10.2. Ранняя технология отливки конных статуй

 

Полагают, что до XVII-XVIII вв. крупные конные статуи изготавливали только по частям с последующим скреплением (сваркой, пайкой, механической сборкой) в единое целое [57].

Из античного времени до нас дошла лишь знаменитая греческая четверка лошадей, украшавшая собор Святого Марка в Венеции, рис.127.

   
                  а)                                                               б)
Рис.127. Античные кони (а) на соборе Святого Марка (б)

Считают, эти в свое время позолоченные кони были изготовлены греческим скульптором Лисиппом в IV в. до н.э. для храма в Коринфе, где они простояли довольно длительное время. В 315 г. н.э. римский император Константин перевез их в Рим для украшения Триумфальной арки. Затем их в качестве подарка отправили в Константинополь и установили на Ипподроме. Во время IV крестового похода дож Венеции Энрико Дандоло в 1204 г. перевез их в Венецию, где они долгое время хранились в Арсенале вместе с военными изделиями. В 1360 г. по указанию Сената их установили на фронтоне церкви Святого Марка, и они стали одной из эмблем республики. Генерал Бонапарт, завоевавший Италию, в 1797 году перевез скульптуры в Париж. После возвращения из Франции с 1815 г. эти кони украшали собор Св. Марка, в настоящее время их отправили в музей, а над центральным входом установили точные копии этих знаменитых коней [19, 54, 65].

Эта четверка лошадей отливалась также по частям: голова с шеей, корпус, ноги, хвост, челка, сбруя – всего 10 частей. Схема отливки по частям крупной конной скульптуры показана на рис.128 [57].

Второй античной конной скульптурой, дошедшей до нашего времени, является римская конная статуя императора Марка Аврелия на римском Капитолии, рис.129.



Рис. 128.  Схема
отливки по частям
крупной конной скульптуры [54]


Рис.129. Римский император Марк Аврелий

Статуи языческих богов и императоров после воцарения христианства были сброшены с пьедесталов, некоторые разбиты, они были занесены землей, поросли травой. Эта же статуя сохранилась, ибо христиане полагали, что она изображает императора Константина, принявшего христианство.

Первые известные работы эпохи Возрождения – конные статуи «Гаттамелата» в Падуе (1455 г., скульптора Донателло), «Коллеони» в Венеции (1489 г., скульптора А. Верроккьо) и некоторые другие отливали по частям, рис.130.

    
а)                                                          б)
Рис.130. Конные статуи эпохи Возрождения: а – кондотьер «Гаттамелата».
Донателло, Падуя; б – кондотьер «Коллеони». А. Верроккьо, Венеция

Конная статуя Леонардо да Винчи. Леонардо в Милане по заказу Людовика Моро приступил к созданию конного монумента его отца Франческо Сфорца. Работа над памятником тянулась с перерывами свыше 10 лет. Около 1490 г. Леонардо выполнил глиняную модель конной статуи в натуральную величину и установил ее в одном из дворцов герцогского замка.

Однако отливка памятника, первоначально задержанная из-за технических трудностей, потом не могла быть осуществлена из-за неблагоприятных политических событий. В 1499 г., во время захвата Милана войсками Людовика XII, модель было повреждена французскими стрелками, которые использовали ее как мишень для своих арбалетов. После 1501 г. сведения о модели в итальянских источниках не встречаются.

Памятник Сфорцу был единственным крупным скульптурным произведением Леонардо и притом получившим единодушно высокую оценку современников.

Новым в памятнике Сфорцу был его огромный масштаб: по своим размерам (высота около 7 или 8 м, масса около 50 т) скульптура Леонардо более чем в полтора раза превышала конные статуи Донателло – «Гаттамелата» - кондотьер в Падуе и Верроккьо – «Коллеони» - кондотьер в Венеции.

Сам Леонардо и его современники называли миланский памятник «великим колоссом»; в этом наименовании, очевидно, нашла отражение его исключительная выразительность в монументальном плане, рис.131.


Рис.131. Набросок к статуе Л. Сфорца
(Виндзор, Королевская библиотека)

Поразительной смелостью отличался его первоначальный замысел: Леонардо хотел представить всадника на вздыбленном коне, попирающим противника. Поскольку, однако, отливка в бронзе гигантской статуи столь сложного характера представляла непреодолимые трудности, Леонардо должен был отказаться от этого замысла.

В настоящее время мы вынуждены судить об этом памятнике главным образом на основании рисунков Леонардо, выполненных на разных стадиях работы над ним.

Последующие после первоначального замысла варианты, дают пример более спокойного и гармоничного решения: сильный всадник восседает на торжественно шествующем коне. Можно думать, что предпочтение, которое Леонардо отдал последнему варианту, связано с причинами не только технического, но и творческого порядка, так как на рубеже 80-х и 90-х гг. в его искусстве преобладающими становятся образы более гармоничного склада. В рисунках последнего варианта, в их мягких круглящихся объемах, в плавных линиях, угадывается нечто от действительных качеств модели памятника в ее окончательном виде, рис.132,а [58].

   
                                 а)                                                         б)
Рис.132. Рисунок лошади (а) Леонардо да Винчи
и современная скульптура коня (б), выполненная по данному рисунку

Творческий поиск Леонардо да Винчи оказал сильное влияние на скульпторов последующих поколений. По всей Европе стали появляться конные статуи со всадниками на вздыбленных конях. В России воплощением такой скульптуры является «Медный всадник».

В 1977 году американский скульптор и коллекционер Чарльз С. Дент решил воспроизвести коня Леонардо и подарить его итальянскому народу. За 16 лет он с друзьями сделал гипсовую модель в натуральную величину. К сожалению, в 1994 г. Дент умер, но созданная им в 1984 г. фирма Leonardo da Vinci Horse Inc. 1 августа передала гипсовую модель фирме Tallix Art Foundry. Предполагалось за два года увеличить модель с 2,44 м до 7,32 м и изготовить бронзовую отливку. [Modern Casting. 1995. №10. Р.20].  И вот на рис.132,б мы видим этого коня.

Будем надеяться, что появится заинтересованное лицо или организация, которая воплотит первоначальный замысел Леонардо да Винчи, и мы увидим во всей красе памятник Сфорцу.



 

Design by PacificWebArt