КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебно-методический комплекс
Ю. М. Наследников, А. Я. Шполянский, А. П. Кудря, А. Г. Стибаев. |
|
5.6. Человек как особый уровень организации живой материи С биологической точки зрения появление человека разумного - вполне ординарное событие. Количество всех видов животных, населяющих Землю - более полутора миллионов, из них видов позвоночных насчитывается около 70 тысяч, среди которых и биологический вид - человек разумный (Home sapiens). Но человек- носитель разума, мысли, особый феномен природы. Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто соответствует критической точке, пройденной индивидом. Будучи более обширным, это изменение затрагивает саму жизнь в её органической целостности, и, следовательно, знаменует трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты. Человека можно рассматривать как особый уровень организации живой материи. Живой организм представляет собой открытую физико-химическую систему, существующую в окружающей среде в стационарном состоянии. В отношении человека как биологического существа это может быть выражено словами французского физиолога Клода Бернара:« Постоянство внутренней среды является обязательным условием свободной жизни». Онтогенез - индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований организма от зарождения до конца жизни - изучен весьма недостаточно, чтобы целенаправленно влиять на индивидуальное развитие организма с целью его здоровья и продления жизни. Гомеостаз - разнообразные системы саморегуляции на уровне клеток и на уровне тканей - опирается на понятие отрицательной и положительной обратных связей. Отрицательная обратная связь приводит при нарушении равновесия в гомеостатических системах живых организмов к устранению этого нарушения и возвращению системы в исходное состояние. Итак, именно отрицательная обратная связь лежит в основе «постоянства внутренней среды - обязательного условия свободной жизни человека». Положительная обратная связь приводит к тому, что возникающее возмущение вызывают такие последствия, которые его усиливают то есть нарушают «условие свободной жизни человека». Это стрессы, болезни, а порой и социальные катастрофы. Широко известно высказывание французского философа Гольбаха (1723-1789): «Излишек едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого-нибудь монарха, прихоть какой-нибудь женщины являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны, чтобы посылать миллионы людей на бойню, чтобы разрушать крепости, превращать в прах города, чтобы погружать народы в нищету и траур, чтобы вызывать голод и заразные болезни и распространять отчаяние и бедствие на длинный ряд веков». Различают эндокринную и нервную системы управления. В нервной системе управления в качестве каналов передачи информации выступают нейроны и особая роль в управлении принадлежит безусловным и условным рефлексам. Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей и сохраняются в течении всей жизни. Безусловными рефлексами названы рефлексы, возникающие в ответ на действие жизненно важных раздражителей, например пищи или повреждения. Известны пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные рефлексы. Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. Рефлексы, приобретаемые организмом в течение жизни и образующиеся в результате сочетания безразличных раздражителей с безусловными, И.П. Павлов назвал условными рефлексами. С помощью образования условных рефлексов и их торможения осуществляется более гибкое приспособление организма к конкретным условиям существования. В эндокринной системе управления в качестве каналов передачи информации выступают гормоны, секреция которых реализуется по принципу отрицательной обратной связи. Важную роль играют системы управления клетками - заводами жизни. Клетки различных органов и тканей обладают и специфическими функциями. Мы ограничимся только кратким анализом «органов» клетки, не вдаваясь в специфические функции клеток. «Органы управления клетки - ДНК, состоящие из нуклеотидов, последовательностью которых кодируется генетическая информация, и рибосомы, осуществляют информационно-аналитическую функцию. Внутриклеточная деятельность сводится к многочисленным химическим реакциям, каждая из которых протекает под действием своего фермента. Ген-участок ДНК, кодирующий определенный белок. Белки синтезируются, «печатаются» в рибосомах по матрицам - РНК, которые получаются путем кодирования гена с ДНК. «Обеспечивающие рабочие органы» производят энергию в виде молекул АТФ. С помощью АТФ клетка движется, вырабатывает тепло, осуществляется активный транспорт, синтезирует новые белковые молекулы и осуществляет многое другое. АТФ занимает центральное положение в экономике живого. «Специфические рабочие органы» осуществляют «главную» деятельность клетки, служащую нуждам целостного, дискретного организма в форме целого набора физико-химических процессов. «Входы» и «выходы» определенных молекул и ионов через плазматическую мембрану осуществляют связь с внешней средой. Обмен через мембрану регулируется диффузией, осмотическими и электрическими градиентами, активными механизмами переноса (ионными насосами) и перемещениями мембранных структур, как например, при пиноцитозе и фагоцитозе. Обратная связь на молекулярном уровне обусловлена «связями» между элементами внутри клетки. По теории Жакоба и Моно, в ДНК, кроме структурных генов, несущих информацию о процессах биосинтеза, есть гены-операторы и гены-регуляторы. Последние кодируют синтез специфического вещества - репрессора, который присоединяется к гену- оператору и может регулировать работу структурного гена, отвечающего за синтез белка, вплоть до прекращения синтеза. Но, если в клетку попадает вещество, называемое индуктором, то репрессор соединяется с ним, освобождая ген-оператор. Начинается