ТЕМА 6: ПОТРЕБИТЕЛЬ В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

1. Теория потребительского поведения

Теория потребительского поведения и спроса является достаточно «старым» разделом экономической теории, который, однако, полностью игнорировался советской экономической наукой. Для марксистско-ленинской политэкономии был неприемлем субъективный, сугубо личностный характер проблемы, понятие «предельной полезности», лежащее в основе ее теоретического анализа. Появление маржиналистской теории, кроме того, рассматривалось как «вульгарная» критика трудов К. Маркса.

Под поведением потребителя мы будем понимать его действия, связанные с выбором, приобретением и потреблением товаров и услуг. Поскольку экономическая теория понимается западными экономистами как наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов ради удовлетворения безграничных человеческих потребностей, постольку и в поведении потребителя их интересует проблема рационального выбора товаров и услуг при бюджетном ограничении. Теория потребительского выбора объясняет, каким образом потребителям следует распределять свой денежный доход на приобретение различных товаров и услуг.

Суверенитет и рационализм потребителя. Отметим две основные характеристики потребителя в рыночной экономике, лежащие в основе теории его поведения: суверенитет и рационализм.

Рыночное хозяйство базируется на аксиоме, что потребитель знает сам, в чем он нуждается, а экономическая система функционирует лучше всего тогда, когда ориентируется на его нужды желания, проявляющиеся в его поведении на рынке. Потребитель может сам оценить лучше всех свое благополучие, осознать потребности, организовать свой бюджет. У него существует достаточно отчетливая система предпочтений в отношении товаров и услуг, к которой прислушивается производитель. В этом смысле экономисты говорят, о суверенитете потребителя (от фр.- souverain - носитель верховной власти).

Суверенитет потребителя заключается в его способности воздействовать на производителя, причем, речь идет о производителе не только предметов потребления, но и средств производства. Добыча угля и нефти, производство станков и подъемных кранов не являются самоцелью, а призваны в конечном счете способствовать производству товаров, необходимых потребителю, а значит, имеющих шанс быть проданными ему. Покупая или не покупая их, потребитель указывает предпринимателю, что нужно, а что не нужно производить.

Средний потребитель - это рациональный человек, который стремится наилучшим образом распорядиться своим денежным доходом, приобрести на него «все, что можно». Говоря научным языком, он стремится максимизировать совокупную полезность при ограниченном доходе. Потребитель не может позволить себе все, что хочется, удовлетворяя свои разнообразные потребности. Его сдерживают цены и размер получаемого дохода. Ему приходится выбирать из альтернативных вариантов тот набор товаров и услуг, который обеспечит наилучшее удовлетворение потребностей.

Разные люди тратят свой доход по-разному, выбирая лучший, со своей точки зрения, набор товаров. У каждого потребителя существует собственная субъективная шкала предпочтений. Рациональный потребитель выбирает наиболее предпочтительный для себя вариант, желая максимально эффективно израсходовать свои деньги.

Каким образом потребитель выбирает среди множества различных товаров и услуг наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор?

Ситуация выбора предполагает, во-первых, наличие нескольких возможных вариантов выбора, когда есть из чего выбирать, во-вторых, ограниченность выбора доступных потребителю наборов доходом и ценами, в-третьих, существование критерия выбора. по которому покупатель сравнивает различные варианты и выбирает один, самый предпочтительный. Существуют два подхода к проблеме выбора потребителя: кардиналистский (количественный) и ординалистскии (порядковый).

 

Остальное вы можете прочитать, скачав архив лекций...