12.4. Эпоха Возрождения

 

Термин «Возрождение» (по-итальянски – «ринашименто», по-французски – «ренессанс») условен и не исчерпывает существа явления. Отличительной чертой культуры Возрождения, антифеодальной в своей основе: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности.

Флоренция колыбель Ренессанса, рис.179. Город Флоренция, бывший во времена Рима военной колонией, стал в XIV в. центром Ренессанса. Такие архитекторы, как Альберти и Брунеллески, украсили город зданиями, которые сами по себе были произведениями искусства, а такие художники, как Фра Анджелико и Гирландайо, расписали их яркими фресками. Ученые, поэты и художники: Данте и Петрарка, Леонардо и Микеланджело – были уроженцами Флоренции. Их влияние распространилось далеко за пределы города.


Рис.179. Флоренция, 1420 г.

Расцвет Флоренции как центра искусства состоялся во многом благодаря покровительству семейства Медичи, которое правило городом в течение трех веков. Медичи разбогатели благодаря доходам, которые принес им основанный в 1397 г. банк. Львиную долю полученных денег они использовали для того, чтобы поддерживать искусство: давали заказы художникам и мастерам, создававшим великие произведения ради прославления семьи Медичи и Флоренции. К 1434 г. Козимо Старший был первым из Медичи правителем города, а в 1469 г. при его внуке Лоренцо Флоренция стала одним из самых могущественных итальянских городов-государств.

Человек эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи, благодаря его разностороннему гению можно назвать самым выдающимся человеком эпохи Возрождения. Доказательства многогранных талантов Леонардо сохранились в его зашифрованных записных книжках, затрагивающих разнообразнейшие темы: от анатомии и оптики до ботаники и законов перспективы.

Пропорции человека, выполненные Леонардо да Винчи, помещены на фронтисписе нового издания научного труда Витрувия, древнеримского теоретика архитектуры, рис.180.

 
Рис.180. Пропорции человека Леонардо да Винчи

Эпоха Возрождения была временем расцвета прикладного искусства. Его достижения были подготовлены высоким уровнем художественных ремесел в передовых городах позднего Средневековья. Серебряные и золотые кресты, металлические посохи, дарохранительницы, чаши, церковная и бытовая металлическая посуда, оружие и роскошно украшенные панцири, различные ювелирные украшения итальянской работы отличаются совершенной выделкой и художественностью.

Ниже приводится рассказ толстяка-столяра Маннето [24]: «Донателло заказали распятие для часовни Барди в церкви Кроче. Он сделал такое, подобного которому никто не видел. На кресте был распят не сын бога, а сын человека. Такой же человек, как и все. Мускулы напряжены, ребра выдаются из-под кожи, все тело – сильное, можно сказать здоровенное. С гордостью показал Донателло распятие своему другу, великому Брунеллески, но тот только головой покачал: что же ты распял на крест мужика, а не Христа, который обладал сложением тонким и был самым прекрасным из всех когда-либо родившихся людей. Донателло уязвленный, ответил: «Попробуй сделать лучше»! Брунеллески принялся за работу над распятием, а когда оно было готово, пригласил приятеля посмотреть, что вышло. Распятие Брунеллески почти не отличалось от средневековых, на кресте был изображен стройный, хрупкий юноша, и только едва заметные выпуклости мускулов свидетельствовали о том, что скульптор хорошо знаком со строением человеческого тела. Донателло на мгновение оторопел, так прекрасно было то, что он видел перед собой, но затем тряхнув головой, только и промолвил: «Тебе дано изображать Спасителя, а мне – крестьянина», рис.181.

            
а)                                                        б)
Рис.181. Распятие Иисуса ХристаДонателло. Флоренция, церковь Санта Кроче (а); распятие Брунеллески. Флоренция, церковь Санта Мария Новелла (б)

В последующем времени Брунеллески стал великим архитектором, а Донателло – знаменитым скульптором.

Ниже приводится ряд статуй Донателло, прототипами для которых он приглашал простых людей с улицы, рис.182.

