4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Думать - самая трудная из работ. Видимо, поэтому так мало людей ею занимаются.
Генри Форд


Составляя бизнес-план для действующего предприятия, целе-сообразно включить в его состав план мероприятий по обеспе-чению эффективной хозяйственной деятельности по схеме, ко-торую мы использовали при разработке планов финансового оздоровления предприятий. Нами предлагается классификация мероприятий по следующим направлениям: - организационная санация; - техническая санация; - экономическая и финансовая санация; - маркетинговая санация; - социальная санация. Организационная санация может предусматривать: - изменение организационно-правовой формы предприятий; - реорганизационные процедуры, проводимые путем слияния, поглощения, присоединения, направленные на коммерциа-лизацию структурных подразделений и/или связанные с глобализацией экономики России; - совершенствование структуры управления предприятием и оптимизацию численности управленческого персонала путем устранения дублирования управленческих функций в целях снижения затрат на управление предприятием и пр. Техническая санация заключается, как правило, в проведе-нии мероприятий по технической реструктуризации ряда про-изводств предприятия, направленных на повышение конкурен-тоспособности выпускаемой продукции и освоение производ-ства новых видов, а также принципиально новых технологий для изготовления продукции. Под технической реструктуризацией понимается приведе-ние в соответствие производственно-технической базы пред-приятия с его внешней средой и ее гибкое приспособление к рынку. Реструктуризация, как правило, не требует больших капитальных вложений. Техническая санация тесно связана с сохранением научно-технического и кадрового потенциала, что жизненно необходимо при реализации стратегии ограниченного роста (выживания), вы-рабатываемой предприятием в условиях неопределенности и про-гнозируемого подъема его деловой активности. Экономическая и финансовая санация предусматривает в основном: - нормализацию дебиторской и кредиторской задолженно-стей; - продажу излишнего имущества - прежде всего "неликви-дов" и "залежалых запасов"; - другие мероприятия по восстановлению собственных оборот-ных средств и повышению эффективности их использования и пр. Маркетинговая санация включает в себя: - проведение рыночных исследований в целях увеличения доли продаж на действующих рынках, поиска новых "ниш", новых рынков сбыта; - реорганизацию службы маркетинга и активизацию ее дея-тельности для выработки маркетинговой стратегии пред-приятия и плана первоочередных действий, связанных с выживанием предприятия в условиях кризисной экономики и возобновлением его производственно-финансовой дея-тельности. Социальная санация предполагает: - коммерциализацию объектов социально-коммунальной сферы; - мероприятия по обеспечению социальной защиты и соци-альных льгот для работников предприятия и др. По каждому мероприятию определяются необходимые за-траты и экономические эффекты, ожидаемые при их реализа-ции. Расчеты желательно производить в неизменных и теку-щих дисконтированных ценах для приведения затрат и резуль-татов к одному моменту времени (как правило, к моменту на-чала инвестирования). Этим планом обосновывается общая потребность предпри-ятия в инвестициях, вскрываются внутренние резервы в целях изыскания собственных источников финансирования и опре-деляется потребность в заемных средствах. План мероприятий по обеспечению эффективной хозяйст-венной деятельности рекомендуется представить в форме табл. 20.

Таблица 20



Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержанию эффективной хозяйственной деятельности


Наименование мероприятия Сроки осуществ-ления (год, квартал) Величина показателя по периодам, тыс. р.
200... г. 200... г. 200... г. итого
Зат Рез Зат Рез Зат Рез Зат Рез
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Организационная санация: - оптимизация численности - совершенствование структуры управления и т. д.                  
Результат                  
Дисконтированный результат                  
Техническая санация: - освоение производ-ства новых изделий - освоение новых базовых прогрессив-ных технологий - техническая рест-руктуризация произ-водств предприятия и т. д.                  
Результат                  
Дисконтированный результат                  
Экономическая и фи-нансовая санация: - реализация излиш-него оборудования и материально-производственных запасов - продажа убыточных бизнес-единиц - оптимизация соот-ношения дебиторской и кредиторской за-долженностей - мероприятия по снижению потребно-сти в оборотных сред-ствах и т. д.                  
Результат                  
Дисконтированный результат                  
Маркетинговая санация - реорганизация службы маркетинга и повышение эффектив-ности ее функциони-рования - проведение марке-тинговых исследова-ний и выработка мар-кетинговой стратегии предприятия - разработка плана маркетинговых дей-ствий, в том числе по товарной, ценовой, сбытовой, сервисной политике и т. д.                  
Результат                  
Дисконтированный результат                  
Социальная санация: - коммерциализация объектов социальной сферы - обеспечение соци-альной защиты и со-циальных льгот для работников и т. д.                  
Результат                  
Дисконтированный результат                  
Всего - результат                  
Всего - дисконтированный результат