КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ    
 Учебно-методический комплекс
 Ю. М. Наследников, А. Я. Шполянский, А. П. Кудря, А. Г. Стибаев.
 Главная|  О курсе|   Содержание|   Скачать архив


Структурно-содержательный тест
для повторения и задания к разделу 5

 

5.1. С точки зрения классической (1), неклассической(2) и постнеклассической (3) стратегий естественнонаучного мышления поставьте в соответствие данным стратегиям образы биологии, приведенные ниже:


А. Физико-химический образ биологии; Б. Натуралистский образ биологии; В. Эволюционная биология.

5.2. Поставьте в соответствие таксоны К.Линнея в рамках введенной им бинарной биологической номенклатуры и  принципа иерархического соподчинения таксонов, приведенные в левой колонке, к классификации таксонов человека как биологического существа указанной в правой колонке.

1.Царство
2.Подцарство
3.Тип
4.Подтип
5.Класс
6.Отряд
7.Подотряд
8.Надсемейство
9.Семейство
10. Род
11.Вид

А.Человек разумный (Homo Sapiens).
Б. Животные.
В. Позвоночные.
Г. Млекопитающие.
Д. Черепные.
Е. Многоклеточные животные.
Ж. Человекоподобные высшие обезьяны.
З. Приматы.
И. Люди.
К. Человек.
Л. Человекоподобные приматы.

5.3 В рамках классификации крупных систематических групп живых организмов только по типу питания приведите  в соответствие подцарства, приведенные в таблице, с типами питания, указанными в последней колонке.

 

Надцарства

 

Царства

 

Подцарст-ва

Классификация организмов по типам питания

 

Прокариоты

 

Дробянки

1.Бактерии

А. Гетеротрофы- организмы, использующие  в  качестве источника питания органические соединения.

2.Архебак-терии

3.Циано-бактерии

 

 

Эукариоты

 

 

 

Растения

4.Багрянки

Б. Биотрофы -  гетеротрофы, питающиеся    живыми организмами.
В. Саптрофы -  гетеротрофы, питающиеся    органическими веществами  мертвых  тел или выделениями (экскрементами) животных.
Г. Автотрофы -   организмы, способные создавать органические вещества   из   неорганических.
Д. Фототрофы -   автотрофы, использующие  для  биосинтеза световую  энергию.
Е. Хемотрофы -   автотрофы, использующие  для  биосинтеза энергию  химических   реакций окисления   неорганических соединений.

5.Настоя-щие водоросли

6.Высшие растения

Грибы

7.Низшие

8.Высшие

Животные

9.Простей-шие

10.Много- клеточные

5.4 Основным структурным уровням биологической организации материи,  указанным в левой колонке, поставьте в соответствие структурную иерархию живой материи (каждое последующее системное образование должно входить в предыдущее), приведенную в правой колонке.

1.Биосферный (биогеоценотический)
уровень

А.  Биосфера.                
Б.  Экосистема
В.  Биоценоз                
Г.  Биогеоценоз

2.Популяционно-видовой уровень

А.  Популяция.              
Б.  Вид.

3.Онтогенетический уровень

А.  Организмы               
Б.  Органы
В.  Клетки

4.Молекулярно-генетический                                           уровень

А.  Биополимеры   (белки, нуклеиновые  кислоты  (ДНК, РНК.))
Б. Ген.
В. Биомолекулы.
Г. Неорганические химические соединения.  
Д.  Молекулы, атомы, элементарные частицы.

 

5.5. Фундаментальным признакам живого, указанным в левой колонке, поставьте в соответствие их краткие характеристики, приведенные в правой колонке.

1. Вещественный  признак
2. Структурный  признак
3. Функциональный  признак
4. Признак  молекулярной хиральности  (киральности)

А.  Характерно воспроизводство самих  себя.
Б.  Ассиметрия «право-лево» как нуклеиновых,  так  и  белковых молекул.
В.  Характерно  клеточное строение.
Г.  В  состав  входят макромолекулы-биополимеры: белки  и  нуклеиновые  кислоты (ДНК  и  РНК).

5.6. Каждому из основных законов генетики, открытых Г. Менделем, перечисленных в левой колонке, подберите соответствующие ему определение,  приведенное  в  правой  колонке.

