1. Общие положения по экономическому обоснованию (модернизируемой) техники


Осуществление экономических реформ по переходу к рынку и интеграции экономики нашей страны в мировое хозяйство требуют глубокого знания рыночных механизмов, принципов и методов экономического обоснования новой техники в этих условиях, исследования рынка и экономической конъюнктуры, разработки и реализации мер, обеспечивающих конкурентоспособность вновь разрабатываемой или модернизируемой техники. В этой связи должны быть определены и учтены при экономическом обосновании дипломного проекта следующие рыночные критерии: - соответствие проектируемого изделия потребностям рынка; - оценка общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту ее выхода на рынок; - оценка вероятности коммерческого успеха; - эластичность цены на продукцию (зависимость возможного объема продаж от уровней цен); - необходимость маркетинговых исследований и рекламы; - соответствие проекта уже существующим каналам сбыта; - оценка препятствий для проникновения на рынок; - защищенность от устаревания продукции (условие непрерывного создания нового продукта или постоянное обновление его номенклатуры); - оценка ожидаемого характера конкуренции и ее влияние на цену изделия. Наряду с себестоимостью, ценой и уровнем качества машины в условиях рынка, также важным критерием является её экономическая эффективность, которая определяется в соответствии с действующими методическими рекомендациями. В целях определения конкурентоспособности и осуществления, в определенной степени, рекламы разработанной (модернизированной) техники производится расчет экономического эффекта, получаемого в результате использования этой техники потребителем. Методика этих расчетов приводится в разделе 7. Экономическое обоснование дипломного проекта в целом производится в соответствии с методическими указаниями, приведенными ниже. Во введении рассматриваются место и значение проектируемой или модернизируемой машины и производится выбор баз новой модели для сравнения. С целью обеспечения прогрессивности и высокого технического уровня новой (модернизированной) машины в качестве таковой используются наиболее прогрессивные образцы аналогичных видов отечественной и зарубежной техники. При модернизации техники в качестве базы принимается модернизируемая машина. В отдельных случаях при создании принципиально новой техники, не имеющей аналогов в мировой практике, ее экономическая эффективность определяется путем расчета общепринятых показателей экономической эффективности, которые приводятся далее в разделе 7. При выборе базы необходимо четко определить состав операций, производимых сравниваемой техникой. Если базовая машина делает лишь часть операций, выполняемых в технологической линии модернизированной машиной, то за базу сравнения может быть принят комплекс машин, охватывающий все операции, выполняемые модернизированной машиной. В том случае, если часть операций, выполняемых новой машиной, прежде осуществлялись ручным способом, в базу для сравнения включаются затраты по соответствующим ручным работам. При невозможности или нецелесообразности получения сопоставимых результатов работы со сравниваемой техникой следует учесть различия (если они имеют место) в экономическом эффекте, получаемом при доработке или потреблении того или иного продукта. Например, при сопоставлении машин необходимо учитывать изменение калорийности вырабатываемых продуктов, полезности свойств, качества и т.д. В экономической части дипломного проекта производится определение стоимости конструкторских и технологических работ машины; укрупненно определяется себестоимость изготовления новой техники и ее цена; рассчитываются годовые эксплуатационные издержки при эксплуатации техники; определяется величина прибыли у потребителя машины, определяется эффект у потребителя. Источниками экономической эффективности новых (модернизируемых) машин являются: повышение их производительности, надежности; снижение материалоемкости и энергоемкости; повышение уровня их стандартизации и унификации; снижение расхода ресурсов и потерь при эксплуатации машин; повышение качества производимой машиной продукции. Экономическая часть состоит из экономического раздела пояснительной записки и графического листа, на котором, по согласованию с консультантом, приводятся графики или диаграммы сопоставления основных технико-экономических показателей.
Наименование показателей Ед. измерения Базовый вариант Проектируемый вариант (марка машины)
величина показателя источник получения данных величина показателя источник получения данных
1 2 3 4 5 6
Масса машины кг        
Чистая масса ма-шины* кг        
Часовая производительность машины Соот. объем работ        
Номинальная мощность двигателя Л.с. или кВт        
Коэффициент использования мощности двигателя          
Срок службы машины лет        
Коэффициент готовности          
Коэффициент унификации          
Коэффициент стандартизации          
Коэффициент конструкторской преемственности          

* Чистая масса машины определяется на основе общей массы машины путем исключения веса покупных комплектующих изделий. Потребность в комплектующих изделиях и деталях, приобретаемых со стороны, и затраты на них могут быть представлены в виде таблицы 2.

Таблица 2 Затраты на комплектующие изделия и детали
№ п/п Наименование Марка или тип Ед. изм. Кол-во Цена за ед. Общая сумма, руб. Примечание (поставщик)
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Электродвигатель            
2 Редуктор            
3 Подшипник            
4 Ремни натяжные            
5 Защитнопусковая аппаратура            
6 Шланги            
7 Средства автоматизации            
8 Крепежные изделия            
9 Итого            
10 Транспортно-заготовительные расходы 7-8% от суммы «Итого»            
11 Всего п.9+п.10            


Состав показателей зависит от характера техники и устанавливается по согласованию с консультантом. Источником получения данных по базовому варианту служит соответст-вующая техническая документация КБ, НИИ или кафедры. По соответствую-щей строке следует указать название этой документации (табл.3 п.4 и п.6). Источником получения данных по проектируемому (модернизируемому) варианту служат выполненные расчеты в конструкторской и технологической частях. В таблице необходимо сделать ссылку на эти расчеты с указанием стра-ницы пояснительной записки. Необходимые для выполнения экономических расчетов нормативы и не-которые показатели отражаются в табл.3.

Таблица 3
Нормативы и показатели для выполнения расчетов
Наименование показателей Ед. измерения Базовый вариант Проектируемый вариант (марка машины)
величина показателя источник получения данных величина показателя источник получения данных
1 2 3 4 5 6
Количество дней работы ма-шины в году дни        
Количество часов работы в день (режим работы) ч        
Численность и разряд обслу-живающего персонала (всего) чел./разр.        
Часовая тарифная ставка об-служивающего персонала(Сч) руб.        
Цена машины руб.        
Норма амортизационных отчислений от стоимости машины %        
Норма затрат на ремонт и об-служивание машины от стои-мости машины %        
Потребляемая электроэнергия кВт/ч        
Цена 1 кВт-ч электроэнергии руб.        
Норма затрат на изготовление машины (без стоимости материалов и полуфабрикатов), на 1 кг чистой массы однотипной машины (Н) руб.        
Нормативная стоимость 1 кг чистой массы материалов однотипной машины (М) руб.        

И далее...