13.4. Черная Африка

 

Королевство Бенин стало одним из могущестенных государств Западной Африки около 1400 г. В 1485 г., примерно через сто лет после того, как в стране были отлиты первые бронзовые изделия, торговать с Бенином начали португальцы. В обмен на перец, слоновую кость и рабов португальцы поставляли бронзу в виде наручников. После того как ввоз сырья в страну был обеспечен, в XVI и XVII вв. в Бенине наступила эпоха расцвета бронзового литья. Бенинцы отливали прямоугольные массивные бронзовые рельефные пластины, на которых были запечатлены многочисленные обитатели дворца – правители Бенина, а также большие бронзовые змеи, отлитые по частям и прикрепленные к крышам дворца. Головы усопших правителей, как отлитые из бронзы, так и вырезанные из слоновой кости, использовались при ритуальных обрядах.

В 1898 году британцы совершили карательную операцию в Бенин, разграбили дворец, вывезли в Англию или уничтожили многие произведения  самобытного искусства бенинцев. В Англии скульптуры бенинцев произвели подлинную сенсацию. В 1919 г. директор Этнографического музея в Берлине так оценил изделия бенинских мастеров: «Ни Бенвенуто Челлини, ни кто бы то ни было другой не смог бы отлить эти скульптуры лучше», рис.200 [48].

                   
а)                                                            б)
Рис.200. Отливки черной Африки: а – бронзовая голова королевы Бенин. 1500 г. Лондон; б – золотая маска (голова) из Ашанти (Ганы). Середина XIX в. Лондон

В королевстве Ашанти (ныне часть Ганы), находившемся на территории Золотого Берега в Африке, создавались прекрасные произведения искусства. В XVIII и XIX вв. здесь было много золота, значительная часть которого расходовалась на украшения членов королевской семьи высшей знати. В качестве символов своей власти короли носили массивные золотые короны, изумлявшие португальцев, сходивших на берег в Ашанти. Изображенная на рис. 200,б маска из Ашанти, иногда называемая головой, входила в сокровищницу короля Кофи Какари и была привезена в Англию в 1873 г. Маска хранится в Собрании Уоллеса в Лондоне, изготовлена в середине XIX в. и представляет собой пример техники золотого литья методом «вытопленного воска» (по выплавляемым моделям).

В 1817 г. сотрудник британской Западно-Африканской компании Т.Е. Боудич описал город Кумаси в Ашанти и «золотые украшения, сверкающие везде, куда ни бросишь взгляд». Помимо ожерелий, ручных и ножных браслетов его приводили в восторг «золотые и серебряные вещи, слепящие глаза», а также отлитые из золота волчьи и бараньи головы, свешивающиеся с золотых рукояток сабель [48].

 

 

 

Design by PacificWebArt