ТЕМА 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

1. Методы и формы государственного регулирования

Ограниченность рыночного саморегулирования в решении многих важных экономических и социальных задач требует, чтобы недостатки рыночной стихийности восполнялись целенаправленным государственным регулированием.

В процессе эволюции государственного регулирования можно выделить несколько этапов. Долгое время (XVII в. - середина XIX в.) буржуазное государство играло роль «ночного сторожа», т.е. ограничивалось обеспечением самых общих условий производства (прежде всего, используя экономическое законодательство), не вмешиваясь активно в сам производственный процесс. Начиная с конца XIX в., экономика достигает такой степени сложности, что стихийное рыночное саморазвитие начинает грозить острыми социально-экономическими потрясениями. Поэтому возникает система постоянного и активного участия государства в управлении экономикой.

В современном хозяйстве государство выполняет три основные экономические функции, необходимые для сохранения рыночной системы:

1.Защита конкуренции, борьба с монополизмом.

2. Стимулирование экономического роста путем сбалансированного и стабильного развития различных секторов экономики (структурная политика).

3 Целенаправленное перераспределение доходов и богатства для обеспечения социальной справедливости. Иными словами, государство стремится «очеловечить» рыночный механизм, сделать его приемлемым для подавляющего большинства граждан. Вековой опыт государственного регулирования позволил накопить обширный набор методов и форм воздействия на рыночное хозяйство.

Государство может, с одной стороны, вмешиваться в экономику прямо и непосредственно. Прямое вмешательство государства в рыночное хозяйство осуществляется посредством экономического законодательства и государственного предпринимательства.

С другой стороны, государство может воздействовать на экономику опосредованно, косвенными методами: с помощью налогов, кредитов и т.п. В реальной действительности прямые и косвенные методы регулирования взаимопереплетаются, используются комплексно и потому очень часто сливаются друг с другом.

Рассмотрим основные формы государственного регулирования экономики.

1. Экономическое законодательство слагается из следующих основных компонентов.

Антимонопольное законодательство. Его задача-максимум - предотвращение формирования монополий, задача-минимум - снижение негативных последствий от их деятельности.

Законодательство о собственности. Государство определяет объекты и субъекты отношений собственности, объем правомочий собственников, гарантирует защиту их прав. Субъекты различных форм отношений собственности в принципе должны пользоваться равной защитой.

Налоговое законодательство. Законодательство о налогах призвано отражать основные приоритеты национальной налоговой политики. Для оптимального функционирования экономики налоговое законодательство обязательно должно быть стабильным.

Законодательство о труде и социальной защите. Речь идет о регулировании взаимоотношений между предпринимателями, наемными работниками и государством (как верховным арбитром).

Законодательство об охране природы. Его главные задачи определить предельно допустимые нормы вторжения в экологическуюсреду, а также меры ответственности за нарушение этих норм.

Законодательство о защите прав потребителей. Оно определяет права потребителей - физических лиц, потребляющих, приобретающих, либо имеющих намерения приобрести товары и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли, и механизм их реализации.

2       Государственное предпринимательство - это организация деятельности предприятий, находящихся в государственной собственности.

В государственный сектор рыночного хозяйства входят прежде всего предприятия тех отраслей, которые производят общественные блага: инфраструктура (транспорт, связь), военная промышленность. Кроме того, государство прямо и непосредственно берет под свой контроль естественные монополии - те отрасли производства, в которых конкуренция принципиально невозможна (газоснабжение, производство электроэнергии и т.д.).

Хотя в целом в рыночном хозяйстве государственное предпринимательство не может стать главной формой, в названных отраслях оно играет огромную, часто преобладающую роль. В отличие от частного бизнеса, для государственных предприятий максимизация прибыли не является основной целью их деятельности.

3       Социальная политика направлена на обеспечение определенного стандарта благосостояния с целью поддержания экономической и социальной стабильности в обществе, стимулирования экономического роста. Составной частью социальной политики является материальная поддержка наиболее «слабых» групп населения.

4. Бюджетно-финансовая (фискальная) политика направлена на сбор и эффективное использование средств государственного бюджета Результатами этой деятельности должны стать, во-первых, обеспечение бездефицитности (или минимизация дефицита) госбюджета и, во-вторых, эффективное распределение финансовых ресурсов по различным программам, отраслям и регионам.

