Тема 5.Основы теории потребительского поведения ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: На что тратят свои деньги россияне?

 

Современный российский потребительский рынок преодолел некогда при сущую ему острую дефицитность. Можно говорить о том, что он сформировался по всем важнейшим группам товаров и услуг индивидуального потребления, продающимся по свободным ценам. Здесь представлены продукты питания, промышленные изделия краткосрочного и длительного пользования, строительные материалы и жилье, автомобили, бытовая техника и разнообразные средства связи, книги и другая печатная продукция, информационные и туристические услуги, услуги здравоохранения, образования, культуры.

Если сгруппировать эти блага в условной «потребительской корзине», распределяя их на три группы в соответствии со структурой потребительских расходов россиян, то картина будет примерно следующей.

Первая группа — продукты питания, на которые российское население расходует примерно 52% своих доходов. Это очень большая доля, свидетельствующая о бедности российского потребителя — почти все его доходы уходят на оплату еды. В развитых странах на аналогичные цели идет только 15-25 %.

Расходы на питание распределяются следующим образом:
• мясо и мясопродукты (13,6%);
• хлеб и хлебопродукты (8,6%);
• сахар и кондитерские изделия (7,0%);
• картофель и овощи (4,2%);
• рыба и рыбопродукты (2,7%);
• алкогольная продукция (2,5%);
• молок и молочные продукты, яйца, растительное масло, чай, кофе, безалкогольные напитки и др.
Вторая группа — промышленные, непродовольственные товары, на которые расходуется 30,8% доходов населения. В этой группе товаров расходы распределяются в таком порядке:
• аудио- и видеотехника (13,5%);
• одежда (13%);
• мебель (3,8%);
• предметы личной гигиены и медицинские товары (3,8%);
• транспортные средства (3,1%);
• предметы отдыха и развлечений (2,5%);
• табак (1,3%);
• галантерейные товары (0,5%);
• обувь, белье, ткани, строительные материалы, топливо и др.
Третья группа благ в российской потребительской корзине — это услуги. На них приходится очень мало — примерно 11,4% расходов (в развитых странах — 65 %, именно среди услуг особенно много благ повышенного качества).
Их распределение следующее:
• услуги жилищно-коммунального хозяйства (4,7%), в западных странах на это у среднего потребителя уходит 20-30 %;
• услуги образования (1,5%, на Западе — около 10%);
• услуги по ремонту бытовой техники и предметов пользования (1%);
• услуги по ремонту квартир, построек (0,7%);
• медицинские услуги (0,6%);
• услуги правового характера, туризм, оздоровительные услуги, услуги пассажирского транспорта, связи и прочие.

Если попытаться кратко суммировать суть описанных нами потребительских предпочтений современных россиян, то они сконцентрированы на удовлетворений простейших, наиболее неотложных потребностей. Прежде всего, надо быть богатым, одетым и (на дворе все-таки XXI век!) иметь магнитофон с телевизором. На достижение этих не слишком амбициозных целей направляется 4/5 доходов наших сограждан.

Свойственную развитым странам структуру потребительских предпочтений, где на первом месте расходы на просторное и хорошо меблированное жилье, автомобиль, туризм, развлечения, образование и качественное медицинское обслуживание в России еще только предстоит сформировать. И произойдет это, как свидетельствуют кривые Энгеля, только тогда, когда существенно повысится уровень жизни всего народа

Второй динамический процесс, постоянно происходящий в экономике, состоит в изменениях цен то на одни, то на другие товары.