15.1. Скифия

 

Северное Причерноморье было обитаемо уже в эпоху палео­лита. Древнейшим населением здесь были киммерийцы, которые господствовали в конце II – начале I тысячелетия до н.э. В конце VII в. до н.э. киммерийцев подчиняют скифы. Теснимые скифами, киммерийцы захватили значительную часть Малой Азии, где смешались с местным населением. Скифская культура развивалась в тесном взаимодействии с культурой народов Передней Азии, Кавказа и греческих городов-государств (Ольвии, Херсонеса, Пантикапеи, Феодосии и др.) [17,40].

Как выглядели скифы? Каков был их облик? Есть ли у них что-либо схожее со славянами?  Ответ на эти вопросы дают изображения скифов на драгоценных изделиях, выполненных как самими скифами, так и греческими мастерами. Найденная серебряная с позолотой чаша IV в. до н.э. в кургане «Гайманова могила» дает четкое изображение скифов, рис.213.


Рис.213. Чаша с изображением скифов.
Серебро с позолотой. IV в. до н. э.
Гайманова могила. Запорожская область

Облик скифов на приведенной чаше из Гаймановой могилы разительно отличается от облика тюркских кочевых народов, у которых, как говорится, «глаз узкий и нос плюский». Они ближе по строению лица к облику восточных славян, особенно выразителен  портрет скифа на фрагменте указанной выше чаши из Гаймановой могилы, рис.214. И, может быть, недалек был от истины поэт А. Блок, когда говорил: «Да, скифы мы»!


Рис.214. Фрагмент чаши из Гаймановой могилы

Для желающих найти что-то общее между скифами и восточными славянами приводим замечательную золотую пектораль IV в. из кургана Толстая могила Днепропетровской области, рис.215 [28].

На небольшом пространстве пекторали – цепь трагедий: лев убивает оленя, грифоны терзают лошадей, пантера нападает на кабана, собака гонит зайца. Таков внешний круг пекторали рядом с кругом мира – цветами и юными соколами. И еще круг – летит утка, чешется теленок, блеет козел, упрямится овца перед дойкой. Сидит, задумавшись, перед кувшином скиф…

 
а)
     

      

      
б)
Рис.215. Золотая пектораль (а). IV в. до н. э. Курган Толстая могила
Днепропетровской области, фрагменты пекторали (б),
за исключением изображения вепря в правом нижнем углу

Пектораль выполнена с редким изяществом и соблюдением внутреннего, какого-то бесхитростного благородства. Безусловно, пектораль – шедевр мирового класса. Это потрясающей силы документ времени, в котором будто слышен то прерывистый, то мерный пульс бытия…

Скифы жили на нашей земле, они оставили нам любовь к песням, к быстрой езде, к тому размаху, который поражает в русском характере. Умение выжидать, упорство в достижении цели, веселость нрава, храбрость…

Раннее скифское искусство представлено произведениями торевтики – украшениями вооружения, одежды, лошадиной сбруи, утвари. Эти украшения выполнены в «зверином» стиле. Художественная форма предельно лаконична: отброшено все случайное, подчеркнуто наиболее характерное. Хранящийся в Эрмитаже золотой олень из станицы Костромской (Краснодарского края), как и аналогичный олень в национальном музее Будапешта, сделан из массивного золота и служил украшением щита. Замечательно передан бег, почти полет: его ноги не касаются земли, мускулистая шея и породистая голова устремлены вперед, большие ветвистые рога откинуты назад, что усиливает впечатление движения, рис.216, трактованное тремя большими плоскостями тело кажется очень напряженным. Внутренний ритм четок, прост, динамичен. Форма в целом проста и лаконична, в ней нет ни одной случайной линии.


Рис.216. Скифский олень [48]

Такими же очень простыми изобразительными приемами достигнута предельная выразительность в золотой пантере из Келермесского кургана (VI в. до н.э.), рис.217. Это изображение разъяренного зверя, готовящегося к прыжку. Удлиненная шея усиливает впечатление гибкости и силы. Хвост и лапы пантеры покрыты изображениями зверя, свившегося в клубок. Глаз инкрустирован, в ухе находятся перегородки со следами эмали. Эта техника инкрустации, а также мотив пантеры заимствован скифами с Востока.


Рис.217. Скифская пантера [48]

Пантера из Келермесса – один из наиболее характерных памятников скифского  искусства. Условность изображения в раннескифском искусстве не уничтожает силу и экспрессию.

