ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
1. Предмет, функции и методы экономической теории Предмет экономической теории. Экономическая наука - одна из древнейших наук об обществе. Под экономическими знаниями в широком смысле слова следует понимать изучение производства и использования благ, удовлетворяющих разнообразные потребности людей. Первые элементы экономических научных знаний возникают вскоре после зарождения цивилизованных (раннегосударственных) обществ. На протяжении нескольких тысячелетий своего развития экономическая наука не раз меняла и свое название, и основной предмет своих исследований. В общественной жизни древнего и средневекового Востока экономические проблемы анализировались в рамках науки о государстве. Мыслители Египта, Ближнего Востока, Индии и Китая напряженно искали пути решения актуальных задач государственного хозяйства, в какой степени и какими методами правительство должно поощрять развитие земледелия, ремесел и торговли? как организовывать сбор налогов? как следует распределять землю среди подданных? как предотвращать негативные последствия неурожайных лет? В античном обществе ученые акцентировали свое внимание, прежде всего, на частнохозяйственной практике - проблеме, как создать образцовое частное хозяйство, которое снабжало бы владельца всем необходимым или обеспечивало бы максимальный доход (работы римских экономистов-аграриев - Катона, Варона, Колумеллы). Вместе с тем начал проявляться интерес и к чисто теоретическим проблемам экономики, не имеющим непосредственно прикладного значения. «Отцом» экономической науки иногда называют древнегреческого мыслителя Аристотеля (IV в. до н. э.). Именно он впервые сформулировал вопрос, над которым размышляли затем многие поколения экономистов: «Что определяет пропорцию, в которой совершен обмен? Почему за простой глиняный горшок дают одну меру зерна, а за краснофигурную амфору - десять?» Аристотель ввел в употребление и само понятие «экономика», которое означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» - домохозяйство, «номос» - закон). Любопытно отметить, что экономику Аристотель трактовал как производство с целью потребления. Что касается производства с целью наживы (прибыли), то он относился к нему довольно отрицательно и использовал для его обозначения совсем другой термин - хрематистика. Интересный парадокс: то, что изучают современные экономисты, сам Аристотель, несомненно, отказался бы назвать экономикой. В средневековом феодальном обществе наука превращается в служанку богословия, и экономика не избежала этой участи. Уже у древнегреческих мыслителей заметен преимущественно нравственный подход к экономике, в средние века он окончательно закрепился. Христианские мыслители затрагивали экономические проблемы лишь для того, чтобы определить достойный «праведного христианина» образ действий в различных ситуациях. Например, церковь запрещала в принципе ростовщичество, ибо ростовщик-де получает плату за то, что ему не принадлежит - за время, созданное богом. Весь период с древнейших времен до нового времени составляет предысторию экономических теорий. Как вполне самостоятельная наука, экономическая теория сложилась только в период становления капитализма, в XVI - XVIII вв. Сам термин «политическая экономия» был введен французским мыслителем Антуаном де Монкретьеном, который в 1615г. опубликовал «Трактат политической экономии». Часто этот термин толкуют в том смысле, что, по мнению политэкономов, экономика якобы определяется политикой; на самом деле он означает всего лишь науку о государственном хозяйстве (или о хозяйстве общества), так как «политический» означает здесь «государственный» (от греч. «полития»- государство). Первая экономическая школа - меркантилизм - предметом своего изучения считала обмен, торговлю, которая была, по мнению меркантилистов, единственным источником богатства. Позже сложилась так называемая классическая школа политической экономии, представители которой (Ф. Кенэ, А. Смит, д. Рикардо) начали изучать само материальное производство как ту сферу, где создается общественное богатство. У А.С. Пушкина есть удивительно лаконичное и емкое определение экономической науки того времени - науки «о том, как государство богатеет, и чем живет...». Если экономисты-классики обращали первостепенное внимание на сам процесс формирования богатства, то мыслители-марксисты XIX в. перенесли внимание на взаимоотношения основных социальных групп - наемных рабочих и капиталистов. Политическая экономия в обоих случаях выступала как своего рода «философия хозяйства», изучающая объективные (не зависящие от сознания конкретных людей) основы экономической жизни и глобальные тенденции её развития. В конце XIX - начале XX вв. в экономической теории происходит революционный перелом, связанный с усилением внимания к субъективному (осмысленному) поведению людей в экономике. Это находит своё отражение в изменении самого названия науки. В 1890г. выходит в свет работа английского экономиста А. Маршалла «Принципы экономики», которая стала своего рода библией экономистов-неоклассиков. После этого термин «политическая экономия» (political economy) постепенно выходит из широкого употребления, сменяясь термином «экономика» (economics). Центральное место в экономической науке стало уделяться изучению рационального поведения участников производства - производителей и потребителей. В середине XX в. под влиянием идей великого английского экономиста Дж. М. Кейнса усиливается внимание к изучению роли государства в экономике, правительственному регулированию хозяйственной жизни. Наконец, в последние десятилетия экономисты во всё возрастающей степени начинают исследовать проблемы мирового хозяйства. Если попытаться теперь более точно сформулировать предмет современной экономической теории (то, что она изучает), то следует обратить внимание на сосуществование двух подходов к его определению. В марксистской политэкономии общепринятым было следующее определение: экономическая теория изучает производственные отношения - отношения между людьми, объективно складывающиеся в процессе производства. Подобного рода социальный подход