5. Денежно-кредитная (монетарная) политика осуществляется с целью регулирования массы денег в обращении. Бюджетно-финансовая политика и денежно-кредитная политика настолько тесно взаимосвязаны, переплетены, что в последнее время всё чаще используется понятие «смешанная фискально-монетарная политика».

Централизованное планирование как форма государственного регулирования. При осуществлении государственного регулирования экономики необходимо добиваться планомерности - сознательного регулирования важнейших экономических пропорций в соответствии с избранными приоритетами. Ключом к достижению планомерности является комплексная централизованная плановая деятельность. Различают следующие виды танов:

  1. планы развития экономики в целом: годовые, пятилетние и т.д.;
  2. программно - целевые планы, рассчитанные на осуществление каких-либо преобразований в отдельных сферах экономики (Программа приватизации, Программа конверсии).

Все виды плановой деятельности можно осуществлять двумя методами:

  1. директивное планирование - планы-приказы, предназначенные для обязательного выполнения (прежде всего, по отношению к государственным предприятиям);
  2. индикативное планирование - планы-рекомендации, участие в которых необязательно, но стимулируется и поощряется государством.

В развитых странах мира плановая деятельность государства есть важный элемент экономической политики. При этом планирование носит преимущественно программный характер и осуществляется в основном индикативными методами.

2. Основные концепции экономической политики современного государства

Кейнсианская и монетаристская концепции экономической политики. Различные формы государственного регулирования экономики находятся по отношению друг к другу в отношениях не столько гармонии, сколько противоречия. Причина таких отношений - противоречивость самих исходных функций политики государства. Так, чтобы минимизировать безработицу, государство должно увеличивать ассигнования на развитие производства. Рост расходов госбюджета ведет к образованию дефицита, денежной эмиссии и высокой инфляции. Чтобы сбить инфляцию, государство обязано перейти к жесткой экономии своих финансовых ресурсов, что неизбежно приведет к снижению спроса на труд, росту безработицы и сокращению социальных пособий.

В XX в. сложились две основные научные школы, по разному решающие вопросы о приоритетах экономической политики и о важнейших формах государственного регулирования (табл. 4-1).

Таблица 4-1. Кейнсианский и неоклассический подходы к проблеме государственного регулирования экономики

Проблемы государственного регулирования экономики Кейнсианство Неоклассические теории (монетаризм и др.)
Роль государства в современной экономике Значительная Ограниченная
Приоритеты ми цели государственного вмешательства Стабилизация экономического цикла, преодоление кризиса и безработицы, социальная полтика Обеспечение свободы функционирования рынка, антиинфляционная политика
Главные инструменты государственного вмешательства Бюджетные расходы, налоги, гибкая кредитно-денежная политика Стабильная кредитно-денежная политика
Государственные расходы Большие Минимальные
Бюджетный дефицит Необходимый инструмент регулирования в условиях кризиса Вреден
Налоги Высокие прогрессивные Низкие устойчивые

 

1. Кейнсианство возникло в 30-е годы и преобладало вэкономической политике развитых стран до конца 70-х годов. Его основоположник Дж.М. Кейнс считал, что для увеличения занятости и экономического роста следует максимально стимулировать производственные капиталовложения. С этой целью необходимо:

а)      активизировать перераспределение национального дохода через госбюджет, т.е. осуществлять активную фискальную политику;

б)      широко использовать кредитно-финансовые регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддерживания высоких темпов роста и уровня занятости, т.е. осуществлять активную кредитно-денежную политику.

в)      создать обширную зону государственного предпринимательства, включающую государственные и смешанные предприятия.

Кенсианская модель государственного регулирования органически связана с инфляционным финансированием госбюджета. Когда в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились, то спираль инфляции начала угрожать подрывом экономики. Кроме того, активизация государственного регулирования вела к росту бюрократизма, снижала гибкость управления, столь важную в условиях НТР. Экономический кризис 1979 - 1981 гг. стал кризисом кейнсианской модели государственного регулирования и предопределил переход к новой, неоклассической модели.

2. Преобладающей формой неоклассической модели стал монетаризм, а егоидеологом - М. Фридмен. Изменение модели государственного регулирования заключалось в отказе от стимулирования спроса в переходе к использхованию косвенных мер воздействия на предложение.

