10.1. Древние технологии литья скульптур

 

При литье статуй применяли как метод расчленения литейной формы, так и приемы цельнолитых скульптур с потерей восковой фигуры (т.е. по выплавляемым моделям). Если тщательно проанализировать древнюю литую статую царицы Напир-Асу из Элама, древнейшего государства, располагавшегося у северной оконечности Персидского залива, то можно заметить, что рука царицы оформлялась несколькими кусками литейной формы – заметны остатки заливов на границе кусков, а также вертикальный залив, идущий по руке, бедру и далее до самого низа фигуры, рис.123.


Рис.123. Статуя Напир-Асу, царицы Элама (Иран).
XV-XII вв. до н. э. Бронза

Также была разработана технология изготовления сложных художественных отливок по частям с последующей их сборкой. Такая технология отливки изделия по частям является основной в нынешних условиях производства художественных отливок.

Примером технологии отливки по частям может служить небольшая статуэтка богини Исиды, относящаяся к X-VII вв. до н.э., рис.124. На плече богини находится вертикальный паз, в который будет вставляться отсутствующая левая рука, которая, по мнению специалистов, держит сына-младенца Гора.


Рис.124. Фрагмент статуэтки богини Исиды.
X-VII вв. до н.э. [38]

Египтологи считают, что религия Гелиополя была почти государственной, поскольку,несмотря на то, что каждый город имел своих собственных местных богов, Великая Энниада богов Гелиополя (священного города) признавалась повсеместно. Этот великий пантеон, состоящий из девяти богов, представлял собой семью под управлением Атума-Ра. В начале начал Атум, или Атум-Ра, создал Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара породила Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Геб и Нут совокупились, но их совокупление было прервано их отцом Шу, который в виде воздуха проник между ними и оторвал ложе неба от земли, разделив тем самым божественных любовников. Несмотря на прерванный акт, Нут, богиня неба, родила четырех имевших обличье человека богов, которые жили на земле. Это были Осирис и Сет, двое братьев, и их сестры Исида и Нефтида. Осирис и Исида объединились и стали главными героями величайшего мифа Древнего Египта, первой божественной парой, которая правила Египтом.

«Осирис был старшим сыном Нут, богини неба. Осирис, богочеловек, стал первым фараоном Египта. Он был хорошим фараоном и установил в стране власть закона (маат). С помощью своего визиря, бога Тота, он научил людей религии и цивилизации. Египет процветал и находился в мире с самим собой. К несчастью, не все были счастливы – особенно его брат Сет. Он составил заговор против Осириса, убил его и разрезал тело на маленькие кусочки, которые рассеял по всему Египту. Трагедию усугубило то, что Исида еще не завела ребенка, когда это случилось, и у Осириса не оказалось наследника, который мог бы занять его место. Однако оказалось, что еще не все потеряно, поскольку Исида тайно собрала части тела своего мужа и своей волшебной силой восстановила тело Осириса, сделав его, таким образом, первой мумией. Оживив его, она теперь смогла вступить с ним в супружеские отношения. Хотя для Осириса это было только временное возвращение к жизни, оно оказалось достаточно длительным для того, чтобы Исида забеременела от его семени. Предназначение Осириса на земле было выполнено, он преобразил себя в звездное существо (Орион) и воцарился в небесном Царстве Мертвых, названном Дуат. Исида в это время пряталась от Сета в болотах Дельты около Гелиополя и в соотвествующее время родила сына Гора. Он вырос могущественным принцем и со временем вызвал Сета на поединок, чтобы определить, кто имеет право унаследовать Египет после Осириса. Во время поединка Гор потерял глаз, а Сет – яички. Хотя битва не привела к окончательной победе кого-либо, бога солнца уговорили высказаться на суде в пользу молодого Гора, и Гор был провозглашен Фараоном, первым в долгой череде фараонов».

Трагическая история Осириса и героическая борьба за трон служили образцом на протяжении всей египетской истории. Фараоны, провозглашая себя очередным воплощением Гора, делали свою власть легитимной и, более того, придавали ей божественный характер; эпическая битва с Сетом стала метафорой, означающей борьбу фараона с незаконными претендентами на трон [7].

На керамической чаше (вид снизу), относящейся к V в. до н.э., изображена технология изготовления бронзовых статуй, людей в натуральную и более величину, рис.125.

      
                                а)                                                             б)
Рис.125. Керамическая чаша (а) и ее схема (б) с изображением процесса
бронзового литья в греческой мастерской. Около 490 г. до н. э. [12]

На чаше и схеме в левом верхнем углу показана шахтная плавильная печь. Стоящий за печью молодой работник раздувает мехи, обеспечивая тем самым необходимую температуру жидкого металла. Справа от печи на рогах висят раскрашенные пластины и маски – это благодарственные приношения, обеспечивающие защиту от неудач в работе, или, возможно, – демонстрация типов изделий, изготовленных в мастерской. Справа от печи плавильщик работает с жидким металлом в печи, а, возможно, его помощник наблюдает за работой. С правой стороны мастер прилаживает руку к бронзовой статуе, находящейся на глиняном ложе. Отдельно отлитая голова еще лежит на полу.  В нижней части рисунка чаши двое рабочих полируют большую статую воина в шлеме, стоящую на помосте. За их работой наблюдают два человека. Предполагается, что один – скульптор-автор статуи, другой – бронзолитейщик, воплотивший замысел скульптора в металл.

После отливки и сборки статуй устраняли неровности верхнего слоя, полировали поверхность, резцом и зубилом отделывали детали: бороду, волосы, складки одежды. Губы делали из красной меди, зубы – из серебра, глаза инкрустировали стеклянной пастой или камнем. Последними наносили цветные штрихи.

На рис.126 для сравнения показаны два рукомойника – один кавказской работы после чеканки (см.рис.126,а)  и киевский водолей в литом состоянии (см.рис.126,б) [41].

    
а)                                                            б)
Рис.126. Рукомойники: а – кавказской работы после чеканки;
б - киевский рукомойник в литом состоянии, кон. XII в.

Древние мастера не любили патину, покрывающую ныне старинные изделия из бронзы, поэтому свои скульптуры они полировали до теплого золотистого цвета, как бронзовый загар  у человека.



 

Design by PacificWebArt