5.2.3. Сталь в уникальных сооружениях и соборах мира

 

Эйфелева башня - стальная башня, сооруженная по проекту А.Г.Эйфеля в Париже для Всемирной выставки 1889 года как символ достижений техники в XIX веке. Используется как обзорная и радиотехническая башня (рис.58).


Рис. 58. Эйфелева башня. 1889 год, Париж

В горизонтальной проекции Эйфелева башня опирается на квадрат площадью в 1,6 гектара. Вместе с антенной ее высота составляет 320,75 м, она весит 8600 т, и, как уверяют специалисты, в процессе ее постройки было заклепано 2,5 миллиона заклепок. 12000 деталей для башни изготовлялись по точнейшим чертежам. Самая высокая по тем временам башня в мире была смонтирована 250 рабочими в поразительно короткий срок. 16 опор, на которых держится башня (по четыре в каждой из четырех «ног»), были снабжены гидравлическими подъемными устройствами, дабы обеспечить абсолютно точный горизонтальный уровень первой платформы. И хотя нивелировка потребовалась незначительная, без этих  домкратов поставить башню не удалось бы никогда.

Башня, возведенная за 26 месяцев, оставалась самым высоким сооружением в мире до 1931 года, когда в Нью-Йорк-сити был построен небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг.

Подвесной мост замка Конуэй (IX век). На северном побережье Уэльса стоит крепость Конуэй, окруженная почти 2-кило-метровой стеной с тремя воротами и двадцатью двумя башнями. В 1824 году архитектор Томас Телфорд смело соединил  подвесным мостом  берега реки Конуэй, взяв за образец его оформления башни средневековой крепости, рис.59.


Рис.59. Подвесной мост, выкрашенный белой краской, в замке Конуэй.
1824. Гвинедд, Великобритания

Большой Охтинский мост, возведенный в 1908-1911 годах по проекту инженера Г.Кривошеина и архитектора В.Апышкова, пересек Неву немного выше по течению от того места, где в нее впадает река Охта. Разводной пролет предусмотрен в центре речного русла, а боковые части перекрыты без промежуточных опор двумя длинными, 136-метровыми, стальными фермами арочного типа, к которым снизу подвешена проезжая часть [27].

Мост очень удобен для судоходства, однако архитектурные достоинства его представляются весьма сомнительными. Мощные фермы, расположенные над проезжей частью, загромождают панораму Невы, на берегу которой в этом месте находится замечательный памятник русской архитектуры середины XVIII века – Смольный монастырь. Откровенный «инженеризм» облика Большого Охтинского моста – следствие чисто утилитарного подхода к его проектированию. До Октябрьской революции Охта была далекой рабочей окраиной, и поэтому проектировщиков мало волновал вопрос, как мост будет «увязан» с панорамой Невы, рис.60.


Рис.60. Охтинский мост. 1908-1911. Санкт-Петербург [26]



 

Design by PacificWebArt