12.3. Средневековая Европа

 

В мрачные годы Средневековья, когда вся деятельность людей в той или иной степени зависела от церкви, искусство художественного литья, как и металлообработка в целом, продолжало развиваться. В то время были созданы выдающиеся произведения для церковного ритуала, для украшения дворцов и соборов и других сфер деятельности.

Примерно в 800 г. были отлиты из бронзы знаменитые двухстворчатые ворота Аахенского собора, рис.177. Каждая створка этих «Волчьих ворот» имеет высоту почти 4 м, ширину 1,35 и массу 1700 кг [4].


Рис.177. Аахенский собор, 805 г.

В Средние века не придавали большого значения красоте человеческого тела, более того, оно считалась источником греха. Художники и скульпторы Средневековья редко изображали обнаженных людей, разве что Адама и Еву, библейских прародителей человечества, которые именно так научились отличать добро от зла, что начали стыдиться своей наготы. В средневековых изображениях Адама и Евы как раз и представлен стыд. Они так неуклюжи, настолько лишены всякой силы, прелести, что, глядя на них, можно убедиться лишь в уродстве человеческого тела и в том, что это некрасивое тело должно стать прахом, чтобы высвободилась из него прекрасная, бессмертная душа.

Древнее христианское предание о трех мудрых старцах (волхвах или королях), присутствовавших при рождении Иисуса Христа, сохранило их имена: Каспар, Мельхиор, Бальтазар.

В 1164 году мощи, считавшиеся останками волхвов, попали к императору Священной Римской империи Фридриху Барбароссе. Император передал их архиепископу кельнскому, который заказал мастеру Николасу Верденскому сделать для священных реликвий золотую раку. Николас из Вердена тогда считался лучшим мастером своего дела и постоянно переезжал с места на место для выполнения различных заказов. На рельефах раки для трех старцев, изображено крещение Иисуса, апостолы, Второе пришествие Христа, а также поклонение волхвов (рис.8,а, цв. вклейка).

Эта рака и поныне считается непревзойденным шедевром ювелирного искусства.

Выдающимся шедевром технического и художественного мастерства является бронзовое надгробие архиепископу Фридриху Веттину высотой 1,99 м, установленное в Магдебургском соборе, которое было изготовлено в знаменитой магдебургской литейной мастерской в 1160 г., рис.178 [4].


Рис.178. Надгробие Фридриху Веттину.
Бронза. 1160 г. Магдебург



 

Design by PacificWebArt