              
а)                           б)                           в)                            г)
Рис.182. Статуи Донателло. Бронза: а – Иоанн Креститель.
Венеция, церковь Санта Мария Фрари; б – пророк Иеримия. Флоренция,
кампанила собора; в – Цукконе («Тыква»). Флоренция, кампанила собора;
г – Давид. Флоренция, Барджелло

Для раннего итальянского Возрождения характерна история создания бронзовых дверей баптистерия (крещальни) во Флоренции. Лоренцо Гиберти (1378-1435 гг.) был участником знаменитого конкурса 1401/02 г. на  вторые (северные) двери баптистерия и вышел из него победителем. Особенности его дарования выступают в сопоставлении с конкурсным рельефом Филиппо Брунеллески  (1377-1446 гг., итальянский скульптор, архитектор, ученый  эпохи Возрождения).  В рельефе  Брунеллески больше реального правдоподобия, его герои держат себя более естественно. Авраам хватает за голову Исаака, в движении которого ощущается сильный испуг. Фигура ангела, останавливающего Авраама, дана очень динамично. Внизу скульптор поместил фигуры слуг, придав им жанровый оттенок: один из них  вытаскивает из ноги занозу, другой пьет воду, недостатком  рельефа  Брунеллески была некоторая разбросанность фигур и слишком сложная композиционная координация – некоторые фигуры выходят за границы обрамления, выполненного в форме квадрифолия (четырехлистника), рис.183.


Рис.183. Жертвоприношение Авраама. Брунеллески.
Конкурсный рельеф для вторых дверей флорентийского баптистерия.
Фрагмент. 1401/02 г.

Гиберти лучше справился с композиционно–декоративной задачей  – его рельеф удачнее вставлен в обрамление, сильнее у него выражена единая ритмика изображения, мягкость и плавность линий. Вместо испуганного мальчика он изобразил в своем Исааке прекрасного античного эфеба (юношу), гордо подставляющего грудь под удар.

Работа Гиберти над   вторыми дверями баптистерия охватила длительный период между 1403 и 1424 гг.

Каждая из двух дверных створок имеет по четырнадцати рельефных композиций в четырех  листниковых  обрамлениях. Тематика их – сцены из Нового Завета, образы евангелистов и святых. Фигуры Гиберти очень  изящны, складки одежд образуют мягкие парадолы. В некоторых сценах  введены пейзажные элементы. В целом это произведение воспринимается как закономерное продолжение и развитие идей и форм трегентистского скульптора Андрео Пизано  (около 1290-1348 гг.), который между 1330  и 1336 гг. выполнил двадцать восемь рельефов, по четырнадцать с каждой стороны, для южных  бронзовых дверей баптистерия во Флоренции. Изображая в них легендарные эпизоды из жизни Иоанна Крестителя, Андреа Пизано с большой мягкостью и изяществом создает различные фигурные сцены, связанные с тонко разработанными архитектурными пейзажами.

Резкий качественный сдвиг в сторону  ренессансных  художественных принципов обнаруживается в главном произведении Гиберти – в  третьих восточных  дверях баптистерия (1425-1452 гг.), которые он рассматривал как деяние, обеспечивающее ему бессмертие в веках. Двери эти потребовали от него двадцати семи лет огромного  труда. Кроме десяти  сложившихся многофигурных композиций, выполненных с ювелирной тщательностью они включают  небольшие статуи пророков и изображения головы (в их числе автопортрет Гиберти), расположенные по сторонам от рельефов. Обрамление дверного портала украшено орнаментальным рельефом из плодов, листьев и цветов, рис.184.

Ренессансные качества третьих  дверей складываются уже в архитектонике: множество мелких рельефов в готических  квадрифолиях, Гиберти укрупнил рельефы и  поместил их в прямоугольных обрамлениях. Сюжеты для рельефов – эпизоды из Библии – выбраны известным гуманистом Леонардо Бруни. Поскольку мастер увеличил клейма для рельефов, ему пришлось  в каждой из композиций совместить по нескольку сюжетов. Так, в первом клейме изображены четыре сюжета: создание Адама, создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. Подобное нарушение единства места и времени – прием, восходящий  к  искусству  треченто  (весна   Возрождения,   XIV век),


Рис.184. Сотворение Адама и Евы, грехопадение и изгнание из рая.
Гиберти. Рельеф третьих дверей флорентийского баптистерия

но в трактовке фигур и окружающей их среды Гиберти показал себя уже чисто ренессансным мастером. Его  фигуры крепко  стоят  на ногах, их пропорции, анатомическое строение переданы в соответствии с натурой. Главная особенность его  дарования – лирическая красота образов – раскрылась здесь  во всей своей силе. Присущее ему живое изящество сказывается не только в обрисовке персонажей, оно повсюду, в каждой линии, в каждом пластическом оттенке. Необычайно богаты  и насыщены мотивами пейзажные и архитектурные фоны: то с прекрасными холмами  и деревьями, то с величественными аркадами и храмами. Эти фоны разработаны в очень низком, тончайшим образом  нюансированном рельефе (так называемом rilievo schiacciatto), в них  использованы незадолго до того открытые Брунеллески приемы линейной перспективы. В целом благодаря неистощимой художественной фантазии мастера, красоте его образов, благозвучию и плавной ритмике форм и линий все разнообразнейшие элементы этого произведения сливаются в единый, редкий по своей  законченности и великолепию ансамбль. Впоследствии великий Микеланджело  сказал об этих дверях: «Они так прекрасны, что достойны стать вратами рая».