В соответствии с этими принципами монетаристы рекомендуют:

а)      снижать налоговое бремя, предоставлять предпринимателям налоговые льготы;

б)      сократить государственные ресурсы, отказаться от широкомасштабных финансовых ассигнований, в том числе на социальные программы;

в)      приватизировать государственной собственности для расширения сферы эффективного действия рыночной экономики.

Осуществление монетаристских рецептов в 80 - 90-е годы выявило как сильные, так и слабые их стороны. С одной стороны, жесткая финансовая политика позволила сбить накал инфляции в развитых странах Запада. С другой стороны, политика рейганомики в США и тэтчеризма в Англии сопровождалась заметным понижением уровня жизни значительной массы населения, усилением дифференциации доходов.

Неоклассики-монетаристы часто доходят до проповеди полного невмешательства государства в рыночное хозяйство. Как с юмором заметил один из коллег М. Фридмена: «Мы считаем, что государство должно заниматься лишь обороной и строительством дорог, но некоторые из нас не уверены насчет дорог». Впрочем, подобный «рыночный экстремизм» отнюдь не вызывает всеобщего одобрения, критики этих идей называют их «либерально-анархистскими».

В России «звездным часом» для экономистов-монетаристов стал 1992г именно неоклассическая программа государственного регулирования являлась главным стержнем «гайдароэкономики». Отрезвление от неоклассической «шоковой терапии» наступило весьма быстро, что привело к сильному снижению популярности в России «либерально-анархистских» идей. 

 

3. Ограниченность государственного регулирования экономики

Закон непредвиденных последствий. Система государственного регулирования экономики несет в себе неустранимое противоречие. С одной стороны, провалы рынка, его недостаточная экономическая эффективность и неспособность решать социальные проблемы требуют правительственного вмешательства. С другой стороны, деятельность правительства часто ведет к распространению неэффективности и неравенства даже на тех рынках, которые могли бы хорошо функционировать и без государственного регулирования. Причина неудач правительства двояка. Во-первых, действует закон непредвиденных последствий. Во-вторых, возникает явление, которое называют провалами правительства.

Закон непредвиденных последствий - это свойство действий правительства иметь непреднамеренные (неожиданные) эффекты в дополнение к тем, которые были целью этих действий. Выплата пособий по безработице, например, имеет ожидаемый полезный эффект - помощь безработным, но может иметь также и непредвиденный отрицательный эффект - рост числа безработных из-за снижения их активности в поиске работы. В силу взаимной противоречивости исходных задач государственного регулирования практически любое действие правительства обязательно приведет одновременно как к позитивным, так и к негативным последствиям.
Кроме того, как показывает практика, в деятельности правительства существует тенденция к сознательному осуществлению программ, которые не устраняют, а, напротив, усиливают экономическую и социальную неэффективность. Ситуации, при которых политика правительства ослабляет эффективность использования ресурсов в сравнении с рыночным механизмом, усиливает социальную напряженность в обществе, называют провалами правительства. Эти ситуации возникают в связи с тем, что в условиях представительной демократии депутаты (представители граждан) часто действуют как «искатели политической ренты», как люди, максимально озабоченные ростом своей популярности в глазах избирателей. Популистская озабоченность депутатов толкает их к защите программ, дающих заметный сиюминутный результат, к принятию решений, чьи положительные последствия наиболее понятны рядовым избирателям. Поэтому законодательная власть может принять заведомо неэффективное с экономической и социальной точек зрения решение, если его отрицательные последствия не очевидны.

Государственный аппарат также подвержен бюрократизму, тенденции к постоянному возрастанию, несмотря на регулярные попытки его сокращения, а также коррупции, сращиванию с отдельными финансово - промышленными группами (приоритетной защите их интересов в экономической политике). Таким образом, хотя государственное регулирование составляет необходимый элемент современного рыночного хозяйства, оно тоже имеет свои отрицательные стороны. Есть сферы экономики, где рынок малоэффективен, но есть и сферы, которым вмешательство государства принципиально противопоказано. Общее требование к государственному регулированию в развитом рыночном хозяйстве формулируется следующим образом: государство должно способствовать улучшению работы рыночного механизма, но не стремиться подменить его.

Приватизация в России. Приватизация, несомненно, является одним из важнейших звеньев политики разгосударствления. Приватизация в широком смысле слова - это преобразование государственной собственности в частную и другие формы собственности. Строго говоря, приватизацией в собственном смысле слова следовало бы называть только передачу собственности в частную {индивидуальную) собственность. Однако исторически сложилось так, что этот термин используют более широко, для обозначения любых изменений государственной формы собственности (даже если новым коллективным собственником становится, например, акционерное общество, т. е. тысячи или десятки тысяч совладельцев).