1.Первый закон Менделя

 

 

2.Второй закон Менделя

 

 

3.Третий закон Менделя

А. При скрещивании двух организмов, относящихся к разным линиям (двух гомозиготных организмов) и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов окажется единообразным.
Б. При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.
В. При скрещивании двух потомков первого поколения   между   собой   (двух гетерозиготных  особей)   во   втором поколении   наблюдается  расщепление  в определенном числовом соотношении: по фенотипу  3:1,  по  генотипу  1:2:1.

 

5.7. В рамках генетики каждому основному понятию, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведенное в правой колонке.

1.Ген.
2.Генотип
3.Фенотип
4.Генетический код
5. Геном

А.  Единица    наследственного    материала, ответственная за формирование какого-либо элементарного  признака.
Б.  Совокупность всех признаков организма.
В.  Система   взаимодействующих   генов.
Г. Совокупность всех генов гаплоидного набора хромосом.
Д.   Определенные   сочетания   нуклеотидов   и последовательность  их расположения  в молекуле ДНК.

5.8. По половому признаку деления организмов, указанному ниже, подберите, каким он является мужским (1) или женским (2) на основе сцепленного наследования неаллельных генов, локализованных в одной хромосоме - закона Т. Моргана.


А. Гомозиготный организм.                 Б. Гетерозиготный организм.

5.9. В рамках концепции целостности биологических состояний основным аксиомам биологии, сформулированным на основе генетики и приведенным в левой колонке, поставьте в соответствии либо принципы, на которых основана аксиома, либо  фамилии учёных-авторов аксиомы,   из указанных в правой колонке.

Аксиома 1.   Все   живые   организмы состоят  из  фенотипа  и  программы  для его    построения    (генотипа), передающейся   по   наследству   из поколения  в поколение.  Наследуется не структура,   а   описание   структуры    и инструкция по ее изготовлению.  Жизнь на   основе   одного  только  генотипа  и фенотипа   невозможна,   т.к.   при           этом   нельзя   обеспечить   ни самовоспроизведения  структуры,  ни  её самоподдержания.

Аксиома 2. Генетические программы не возникают заново, а реализуются матричным способом. В качестве матрицы, на которой строится ген будущего поколения, используется ген предыдущего поколения. Жизнь – это матричное  копирование с последующей самосборкой копий.

Аксиома 3. В процессе передачи из поколения в поколение генетические программы в результате многих причин изменяются случайно и ненаправленно, и лишь случайно эти изменения оказываются приспособительными. Отбор случайных изменений не только основа эволюции жизни, но и причина её становления, потому что без мутаций отбор не действует.

Аксиома 4. В  процессе  формирования  фенотипа  случайные изменения генетических   программ   многократно   усиливаются,   что   делает возможным  их  селекцию со  стороны  факторов  внешней  среды.  Из-за усиления в фенотипах случайных изменений эволюция живой природы принципиально  непредсказуема.                                                          

А. Н.К. Кольцов;
Б. Д. Нейман, Н.Винер;
В. Н.В. Тимофеев-Ресовский;
Г. Эта  аксиома  основана  на принципах  статистической физики  и  принципе неопределенности
В. Гейзенберга.

5.10. Основным гипотезам (теориям) возникновения жизни на Земле, указанным в левой колонке, поставьте в соответствие их краткие  характеристики, приведенные в правой колонке.

  1. Теория  стационарного состояния.
  2. Теория самопроизвольного зарождения.
  3. Креационизм.
  4. Панспермия.
  5. Теория  биохимической эволюции.

А.  Жизнь   существовала   всегда.
Б.  Жизнь  занесена  на  нашу  планету извне.
В.  Жизнь возникала  неоднократно  из
неживого  вещества.
Г.  Жизнь -  результат   божественного
творения
Д.  Жизнь   возникла   в   результате процессов, подчиняющихся химическим и   физическим   законам.

 

5.11. В рамках синтетической теории эволюции двум типам эволюции, указанным в левой колонке, поставьте в соответствие их краткие характеристики,  приведенные  в  правой  колонке.

