13.2. Китай

 

История культуры Древнего Китая насчитывает около пяти тысячелетий своего существования. Своеобразный художественный стиль сложился в Китае очень рано, и, несмотря на изменения, проходившие в течение последующего времени, некоторые его характерные черты не меняются на протяжении всего развития искусства - от древнейших времен вплоть до наших дней.

В период Шан (Инь), относящийся ко II тысячелетию до н.э., строились грандиозные по размерам гробницы знати. Все предметы, которые помещались в гробницах, были связаны с религиозными представлениями и имели уже установленное традицией назначение. В гробницах найдены фигуры фантастических существ: человека-тигра и хищного рогатого зверя “таоте” - символа сверхъестественной силы, традиционно изображавшегося в виде геометризированной симметрично построенной маски с круглыми глазами на плоской морде, с рогами и клыками в форме завитков. Наиболее многочисленными среди произведений искусства Шан (Инь) являются изделия из бронзы, особенно бронзовые сосуды бытового и культового назначения. Техника обработки бронзы в Китае достигла более высокого развития, чем в других странах древности. Этот вид ремесленного производства был выделен в особую отрасль около 1500г. до н.э. Шаньские ремесленники делали из бронзы восхитительные предметы самого различного назначения - от колоколов до тщательно отполированных зеркал. Одним из наиболее впечатляющих образцов их мастерства стали ритуальные бронзовые чаши (сосуды), употреблявшиеся правителями и феодальной знатью при отправлении культа предков. Обычно бронзовые сосуды снаружи покрыты символическими изображениями, а внутри имеют иероглифические надписи - дарственные или указывающие на имя владельца. Каждый из этих сосудов в зависимости от формы имел собственное название и использовался в строго определенных целях. Котел для приготовления пищи на трех или четырех ножках назывался «динь», а сосуд с двумя далеко выступающими ручками для жертвоприношений назывался «гуй». Наиболее распространенные мотивы их декоративного украшения - дикие, домашние или мифические животные, такие как лошади, буйволы, бараны, тигры, слоны, олени и драконы. На некоторых бронзовых изделиях изображены совы, попугаи, рыбы и змеи, рис.193.


Рис.193. Китайский ритуальный сосуд в виде чудовища
с головой тигра. Период Шан (Инь)

В период Шан (Инь) достаточно высоко стояла и техника резьбы по камню и кости. Из красивого полупрозрачного и необычайно твердого камня нефрита выделывались ритуальные предметы, предназначенные для культовых церемоний, и предметы роскоши. Нефрит в Китае считается символом удачи, доброты, смелости, мудрости и чистоты. Китайцы верят в защитные и целительные свойства нефрита, которые могут открыть человеку путь в бессмертие. На поверхность камня первоначально наносился рисунок, по которому алмазом производилась резьба или высверливание отверстия. Нефритовые украшения и скульптурные изделия подвергались шлифовке гранатовым или корундовым песком, а также сырым песком.  В шаньских погребениях найдено много различных предметов из нефрита. Это оружие, серьги, украшения в форме рыб, птиц и зверей, искусно выточенные, покрытые характерным для того времени орнаментом и гладко отшлифованные.

В 1968 г. археологи открыли впечатляющие гробницы принца Лю Шена и его жены Тон Ван. Принц Лю Шен был похоронен в 113 г. до н.э. в гробнице, вырубленной глубоко в скале, которую потом замуровали каменными глыбами и залили расплавленным железом. Чтобы открыть проход к предметам, погребенным в гробницах (а их было более 2800 шт.), образовавшуюся железную стену пришлось взрывать динамитом. Каждое из захоронений состоит из нескольких связанных между собой помещений, среди них были даже комнаты для омовений.

Из гробниц извлекли и другие необычайные предметы: инкрустированные золотом изделия из бронзы, лаковые миниатюры, резные каменные статуэтки и керамические фигурки, рис.194.


Рис.194. Золоченые бронзовые леопарды. 113 г. до н.э.

Во второй половине I тысячелетия до н.э. значительно отличаются от предшествующих периодов стиль и содержание прикладного искусства: мелкой пластики, изделий из бронзы, нефрита и керамики. Изготовляется много новых, ранее не встречавшихся художественных изделий, например зеркала, выплавляемые из высококачественной бронзы, полировавшиеся ртутью. С обратной стороны зеркала украшались сложным и тонким орнаментом, золотились и иногда раскрашивались. Появляется также много новых форм бронзовых сосудов. Сосуды времен Чжанью (480-221 гг. до н.э.) отличаются большим изяществом и стройностью, виртуозной тонкостью орнамента. Для их украшения в большом количестве применялись различные виды инкрустации драгоценными камнями, цветными металлами - медью и серебром,  а также золотом.

Техника литья ритуальных сосудов. Форма и узоры сосудов отличаются совершенством и виртуозным мастерством, свидетельствующим об уже зрелой художественной традиции. Иногда рисунок настолько тонок и сложен, что его можно рассмотреть только в лупу. Удивительное мастерство и проработанность каждой детали на бронзовых изделиях достигалась совершенной для того времени техникой литья. Первоначально изготовлялась точная модель сосуда из глины. После обжига по этой модели делали из особой огнеупорной глины форму, на которую оттискивался обратный узор. Наличие выпуклых швов на бронзовых сосудах указывает на то, что форма была не монолитна, а состояла из отдельных точно пригнанных частей (кусков), число которых зависело от типа сосуда. После разборки формы куски исправляли и подвергали просушке, а глиняную модель сосуда срезали на толщину стенки сосуда. При необходимости на срезанной модели (теперь уже выполнявшей роль внутреннего болвана) делали надписи. Вокруг болвана вновь собирали форму и сверху обмазывали сырой глиной. В пространство, образованное стенками формы и болваном заливали расплавленную в специальных котлах (тиглях) бронзу. После окончания литья форму разламывали и больше не использовали. Об уровне литейного производства в период Шан (Инь) можно судить и по тому, что некоторые сосуды достигают массы до 600-650 кг, для чего бронза плавилась сразу в нескольких котлах (тиглях).

В Китае императоры с XV в. удалились от «грязной действительности» в Запретный город в центре Бэйцзина (Пекина). Доступ туда был под страхом смерти запрещен простым смертным и чужестранцам. Бронзовый лев охранял в запретном городе дворец китайских императоров, рис.195.


Рис.195. Бронзовый лев, охранявший китайских императоров
в Запретном городе 

Считалось, что великая Китайская стена была возведена для защиты  империи  от  вторжения  соседних  кочевых  племен, рис.196.


Рис.196. Великая Китайская стена. 204 г. до н.э.

Невероятные темпы возведения Великой Китайской стены породили невероятные домыслы о сверхъестественных силах, помогавших строительству. Так, одно из преданий рассказывает о черном летучем коне, принадлежавшем Шихуанди, с красной гривой, огненным хвостом. За день этот конь мог унести своего всадника за 480 км. Он летел с восседавшим на нем императором вдоль северных границ Китая, касаясь земли копытами не более 9-10 раз за милю. Там, где копыта касались земли, вырастали сторожевые башни, а к концу каждого такого дня вдоль северных границ империи простирался еще один огромный отрезок Великой стены, рис.197.


Рис.197. Летучий конь, опирающийся на ласточку.
Бронза. II в. до н.э.

 



 

Design by PacificWebArt