленного проекта говорят такие данные. Заливка литейной формы длилась непрерывно в течение 23 мин; для отливки было выплавлено 4265 пудов чугуна. Вода в центральную часть отливки подавалась в течение 161 час. Все расчеты литейщиков оказались весьма точными, и отливка получилась с такими свойствами, как и было задумано: прочность внутреннего слоя достигла 30 кг/мм2 (300 МПа), в то время как прочность среднего слоя - всего лишь 10 кг/мм2 (100 МПа).

Таким образом, при литье Пермской чугунной пушки замыслы русских литейщиков увенчались успехом. Крупнейшая в мире чугунная пушка была подвергнута специальным испытаниям. Из нее было произведено 314 выстрелов, после чего пушку осмотрела комиссия артиллерийских и морских инженеров, признавшая ее пригодной для боевого использования [39].

На рис.245 показа схема формовки старинных бронзовых пушек.

 


а)


б)
Рис.245. Схема формовки пушки (а)
и эскиз собранной формы (б)

Памятник «Тысячелетие России». О главнейших событиях и делах первого тысячелетия Русского государства вещает потомству символический колокол-памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (скульптор М. Микешин, 1862 г.).

Памятник отражает шесть главных эпох русской истории:

  1.  Основание государства Русского - Рюрик, 862 год.
  2.  Введение христианства - Владимир, 988 год.
  3.  Начало освобождения от монголо-татарского ига - Дмитрий Донской, 1380 год.
  4.  Основание единодержавия Российского - Иван III, 1491 год.
  5.  Восстановление самодержавия избранием на престол дома Романовых - Михаил Федорович, 1613 год.
  6.  Преобразование России и основание Российской империи - Петр I, 1721 год.

Над памятником «в преобладающем виде» находится изображение православной веры в виде ангела с крестом в руках и России в виде коленопреклоненной женщины в национальном костюме с русским национальным гербом в руках.

Более 100 государственных деятелей и полководцев, писателей, художников, просветителей, отлитых в бронзе, олицетворяют силу, героизм и духовное величие русского народа, рис.246.

Основные параметры памятника «Тысячелетие России»:

  • общая высота около 15 м;
  • высота гранитного пьедестала 6 м;
  • диаметр гранитного пьедестала 9 м;
  • диаметр шара-державы 4 м;
  • масса шара-державы 400 пудов;
  • окружность горельефа 26,5 м;
  • масса колоссальной фигуры 150 пудов;
  • высота колоссальных фигур 3,3 м;
  • масса креста на шаре-державе 28 пудов;
  • высота креста на шаре-державе 3 м;
  • масса металла памятника 1000 т;
  • масса всего памятника 100000 т.


Рис.246. Памятник «Тысячелетие России». Бронза. М. Микешин, 1862 г.

Обзор художественного металла и статуарного литья можно закончить изображением памятника легендарному полководцу Г.К. Жукову, установленному в Москве в дни празднования пятидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (рис.23, цв.вклейка).

 

 

 

Design by PacificWebArt