|
4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Думать - самая трудная из работ.
Видимо, поэтому так мало людей ею занимаются.
Генри Форд
Составляя бизнес-план для действующего предприятия, целе-сообразно включить в его состав план мероприятий по обеспе-чению эффективной хозяйственной деятельности по схеме, ко-торую мы использовали при разработке планов финансового оздоровления предприятий.
Нами предлагается классификация мероприятий по следующим направлениям:
- организационная санация;
- техническая санация;
- экономическая и финансовая санация;
- маркетинговая санация;
- социальная санация.
Организационная санация может предусматривать:
- изменение организационно-правовой формы предприятий;
- реорганизационные процедуры, проводимые путем слияния, поглощения, присоединения, направленные на коммерциа-лизацию структурных подразделений и/или связанные с глобализацией экономики России;
- совершенствование структуры управления предприятием и оптимизацию численности управленческого персонала путем устранения дублирования управленческих функций в целях снижения затрат на управление предприятием и пр.
Техническая санация заключается, как правило, в проведе-нии мероприятий по технической реструктуризации ряда про-изводств предприятия, направленных на повышение конкурен-тоспособности выпускаемой продукции и освоение производ-ства новых видов, а также принципиально новых технологий для изготовления продукции.
Под технической реструктуризацией понимается приведе-ние в соответствие производственно-технической базы пред-приятия с его внешней средой и ее гибкое приспособление к рынку. Реструктуризация, как правило, не требует больших капитальных вложений.
Техническая санация тесно связана с сохранением научно-технического и кадрового потенциала, что жизненно необходимо при реализации стратегии ограниченного роста (выживания), вы-рабатываемой предприятием в условиях неопределенности и про-гнозируемого подъема его деловой активности.
Экономическая и финансовая санация предусматривает в основном:
- нормализацию дебиторской и кредиторской задолженно-стей;
- продажу излишнего имущества - прежде всего "неликви-дов" и "залежалых запасов";
- другие мероприятия по восстановлению собственных оборот-ных средств и повышению эффективности их использования и пр.
Маркетинговая санация включает в себя:
- проведение рыночных исследований в целях увеличения доли продаж на действующих рынках, поиска новых "ниш", новых рынков сбыта;
- реорганизацию службы маркетинга и активизацию ее дея-тельности для выработки маркетинговой стратегии пред-приятия и плана первоочередных действий, связанных с выживанием предприятия в условиях кризисной экономики и возобновлением его производственно-финансовой дея-тельности.
Социальная санация предполагает:
- коммерциализацию объектов социально-коммунальной сферы;
- мероприятия по обеспечению социальной защиты и соци-альных льгот для работников предприятия и др.
По каждому мероприятию определяются необходимые за-траты и экономические эффекты, ожидаемые при их реализа-ции. Расчеты желательно производить в неизменных и теку-щих дисконтированных ценах для приведения затрат и резуль-татов к одному моменту времени (как правило, к моменту на-чала инвестирования).
Этим планом обосновывается общая потребность предпри-ятия в инвестициях, вскрываются внутренние резервы в целях изыскания собственных источников финансирования и опре-деляется потребность в заемных средствах.
План мероприятий по обеспечению эффективной хозяйст-венной деятельности рекомендуется представить в форме табл. 20.
Таблица 20
Мероприятия по восстановлению платежеспособности
и поддержанию эффективной хозяйственной деятельности
Наименование
мероприятия |
Сроки осуществ-ления (год, квартал) |
Величина показателя по периодам, тыс. р. |
200... г. |
200... г. |
200... г. |
итого |
Зат |
Рез |
Зат |
Рез |
Зат |
Рез |
Зат |
Рез |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Организационная санация:
- оптимизация численности
- совершенствование структуры управления и т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дисконтированный результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Техническая санация:
- освоение производ-ства новых изделий
- освоение новых базовых прогрессив-ных технологий
- техническая рест-руктуризация произ-водств предприятия
и т. д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дисконтированный результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экономическая и фи-нансовая санация:
- реализация излиш-него оборудования и материально-производственных запасов
- продажа убыточных бизнес-единиц
- оптимизация соот-ношения дебиторской и кредиторской за-долженностей
- мероприятия по снижению потребно-сти в оборотных сред-ствах
и т. д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дисконтированный результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Маркетинговая санация - реорганизация службы маркетинга и повышение эффектив-ности ее функциони-рования
- проведение марке-тинговых исследова-ний и выработка мар-кетинговой стратегии предприятия
- разработка плана маркетинговых дей-ствий, в том числе по товарной, ценовой, сбытовой, сервисной политике
и т. д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дисконтированный результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социальная санация:
- коммерциализация объектов социальной сферы
- обеспечение соци-альной защиты и со-циальных льгот для работников
и т. д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дисконтированный результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего - результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего - дисконтированный результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|