Тема 5.Основы теории потребительского поведения ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: На что тратят свои деньги россияне?
Современный российский потребительский рынок преодолел некогда при сущую ему острую дефицитность. Можно говорить о том, что он сформировался по всем важнейшим группам товаров и услуг индивидуального потребления, продающимся по свободным ценам. Здесь представлены продукты питания, промышленные изделия краткосрочного и длительного пользования, строительные материалы и жилье, автомобили, бытовая техника и разнообразные средства связи, книги и другая печатная продукция, информационные и туристические услуги, услуги здравоохранения, образования, культуры. Если сгруппировать эти блага в условной «потребительской корзине», распределяя их на три группы в соответствии со структурой потребительских расходов россиян, то картина будет примерно следующей. Первая группа — продукты питания, на которые российское население расходует примерно 52% своих доходов. Это очень большая доля, свидетельствующая о бедности российского потребителя — почти все его доходы уходят на оплату еды. В развитых странах на аналогичные цели идет только 15-25 %. Расходы на питание распределяются следующим образом: Если попытаться кратко суммировать суть описанных нами потребительских предпочтений современных россиян, то они сконцентрированы на удовлетворений простейших, наиболее неотложных потребностей. Прежде всего, надо быть богатым, одетым и (на дворе все-таки XXI век!) иметь магнитофон с телевизором. На достижение этих не слишком амбициозных целей направляется 4/5 доходов наших сограждан. Свойственную развитым странам структуру потребительских предпочтений, где на первом месте расходы на просторное и хорошо меблированное жилье, автомобиль, туризм, развлечения, образование и качественное медицинское обслуживание в России еще только предстоит сформировать. И произойдет это, как свидетельствуют кривые Энгеля, только тогда, когда существенно повысится уровень жизни всего народа Второй динамический процесс, постоянно происходящий в экономике, состоит в изменениях цен то на одни, то на другие товары. |