При определении стратегии приватизации (денационализации) необходимо решить две основные проблемы.

Первая проблема. Кому передавать государственную собственность?

Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых случаях (как в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращается наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность в СССР юридически считалась общенародной, то правомерна и точка зрения, что собственность государства должна была быть передана всем гражданам страны.

Вторая проблема. На каких условиях передавать государственную собственность?

Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по аукционной или льготной цене. В том случае, если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется через акции. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности.

Успех политики приватизации определялся в решающей степени тем, насколько удачно она будет осуществляться в среднем и крупном промышленном производстве. За рубежом продажа крупных приватизируемых предприятий обычно проводилась всем желающим, хотя при этом и оговаривались льготы для работников приватизируемых предприятий. Но в России начала 90-х годов не было толстосумов, которым была бы по карману покупка заводов - гигантов. Крупные денежные суммы имелись только у «подпольных миллионеров» и у иностранных бизнесменов. Главным путем приватизации стало акционирование - распыление собственности среди тысяч держателей акций. Поскольку стратегия развития акционерных компаний определяется советом акционеров, то первоочередным вопросом становятся пропорции распределения акций среди различных категорий их держателей. Процесс акционирования больших предприятий протекал по трем основным моделям.

1. Базовая модель - рабочий персонал приватизируемого предприятия получает бесплатно 25 % всех акций без права голоса, 5% голосующих акций на льготных условиях приобретают руководители предприятия, персонал может купить по номиналу еще 10% голосующих акций.

2. Модель с преимущественным контролем персонала - трудовой коллектив выкупает абсолютный контрольный пакет своего предприятия - 51% всех акций.

3 Модель с преимущественным контролем менеджмента - действующая администрация получает 20 % голосующих акций с правом их выкупа через год.

При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80 %) уходит за пределы предприятия и попадает в руки государственных комитетов и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торгуют этими акциями на фондовой бирже, продают их как частным лицам, так и различным институциональным держателям, например, инвестиционным фондам.

Если акционирование является общепризнанной практикой, то ваучерная компания - специфика России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехословакии). Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был, бесплатно получить свою долю «общенародной» собственности и обратить её либо в наличные, либо в ценные бумаги, дающие право на регулярное получение дохода (дивиденда). По Указу президента, в 1992г прошла раздача ваучеров - ценных бумаг на предъявителя, которые должны были использоваться их владельцами до конца 1993г (позже сроки реализации ваучеров были продлены еще на полгода).

В течение срока своего действия ваучер мог быть использован одним из трех основных способов: либо продан по текущему рыночному курсу, либо обменен непосредственно на акции предприятия, либо обменен на акции инвестиционного фонда. Высказывались предположения, будто цена ваучера достигнет цены автомашины; однако рыночный курс ваучера даже к концу ваучерной компании был ниже цены не то что автомашины, но даже велосипеда. Осуществить прямой обмен ваучера на акции предприятия могли, как правило, только его работники. Большинство рядовых граждан обменяли свой ваучер на акции различных чековых инвестиционных фондов. Впрочем, начало выплаты дивидендов в феврале-марте 1994г вызвало скорее разочарование, чем облегчение. Значительная часть предприятий России нерентабельна, основная их масса с трудом сводит концы с концами. Прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступают инвестиционные фонды, будет в ближайшие годы низка. Поэтому годовые доходы от акций инвестиционных фондов в лучшем случае соразмерны со средним недельным заработком.

Акционерно-ваучерная компания привела к торжеству номенклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты - директорский корпус, получивший значительную долю « внутризаводских» акций, и руководители крупных ЧИФов, контролирующие «внешние» пакеты акций. Вместо обещанного социального рыночного хозяйства стал складываться «директорский капитализм», при котором предприниматели «делают деньги» не столько путем развития производства, сколько за счет биржевых манипуляций акциями, СКВ, посреднической торговли и т.д.

 

Основные понятия


Прямые методы регулирования
Косвенные методы регулирования
Государственное предпринимательство
Бюджетно-финансовая политика
Денежно-кредитная политика
Директивное и индикативное планирование
Кейнсианство
Монетаризм
Провалы правительства
Разгосударствление (деэтатизация)
Приватизация
Акционирование