Мировой известностью пользуется золотой гребень из кургана Солох близ Никополя, рис.218.


Рис.218. Золотой гребень
из кургана Солох

Он украшен ажурным изображением битвы трех воинов. В центре – всадник, нападающий на пешего воина. Слева – пеший дружинник с мечом. Все фигуры поглощены борьбой, их движения необычайно решительны. Лежащая на спине убитая лошадь, подчеркивает реальность сцены. Бурные движения фигур подчинены законченной, уравновешенной композиции, приближающейся к треугольнику. Ритмическим переходом между рельефной композицией и зубцами служит узкая ажурная полоска с пятью фигурами лежащих львов. Соотношение частей гребня, его пропорции также свидетельствуют о тонкости художественного вкуса мастера.

Скифские литейщики и ремесленники по обработке металлов были мастерами не только торевтики и ювелирных изделий. Они за две с половиной тысячи лет назад, как еще ранее и восточные славяне [39,53], применили для массового изготовления наконечников стрел кокильное литье, т.е. литье в металлические формы,  которое в Европе вновь появилось лишь в XVII в., рис.219.

  
а)          б)                в)                                 г)
Рис.219. Часть литейной формы (а), стержень (б) скифского наконечника
стрелы (в) и половинка предскифского четырехместного кокиля (г)

У скифов, как и у других древних народов и племен, широко применялись для варки пищи крупные котлы на одной конической ножке. Скифские котлы самобытны как по своей форме, так и по способу их изготовления, рис.220.


а)                                                              б)
Рис.220. Скифские котлы: а – с фигурной ручкой и «шнуровым» орнаментом;
б – с простой дугообразной ручкой

В скифских котлах две части: корпус и коническая ножка. Корпус в плане представляет собой круг или, реже, овал. Чаще наибольший диаметр приходится на середину высоты котла, и только у отдельных котлов наиболее широкой частью является верхняя кромка корпуса.


Рис. 221. Геродот

 

 Отливали котлы дном кверху. Формы для них изготовлялись следующим образом. Специально по шаблону вращения выполнялся глиняный болван, затем на него наносилась восковая модель котла, или, как ее называют литейщики, восковая рубашка. Шаблон вращался на оси, которую перед нанесением восковой рубашки вынимали, а след ее – узкое цилиндрическое отверстие – забивали глиной. Наружная форма состояла из двух частей (если не считать ушек): в одной формовалась ножка и литник, а в другой – наружная часть корпуса [39].

Очень любопытные сведения о численности скифов и о достопримечательности Скифии приводит Геродот (IV, 81-82), рис.221 [17]:

«Численность населения у скифов я не могу определить точно, так как получил об этом различные сведения. Действительно, согласно одним сообщениям, скифы очень многочисленны, а по другим – коренных скифов, собственно говоря, очень мало. Местные жители, однако, показывали мне вот что: между реками Борисфеном (Днепром) и Гипанисом (между Днепром и Дунаем – возможно, Южный Буг), впадающими в Днепровский лиман, существует местность под названием Эксалепей. О ней я уже упоминал несколько раньше, говоря, что там есть источник горькой воды: вода его течет в Гипанис и делает воду этой реки негодной для питья (это происходит от проникновения в устье реки морской соленой воды).

В этой местности стоит медный сосуд величиной, пожалуй, в шесть раз больше сосуда для смешения вина, который Павсаний, сын Клеомбрата (Спартанский царь, победитель в битве при Платеях в 479 г. до н э.) велел посвятить богам и поставить у входа в Понт (Черное море).

Кто не видел этого сосуда, тому я его опишу: он свободно вмещает 600 амфор, а толщина этого скифского сосуда шесть пальцев.

По словам местных жителей, сделан он из наконечников стрел. Один скифский царь, по имени Ариант, пожелал узнать численность скифов. Он приказал для этого всем скифам принести по одному наконечнику и каждому, кто не послушается, грозил смертью. Тогда скифы принесли такое множество наконечников, что царь решил воздвигнуть из них себе памятник: он повелел изготовить из наконечников этот медный сосуд и выставить в Эксалепее.

Вот сведения, которые я получил о численности скифов.»

   

 В IV веке до н.э. усилившиеся сарматские племена, занимавшие территории к востоку от скифов, нанесли им поражение и на следующее столетие установили свое господство.

 

 

 

Design by PacificWebArt