  1. Микроэволюция
  2. Макроэволюция

А. Изучает эволюционные преобразования за длительный  исторический  период  и основные  направления  развития  жизни  на  Земле  в целом.
Б. Изучает эволюционные преобразования, происходящие в генофондах популяций  за  сравнительно  небольшой  период  времени.

5.12. Живой организм представляет собой открытую физико-химическую систему, существующую в окружающей среде в стационарном состоянии. В отношении человека как биологического существа это может быть выражено словами французского физиолога Клода Бернара: «Постоянство внутренней среды является обязательным условием свободной жизни». Терминам, характеризующим развитие и разнообразные системы саморегуляции живого организма, указанным в левой колонке, поставьте в соответствие их краткие определения, приведенные в правой колонке.

  1. Онтогенез
  2. Гомеостаз
  3. Отрицательная обратная связь
  4. Положительная обратная связь
  5. Эндокринная система
  6. Нервная система

А. Индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований организма от зарождения до конца жизни.
Б. При нарушении равновесия в гомеостатических системах живых организмов возникает ряд последствий, которые приводят к устранению этого нарушения и возвращению системы в исходное состояние.
В. Возникшее возмущение вызывает такие последствия, которые его усиливают.
Г. Система управления, в которой в качестве каналов передачи информации выступают нейроны, и особая роль в управлении принадлежит безусловным и условным рефлексам.
Д. Разнообразные системы саморегуляции на уровне клеток и на уровне тканей.
Е. Система управления, в которой в качестве каналов передачи информации выступают гормоны, секреция которых реализуется по принципу отрицательной обратной связи.

 

5.13 В рамках физико-химической модели живого организма проведите сравнение нервной и эндокринной систем управления в биологии, классифицируя основные положения и свойства соответственно нервной (1) и эндокринной (2) регуляции, приведённые ниже.


А.
Информация предается по аксонам в виде ионного разряда.
Б. Передача медленная.  В. Передача быстрая.
Г. Информация  передается  химическими  веществами  через
кровеносное русло.  Д. Реакция развивается медленно.
Е. Реакция наступает немедленно.   Ж. Реакция кратковременная.
З. Реакция продолжительная.  И. Реакция обычно генерализована.
К. Реакция четко локализована.

5.14 В рамках физико-химической модели живого организма сопоставьте отдельным  «органам»  клетки,  указанным  в  левой  колонке, соответствующие им функции и основные физико-химические процессы из  приведенных  в  правой  колонке. 

 

1.«Органы   управления» клетки – ДНК, состоящие из   нуклеотидов, последовательностью которых   кодируется информация,  и  рибосомы.
2.«Специфические рабочие органы».
3.«Обеспечивающие рабочие   органы».
4.«Входы»  и  «выходы» определенных  молекул  и ионов   через плазматическую мембрану.
5. «Связи»   между элементами  внутри клетки (обратная   связь   на молекулярном уровне).

А. Осуществляют связь с внешней средой. Обмен   через   мембрану   регулируется диффузией,    осмотическим    и электрическим  градиентами,   активными механизмами   переноса   (ионными насосами)  и перемещениями мембранных структур,  как  например, при  пиноцитозе  и  фагоцитозе.

Б. Производят  энергию  в  виде  молекул АТФ.  С помощью  АТФ клетка движется, вырабатывает   тепло,   осуществляет активный  транспорт,  синтезирует  новые белковые   молекулы   и   осуществляет многое   другое.   АТФ   занимает центральное   положение   в   экономике живого.
В. Осуществляют   информационно-аналитическую   информацию. Внутриклеточная деятельность сводится к многочисленным  химическим  реакциям, каждая   из   которых   протекает   под действием своего белка – фермента. Ген – участок ДНК, кодирующий определенный белок.   Белки   синтезируются, «печатаются»  в рибосомах по матрицам – РНК,   которые   получаются   путем кодирования   гена   с   ДНК.
Г. Осуществляют главную деятельность клетки, служащую нуждам целого организма, в форме целого набора физико-химических процессов.
Д. Осуществляют обратную связь. По теории Жакоба и Моно, в ДНК, кроме структурных генов, несущих информацию о процессах биосинтеза, есть гены-операторы и гены-регуляторы. Последние кодируют синтез специфического вещества – репрессора, который присоединяется к гену-оператору и может регулировать работу структурного гена, отвечающего за синтез белка, вплоть до прекращения синтеза. Но если в клетку попадает вещество, называемое индуктором, то репрессор соединяется с ним, освобождая ген-оператор. Начинается синтез  информационной РНК,  которая служит мат-
рицей для производства белка. После того как вещество-индуктор израсходуется, репрессор, непрерывно производимый геном- регулятором, связывается вновь с геном-оператором – и цикл повторяется. Так работает обратная связь на молекулярном уровне. Существуют и другие виды «связи» между элементами внутри клетки.