синтез информационной РНК, которая служит матрицей для производства белка. После того как вещество - индуктор израсходуется, репрессор, непрерывно производимый геном-регулятором, связывается вновь с геном-оператором - и цикл повторяется. Так работает обратная связь на молекулярном уровне. Существуют и другие виды «связи» между элементами внутри клетки. Даже в рамках упрощенной модели «органов» клетки видно, что клетка напоминает физико-химический комбинат, управляемый суперкомпьютером с гибкими программами. В организме же человека 1014 - 1015 клеток. Физико-химическая модель живого организма поражает своей сложностью, высоким КПД, и, конечно, возможностью самовоспроизведения. «Постоянство внутренней среды» взаимосвязано с биологическими часами, как бы встроенными в организм. Согласно современным представлениям, в организме имеются не одни биологические часы, а целый ряд часов, регулирующих ход различных жизненных процессов. С биологическими ритмами необходимо увязывать ритм труда и отдыха и помнить о генетике биологических часов и взаимосвязи их работы с ритмами Солнца и биосферы. Биоритмы проявляются не только во время бодрствования, но и во время сна. Треть жизни человек проводит во сне. Сон необходим человеку, так же как вода и еда. Сразу после засыпания развивается медленный сон. Он сопровождается урежением дыхания, пульса, расслаблением мышц. Обмен веществ и температура тела понижаются. Через 1 - 1,5 часа медленный сон сменяется быстрым, который часто называют пародоксальным сном. В этой фазе активизируется деятельность всех внутренних органов, дыхание становится частым, глубоким, работа сердца усиливается, обмен веществ повышается. Люди, разбуженные во время быстрого сна, рассказывают о своих сновидениях, как о ярких и фантастических по содержанию. Быстрый сон длится 10-15 минут, после чего начинается новый цикл медленного сна. Люди, разбуженные во время медленного сна, также сообщают, что они видят сны, но сны этого периода менее эмоциональны и протекают в форме размышления. К утру продолжительность быстрого сна возрастает до 25 - 30 минут. Увеличение продолжительности быстрого сна важно для активации функций организма к моменту пробуждения. По мысли И.М. Сеченова сновидения – небывалые комбинации бывалых впечатлений. Сновидения – нормальная психическая деятельность мозга. Преимущество человека перед другими высшими животными закреплено в материальном носителе разума - мозге. Мозгом контролируются взаимодействия с окружающей средой, действия, контролирующие функции организма, а самое главное - умственная деятельность. Выделить принципиальные различия в строении мозга человека и шимпанзе удалось только в последние 30 - 40 лет. Выяснено, что простейшей структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон), как считалось раньше, а структурный ансамбль таких клеток со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Эволюция мозга, его усложнение идет не столько за счет количественного роста нервных клеток (хотя такой рост имеет место), сколько за счет растущей организованности, упорядоченности как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие решения. В определенной степени такой подход пересекается с мнением Ю. Юма о том, что личность - это лишь «пучок» ощущений. Однако такой подход нуждается в пересмотре, поскольку нужно принять во внимание возражение Канта: «Все мои впечатления в любой конкретный момент проявляются как часть единого поля сознания». Нобелевская премия в области физиологии 1981 года была присуждена Р. Сперри за исследование межполушарной ассиметрии головного мозга, т.е. различий функций двух его полушарий. На макроуровне мышления в целом намечаются две тенденции в психологическом восприятии действительности: правополушарная - интегрирующая, синтетическая, левополушарная - дифференцирующая, аналитическая. В частности, левое полушарие ответственно за речь и логическое мышление, а правое полушарие за ориентацию в пространстве и восприятие музыки и живописи. Может сложиться иллюзия, что каждая из тенденций познавательной деятельности мозга, взятая в отдельности, искажает восприятие действительности. На самом деле обе тенденции способствуют адекватному объяснению природы и имеют одинаковую значимость в её познании. Именно в гармонии обеих тенденций познания окружающий мир постигается в адекватной форме не только отдельным человеком, но и научной мыслью коллективного разума. Оба полушария мозга действуют не раздельно, а как единая система, в которой есть тончайшие интеллектуальные механизмы, позволяющие и понимать отдельные факты, и «объять целостность». Отметим одно характерное обстоятельство так же задающее единое поле сознания. Строение ансамблей нервных клеток, их связи в мозгу программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителей. Но наследуются не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются только при условии, что с раннего детства конкретный ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, то потенциал гаснет, а человек остается на уровне того же примата. У человека выделяются лобные доли, которые согласно сложившимся представлениям осуществляют интеграцию различных функций мозга в целенаправленные поведенческие реакции, а также участвуют в ассоциативных и обобщающих мыслительных процессах. У человека рекордная для животного мира относительная площадь лобных долей мозга, достигающая 25%. Комментарии здесь излишни. Итак, со строением мозга и его программированием генетическим аппаратом, развивающимся в процессе обучения и воспитания, взаимосвязана особая нейрофизиологическая сущность человека, проявляющаяся в едином поле сознания. Единое поле сознания связывает эмоции, сознание, внимание память, мышление в единое поле функциональной системности. Эмоциями называются переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе. Сознание является высшей формой отражения мозгом человека окружающего мира в форме знания и передачи знания другим людям в форме слов, образов, математических символов и т.