Тема 11. Рынок труда и заработная плата. ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Шатурский мебельный комбинат устанавливает «примат реализации над производством»

 

«Мы не можем производить то, что кому-то легко продавать», — заявили директору комбината производственники, когда он потребовал подчинить производственную политику интересам сбыта. Дело происходило в 1996 г., когда положение на предприятии стало катастрофическим. А ведь еще в 1992 г. все обстояло прекрасно. Измученное мебельным дефицитом советских времен население раскупало сравнительно дешевые (и некачественные) мебельные стенки, и прибыльность предприятия зашкаливала за 200%. Но потом произошел обвал. Во-первых, в ходе либерализации цен люди лишились сбережений, накапливавшихся в том числе и на покупку мебели. Во-вторых, на рынок вышли иностранные конкуренты с более качественной продукцией. Объем производства упал в три раза.

Ломать нерыночное отношение специалистов (причем хороших, заслуженных производственников) пришлось крутыми мерами.

Производство стало постепенно подчиняться интересам сбыта. Был радикально обновлен и расширен ассортимент. При этом очень удачной управленческой находкой было переподчинение заводского отдела контроля качества, раннего входившего в службу производства, службе продаж. Ведь успех реализации прямо зависит от качества. И сбытовики начали отстаивать свой "примат над производством". Появились независимые контрольные сборки мебели, на которых скрупулёзно выискивать мельчайшие изъяны производства.

Распространилось это влияние и на предшествующее производству звено в экологической цепочке - на закупку сырья и комплектующих.

На комбинате пришли к закупкам импортной фурнитуры, направляющих, декоративных элементов. Благодаря этому мебель стала лучше смотреться, а ящики, дверцы и т.п.- стали открываться и закрываться. На предприятии стали внимательнее относиться к вопросу о том, сколько вообще надо закупать ресурсов. И выяснилось, что другие траты излишни, что вовсе не нужно омертвлять денежные средства в огромных, лежащих (а порой и портящихся) на складах запасах. А некоторые ресурсы, как оказалось, и вовсе оплачивались, но не использовались. Так, 80% оплаты за теплоснабжение комбинат отдавал совершенно зря: счетчик на трубе, идущей в ГРЭС, стоял перед развилкой на город, куда потом - за деньги комбината и уходила большая часть тепла. Стало очевидно, что при таком расточительном отношении к ресурсам на рынке не выживешь.

Преодолев нерациональное отношение к ресурсам и переориентировав производство на нужды потребителя, Шатурский мебельный комбинат уже в 1997г. установил предкризисные объёмы выпуска продукции, а к 2002-2003гг. превратился в одно из самых конкурентоспособных предприятий российской мебельной промышленности.