Невысокий рельеф и сдержанность декора в изделиях XIV-XV вв. сменяются в период Высокого и Позднего Возрождения богатством пластики, обилием форм, динамичной сменой фигур и чисто орнаментальных мотивов. Чаши, дарохранительницы, канделябры и водолеи отражают в своих конструкциях те поиски подвижной динамики и вместе с тем логической ясности переходов несущих и несомых частей, которыми отмечены поиски и архитекторов того времени. Не случайно многие изделия из металла, как отчасти изделия из дерева, напоминают фасады зданий того времени, включают в свой декор такие элементы, как колонна, портик, купол. Серебряный реликварий Истинного Креста имеет форму прямоугольной дарохранительницы на массивной ножке с коринфскими пилястрами по углам и классическим фронтоном. Реликварий, декорированный двумя скульптурными фигурками ангелов, принадлежит римской школе XVI в. и содержит фрагменты деревянного Креста, на котором был распят Иисус Христос (рис.8,б, цв. вклейка).

В эпоху Возрождения в литейном искусстве почти столетие лидерство принадлежало Нюрнбергской мастерской Фишеров. Бронзолитейщик Петер Фишер Старший отлил бронзовые статуи легендарных королей Средневековья – короля Артура и Дитриха (или Теодориха), которые украшают гробницу императора Максимилиана I и дворцовую церковь в Инсбруке, рис.185.

      
а)                                                        б)
Рис.185. Бронзовые изделия Петера Фишера Старшего– король Артур.
Инсбрук, 1512-1513 гг. (а);  рака Св. Зебальда, Нюрнберг, 1507-1519 гг. (б)


Рис.186. Николо Макиавелли, первый политолог. Бронза. 1513 г.

Закончим рассказ об эпохе Возрождения двумя портретами очень интересных личностей.

На рис.186 показан Николо Макиавелли, образ неизвестного скульптора, современника Макиавелли. Термин «макиавеллизм» как синоним неискреннего и циничного поведения имеет своим источником политический трактат «Государь», созданный в 1513 г. итальянским писателем и государственным деятелем Николо Макиавелли. Он указывает на древнеримскую республику как образец справедливой формы правления и считает, что правитель должен удерживать власть всеми способами, невзирая на нормы христианской морали.

Макиавелли вошел в историю как хитрый и умный политолог, как теоретик политической мысли [18].

Евгений Савойский (1663-1736 гг.), (см.рис.6, цв. вклейка), был признан негодным к военной службе, однако оказался героем 24 битв.

Некрасивый и тщедушный, Евгений Савойский, француз по рождению, считался обузой в аристократической семье, которая принуждала его стать священнослужителем. Его попытка записаться во французскую армию закончилась унизительным отказом.

Поступив на службу к Леопольду I, сопернику Людовика, принц Евгений продемонстрировал такую храбрость в первой же битве за освобождение Вены, что ему поручили командовать полком драгун. Во время повторного завоевания Венгрии он в 34 года стал главнокомандующим армиями Габсбургов. В том же 1697 году Османская Турция начала мощное контрнаступление. Игнорируя приказы «избегать столкновений с противником без уверенности в полной победе», Евгений нападал на турецкие войска, втрое превышавшие по численности его собственные, и побеждал. В решающей битве при Зенте турки потеряли 30000 убитыми, 9000 повозок и 60000 верблюдов.

Став президентом императорского военного совета, Евгений дважды объединялся с герцогом Мальборо, чтобы освободить Баварию, разбив при Блехейме в 1704 г. ведомые французами войска, и в Ауденардском сражении в 1708 г. за освобождение Нидерландов. В войне против турок он захватил Белград в 1717 г. и уничтожил турецкое подкрепление, в четыре раза превосходившее по численности его армию. Евгений участвовал в 24 битвах и был ранен 13 раз. Наполеон и Фридрих Великий гордились тем, что они что-то позаимствовали из его военного опыта [18].



 

Design by PacificWebArt