|
1. Общие положения по экономическому обоснованию (модернизируемой) техники
Осуществление экономических реформ по переходу к рынку и интеграции экономики нашей страны в мировое хозяйство требуют глубокого знания рыночных механизмов, принципов и методов экономического обоснования новой техники в этих условиях, исследования рынка и экономической конъюнктуры, разработки и реализации мер, обеспечивающих конкурентоспособность вновь разрабатываемой или модернизируемой техники.
В этой связи должны быть определены и учтены при экономическом обосновании дипломного проекта следующие рыночные критерии:
- соответствие проектируемого изделия потребностям рынка;
- оценка общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту ее выхода на рынок;
- оценка вероятности коммерческого успеха;
- эластичность цены на продукцию (зависимость возможного объема продаж от уровней цен);
- необходимость маркетинговых исследований и рекламы;
- соответствие проекта уже существующим каналам сбыта;
- оценка препятствий для проникновения на рынок;
- защищенность от устаревания продукции (условие непрерывного создания нового продукта или постоянное обновление его номенклатуры);
- оценка ожидаемого характера конкуренции и ее влияние на цену изделия.
Наряду с себестоимостью, ценой и уровнем качества машины в условиях рынка, также важным критерием является её экономическая эффективность, которая определяется в соответствии с действующими методическими рекомендациями.
В целях определения конкурентоспособности и осуществления, в определенной степени, рекламы разработанной (модернизированной) техники производится расчет экономического эффекта, получаемого в результате использования этой техники потребителем. Методика этих расчетов приводится в разделе 7.
Экономическое обоснование дипломного проекта в целом производится в соответствии с методическими указаниями, приведенными ниже.
Во введении рассматриваются место и значение проектируемой или модернизируемой машины и производится выбор баз новой модели для сравнения. С целью обеспечения прогрессивности и высокого технического уровня новой (модернизированной) машины в качестве таковой используются наиболее прогрессивные образцы аналогичных видов отечественной и зарубежной техники. При модернизации техники в качестве базы принимается модернизируемая машина. В отдельных случаях при создании принципиально новой техники, не имеющей аналогов в мировой практике, ее экономическая эффективность определяется путем расчета общепринятых показателей экономической эффективности, которые приводятся далее в разделе 7.
При выборе базы необходимо четко определить состав операций, производимых сравниваемой техникой. Если базовая машина делает лишь часть операций, выполняемых в технологической линии модернизированной машиной, то за базу сравнения может быть принят комплекс машин, охватывающий все операции, выполняемые модернизированной машиной. В том случае, если часть операций, выполняемых новой машиной, прежде осуществлялись ручным способом, в базу для сравнения включаются затраты по соответствующим ручным работам.
При невозможности или нецелесообразности получения сопоставимых результатов работы со сравниваемой техникой следует учесть различия (если они имеют место) в экономическом эффекте, получаемом при доработке или потреблении того или иного продукта. Например, при сопоставлении машин необходимо учитывать изменение калорийности вырабатываемых продуктов, полезности свойств, качества и т.д.
В экономической части дипломного проекта производится определение стоимости конструкторских и технологических работ машины; укрупненно определяется себестоимость изготовления новой техники и ее цена; рассчитываются годовые эксплуатационные издержки при эксплуатации техники; определяется величина прибыли у потребителя машины, определяется эффект у потребителя.
Источниками экономической эффективности новых (модернизируемых) машин являются: повышение их производительности, надежности; снижение материалоемкости и энергоемкости; повышение уровня их стандартизации и унификации; снижение расхода ресурсов и потерь при эксплуатации машин; повышение качества производимой машиной продукции.
Экономическая часть состоит из экономического раздела пояснительной записки и графического листа, на котором, по согласованию с консультантом, приводятся графики или диаграммы сопоставления основных технико-экономических показателей.
Наименование показателей |
Ед. измерения |
Базовый вариант |
Проектируемый вариант (марка машины) |
величина показателя |
источник получения данных |
величина показателя |
источник получения данных |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Масса машины |
кг |
  |
  |
  |
  |
Чистая масса ма-шины* |
кг |
  |
  |
  |
  |
Часовая производительность машины |
Соот. объем работ |
  |
  |
  |
  |
Номинальная мощность двигателя |
Л.с. или кВт |
  |
  |
  |
  |
Коэффициент использования мощности двигателя |
  |
  |
  |
  |
  |
Срок службы машины |
лет |
  |
  |
  |
  |
Коэффициент готовности |
  |
  |
  |
  |
  |
Коэффициент унификации |
  |
  |
  |
  |
  |
Коэффициент стандартизации |
  |
  |
  |
  |
  |
Коэффициент конструкторской преемственности |
  |
  |
  |
  |
  |
* Чистая масса машины определяется на основе общей массы машины путем исключения веса покупных комплектующих изделий.
Потребность в комплектующих изделиях и деталях, приобретаемых со стороны, и затраты на них могут быть представлены в виде таблицы 2.
Таблица 2
Затраты на комплектующие изделия и детали
№ п/п |
Наименование |
Марка или тип |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена за ед. |
Общая сумма, руб. |
Примечание (поставщик) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Электродвигатель |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
2 |
Редуктор |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
3 |
Подшипник |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
4 |
Ремни натяжные |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
5 |
Защитнопусковая аппаратура |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
6 |
Шланги |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
7 |
Средства автоматизации |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
8 |
Крепежные изделия |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
9 |
Итого |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
10 |
Транспортно-заготовительные расходы 7-8% от суммы «Итого» |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
11 |
Всего п.9+п.10 |
  |
  |
  |
  |
  |
  |
Состав показателей зависит от характера техники и устанавливается по согласованию с консультантом.
Источником получения данных по базовому варианту служит соответст-вующая техническая документация КБ, НИИ или кафедры. По соответствую-щей строке следует указать название этой документации (табл.3 п.4 и п.6).
Источником получения данных по проектируемому (модернизируемому) варианту служат выполненные расчеты в конструкторской и технологической частях. В таблице необходимо сделать ссылку на эти расчеты с указанием стра-ницы пояснительной записки.
Необходимые для выполнения экономических расчетов нормативы и не-которые показатели отражаются в табл.3.
Таблица 3
Нормативы и показатели для выполнения расчетов
Наименование показателей |
Ед. измерения |
Базовый вариант |
Проектируемый вариант (марка машины) |
величина показателя |
источник получения данных |
величина показателя |
источник получения данных |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество дней работы ма-шины в году |
дни |
  |
  |
  |
  |
Количество часов работы в день (режим работы) |
ч |
  |
  |
  |
  |
Численность и разряд обслу-живающего персонала (всего) |
чел./разр. |
  |
  |
  |
  |
Часовая тарифная ставка об-служивающего персонала(Сч) |
руб. |
  |
  |
  |
  |
Цена машины |
руб. |
  |
  |
  |
  |
Норма амортизационных отчислений от стоимости машины |
% |
  |
  |
  |
  |
Норма затрат на ремонт и об-служивание машины от стои-мости машины |
% |
  |
  |
  |
  |
Потребляемая электроэнергия |
кВт/ч |
  |
  |
  |
  |
Цена 1 кВт-ч электроэнергии |
руб. |
  |
  |
  |
  |
Норма затрат на изготовление машины (без стоимости материалов и полуфабрикатов), на 1 кг чистой массы однотипной машины (Н) |
руб. |
  |
  |
  |
  |
Нормативная стоимость 1 кг чистой массы материалов однотипной машины (М) |
руб. |
  |
  |
  |
  |
И далее...
|
|
|