д. Внимание характеризует сосредоточенность, избирательную познавательную направленность физиологических процессов, нацеленную на определенный объект, значимый в данный момент. Памятью называется способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную информацию. Мышление рассматривается как сложнейший вид мозговой деятельности человека в процессе приспособления к новым условиям и решения новых жизненных задач. Процессы мышления сводятся к образованию общих представлений и понятий, а также суждений и умозаключений. На психологическом уровне выделяют сознательное, подсознательное и бессознательное. Конституирующими признаками сознания являются отражение, отношение, целеполагание, управление. Особое значение придается самосознанию - осознанию, оценке человеком своей жизни, нравственному облику и интересам, оценке самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Подсознательным называют совокупность психических процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредственного субъективного опыта. Бессознательное характеризуют с трех точек зрения. Первая точка зрения: бессознательное - особая сфера психической деятельности, характеризующаяся отсутствием сознательного регулирования и контроля, непроизвольностью возникновения и течения генетических процессов, безотчетностью и полным исчезновением из памяти. Вторая точка зрения: бессознательное - первичный регулятор поступков человека; некая сущность, первопричина всего, что совершается не только в природе, но и в социальной жизни. Третья точка зрения: бессознательное - основано на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей и обеспечивает разгрузку человека от излишнего напряжения сознания. В психологической науке до сего времени нет системы, которая бы установила бы единую четкую связь между нашими мыслями и характером, ощущениями и памятью, вкусом и темпераментом, восприятием и способностями, между этими и всеми другими проявлениями нашей внутренней жизни. Наиболее трудной задачей является разработка непротиворечивой концепции взаимосвязи свободы воли, а, следовательно, культурно-психологической индивидуальности с деятельностью мозга, то есть с индивидом, как единым представителем «home sapiens». В настоящее время наиболее популярной в философии и нейрофизиологии становится концепция: сознание - реальный биологический феномен, оно качественно, субъективно и едино. Американский философ и языковед Дж. Сёрль выдвигает две гипотезы. Первая возможность (гипотеза первая): неопределенность на психологическом уровне идентична детермининистской системе на нейробиологическом уровне. Но эту гипотезу Сёрль считает противоречащей всему, что мы знаем об эволюции. Она приводит нас к тому, что невероятно изощренная, сложная, чувствительная и - важнее всего биологическая система рационального принятия решений людей и животных не будет никак воздействовать на жизнь и выживание организмов. С альтернативной позиции (вторая гипотеза) отсутствие причинно достаточных условий на психологическом уровне сопровождается параллельным отсутствием причинно достаточных условий на нейробиологическом уровне. Но вторая гипотеза не подходит под принятую биологическую концепцию. Трудность в том, чтобы увидеть, как сознание системы может наделить её причинной эффективностью, которая не будет детерминистской. Современное сведение психологии и гносеологии к физическим теориям вакуумных или торсионных полей, информационно-кибернитическим моделям, суперголлограммам и т.п., так же как представления о сознании как явлении над человеческом, причем как в религиозно-идеалистическом, так в материалистическом вариантах так же не решают проблемы взаимодействия психологического и нейробиологического уровней сознания. Сёрль считает, что сознательная рациональность не должна унаследовать произвольность квантовой механики. Пожалуй, сознательная рациональность должна служить причинным механизмом, хотя и не на основе предварительных достаточных причинных условий. Попадая в плен своего «невежества», мы естественно обращаемся к творцу, как в религиозном, так и в коэволюционно-синергетическом преклонении перед «высшим, сверхразумном, сверхсознательном» в Природе. Вот что пишет академик Н.П. Бехтерева (р.1924 г.): «Всю свою жизнь я посвятила изучению самого совершенного органа -человеческого мозга. И пришла к выводу, что возникновение такого чуда невозможно без творца. Эволюция мозга, как её рисовали антропологи, практически нереальна. Недаром они сейчас отказываются от многих своих данных». Жизнь тем и прекрасна, что в ней есть место и науке, и религии, а главное вере в особое предназначение Разума человека в гармонии Природы, Логоса и Человека во всем Мире (Универсуме). В культурологической индивидуальности возможно «пересечение» различных детерминант рациональной деятельности и целенаправленный выбор их в рамках двухсторонности взаимодействия, независимый от желаний и убеждений, а так же на основе социокультурного генотипа традиций и инновационных процессов эволюции культуры и биологически ценной системы принятия решений рационально мыслящей личностью. Инкультурация личности означает вовлечение человека в современную культуру, которая, по крайней мере, в информационном плане все более приобретает глобальные контуры мировой культуры. Генетический потенциал единого поля сознания может быть усилен за счет использования человеком классической, неклассической и постнеклассической стратегий жизнеобеспечения и созидания интеллектуальной культуры, выработке рациональной деятельности на основе эколого-социальной этики и корпоративной культуры со всё большей опорой на общественно значимые смыслы свободы личности.
|
|