Модуль 1. Правовые основы законодательной метрологии

Содержание

1.1. Общие положения
1.2. Общие вопросы права в России
1.3.Причины принятия закона «Об обеспечении единства измерений»
Вопросы практического занятия к модулю 1
Список рекомендуемой литературы

1.3.Причины принятия закона «Об обеспечении единства измерений»

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации «стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени» находятся в ведении Российской Федерации. Таким образом «обеспечение единства измерений» отнесено к государственным функциям и организована система государственного управления.

Объективная необходимость принятия и введения в действие Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» 2008года определялась принципами правового государства, направленными на зашиту прав и интересов физических и юридических лиц, охрану правопорядка, интересов государства путем организации соответствующей правоисполнительской и правоохранительной деятельности.

Перевод метрологической деятельности на законодательный принцип управления был связан со многими обстоятельствами, например, необходимо было:

- провозгласить для новых организационных и экономических условий «обеспечение единства измерений» государственной функцией;

- законодательно ввести для новых условий государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений;

- сохранить достигнутый уровень обеспечения единства измерений при переходе к рыночным отношениям, когда предприятия получают значительные свободы в выборе форм и видов деятельности и управления, в ряде случаев перестают быть государственными и становятся мало управляемыми с помощью административных методов централизованного воздействия;

- адаптировать Российскую национальную систему измерений к мировой системе;

- обеспечить отечественным производителям равные условия по отношению к зарубежным конкурентам в решении вопросов управления качеством продукции как оперативной функции, т.е. функции, реализуемой только непосредственным исполнителем работ; достичь это, при прочих равных условиях, за счет снижения излишнего для рыночных отношений «метрологического прессинга»;

- ввести разделение видов метрологической деятельности на характерные для государственного управления и рыночных отношений;

- сохранить ранее действовавший государственный метрологический контроль и надзор только для сфер государственного управления;

- создать условия для вступления определенных видов метрологической деятельности в рыночные отношения;

- оптимально снизить расходы налогоплательщиков на государственное поддержание деятельности по обеспечению единства измерений;

- ввести соответствующие санкции за нарушение метрологических норм и правил.

Целями закона являются:

1)установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.        

С 26.06.2008 законодательная власть России ввела в действие Закон Российской Федерации № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», который стал актом, обладающим высшей юридической силой в сферах измерительного дела. Он установил правовое регулирование наиболее важных отношений. В этих условиях конкретизация основных положений Закона возлагается на акты правотворчества - подзаконные акты или нормативные документы законодательной метрологии. В соответствии с положениями юриспруденции эти документы являются актами органов исполнительной власти.             

Закон установил, что таким органом является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, оно входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.       

Оно образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».       

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. До внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору. Федеральное агентство осуществляет также контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.

Назад     Далее