Примечание.  Даже в рамках упрощенной модели «органов» клетки видно, что клетка напоминает физико-химический комбинат, управляемый суперкомпьютером с гибкими программами. В организме же человека   1014 - 1015 клеток. Физико-химическая модель живого организма     поражает своей сложностью, высоким КПД, и конечно, возможностью самовоспроизведения.

5.15. Среди приведенных ниже свойств времени отберите свойства, характеризующие  время  в  биологии.



А. Стрела времени ничем не ограничена, т.е. конус времени устремлен до  бесконечности  как  в  прошлое,  так  и  в  будущее.
Б. Время-возраст обладает «стрелой времени», направленной от прошлого к будущему и описывается триадой: рождение – старение – гибель.
В. Время взаимосвязанное с биологическими ритмами,  проявляется в суточной периодике физиологических функций и в цикличности с более продолжительными периодами.
Г. Время – это параметр, отражающий порядок сменяющих друг друга элементов процесса или состояний материальных объектов, выраженных словами «раньше-позже», поэтому его описание во  многом напоминает описание  свойств  пространства.
Д. Время, отсчитанное по биологическим часам, как бы встроенным в живой организм. Согласно современным представлениям, в организме имеются не одни биологические часы, а целый ряд часов, регулирующих ход различных жизненных процессов.

Примечание. С биологическими ритмами необходимо увязывать ритм труда и отдыха и помнить о генетике биологических часов и взаимосвязи их работы с ритмами Солнца и биосферы.

5.16. Биоритмы проявляются не только во время бодрствования, но и во время сна. Среди фаз сна, указанных ниже, отберите фазу сна, относящуюся к парадоксальному сну.


А. Медленный сон.  Б. Быстрый сон.

5.17. В рамках взаимосвязанных форм психической деятельности сознания и подсознания один из этапов творческого процесса – озарение, инсайт.  На этом этапе происходит один из процессов, указанных ниже. Отметьте этот процесс.


А. Проверка истинности идеи, ее последующее сознательное развитие и формализация.
Б. Созревание идеи в бессознательном.
В. Сознательное преобразование информации.
Г. Переход идеи из бессознательного в сознание.

 

5.18. Известно, что при почти полной химической и анатомической идентичности полушарий головного мозга они различаются функционально. Среди функций, приведенных ниже, отберите функции левого полушария.



А. Речь.  Б. Ориентация в пространстве.  В. Логическое мышление. 
Г. Восприятие музыки и живописи.

5.19. Терминам, характеризующим особую физиологическую сущность человека, указанным в левой колонке, поставьте в соответствие их краткие характеристики, приведенные в правой колонке.

1. Эмоции
2. Сознание
3. Внимание
4. Память
5. Мышление

А.  Переживания,  в  которых  проявляется  отношение людей  к  окружающему  миру  и  к  самим  себе.
Б.  Высшая   форма   отражения   мозгом   человека окружающего мира в форме знания  и передачи  знания другим людям в форме слов, математических символов и  т.д.
В.  Сосредоточенность,  избирательная  познавательная направленность   физиологических   процессов, нацеленная   на  определенный  объект,  значимый   в данный   момент.
Г. Способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную  информацию.
Д. Сложнейший вид мозговой деятельности человека в процессе приспособления  к  новым условиям и решения новых жизненных задач. Процессы мышления сводятся к образованию общих представлений и понятий,  а  также  суждений  и  умозаключений.

 

 

 



Назад| Содержание| Вперед




 Главная|   О курсе|   Содержание|   Скачать архив