к предмету экономики характерен не только для марксизма, но и для такого современного течения экономической мысли Запада, как институционализм. В учебниках «экономикс» экономическую теорию определяют как науку об эффективности, изучающую использование ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения безграничных потребностей людей. В этом определении подчеркивается, что предметом экономической теории являются самые общие закономерности производства - отношение людей к ресурсам, соотношение потребностей и ресурсов, проблемы выбора. На самом деле оба этих подхода не противостоят, а дополняют друг друга. Представители любого направления в экономической науке, желающие создать целостную теорию, обязательно обращают внимание, хотя и в разной степени, как на общие закономерности производства, так и на специфику их осуществления при различных типах экономических отношений. По своей структуре современная экономическая теория делится на два основных раздела: 1. Микроэкономика - изучение поведения людей и фирм. 2. Макроэкономика - изучение хозяйства как целого. Функции экономической теории. Для чего нужна экономическая теория или, иначе говоря, какие функции она выполняет? 1. Познавательная функция. Экономическая теория помогает понять закономерности развития и функционирования экономики. Экономическая теория, как и другие науки, ставит своей задачей сформулировать законы, по которым развивается объект ее исследования. Экономические законы - это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими процессами, явлениями и их сторонами. Так, например, устойчивые связи между ценой товара и количеством спроса на него выражаются в особом законе спроса. 2. Прогностическая функция. Познав закономерности экономического развития, экономисты могут предсказывать будущее. Многие экономисты (среди них - известный американский экономист М. Фридмен) утверждают, что главной целью экономической науки должны быть именно прогнозы, а не объяснения. Экономическая наука, изучающая существующий экономический строй и предсказывающая последствия его саморазвития, может быть названа позитивной экономикой (объективное изучение того, что есть). 3. Идеологическая (критическая) функция. Общественные науки (и экономика в том числе) не только раскрывают существующий порядок вещей, но и дают ему определенную оценку. Экономическая теория, в частности, не просто описывает рыночное хозяйство, но и решает проблему, является ли эта экономическая система справедливой, нужно ли ее совершенствовать или менять. 4. Практическая (конструктивная) функция. Сформулировав представление о желаемом состоянии общества, экономисты ищут пути его достижения, активно участвуя в выработке и осуществлении экономической политики. Экономическая наука, критикующая существующий экономический строй и разрабатывающая методы его целенаправленного изменения, может быть названа нормативной экономикой (изучение того, что, с точки зрения исследователя, должно быть и как его достигнуть). И позитивные, и нормативные функции выполняются в той или иной степени любой экономической теорией. Следует отметить, что если классическая политэкономия ХVIII-ХIХ вв. выполняла преимущественно позитивные функции, то в марксистской политэкономии и в «Экономиксе» XX в. четко прослеживается усиление нормативного начала. Если разработка позитивной экономической теории в решающей степени зависит от чисто научной состоятельности исследователя, то в сфере нормативной экономической теории огромную роль играют его субъективные социальные и политические пристрастия. Поэтому экономисты разных школ и направлений могут прийти к единодушному мнению, например, о результатах государственного регулирования ссудного процента, но резко разойдутся во мнениях по поводу допустимости ростовщичества как такового. Методы экономических исследований. Если предмет экономической теории отвечает на вопрос, «что» изучает эта наука, то ее методы показывают, «как» она изучает свой предмет. Научный метод исследования, по словам Г. В. Плеханова, есть средство для открытия истины. Экономическая наука пользуется формально-логическими методами, общими для всех наук, в их числе: 1. Метод абстракции - очищение наших представлений от случайного, второстепенного в явлениях для выяснения их сущности. Именно путём абстрагирования (обобщения) выводятся экономические категории - научные понятия, характеризующие важнейшие стороны экономических явлений (продукт, конкуренция, спрос, монополия и др.) 2. Сочетание анализа (мысленного разложения сложного целого на простые элементы для выявления их особенностей) и синтеза (объединения расчленённых и проанализированных элементов в единое целое). 3. Сочетание индукции (умозаключения от единичных фактов к общим выводам) и дедукции (применение общих положений к частным случаям). 4. Метод сравнения - определение сходства или различия явлений. 5. Метод аналогии - перенос свойств с известного явления на неизвестное. 6. Использование гипотез - выдвижение научно обоснованных предложений о причинах или связях явлений и процессов. При этом даются доказательства, т.е. истинность одной мысли обосновывается при помощи других. Формально-логические методы являются взаимодополняющими, они используются комплексно, но не в отрыве друг от друга. Ведущую роль среди них играет дедуктивный подход: индуктивным путем выявляются законы экономики, из них дедуцируются выводы для конкретных условий. Помимо формально-логических методов, экономисты, как и представители других общественных наук, широко используют диалектический подход. Если формальная логика имеет дело с изолированными, «равнодушными» друг к другу частями целого (принцип «или-или»), то диалектика предполагает изучение взаимосвязи отдельных частей, «снятие» их противоположности (принцип «и-и»). Важнейшими диалектическими приёмами являются: 1) восхождение от абстрактного к конкретному (раскрытие системы экономических отношений от простейших, сущностных элементов до реальной хозяйственной практики в ее многообразии); 2) единство исторического и логического (исследование закономерностей развития экономических отношений через конкретные исторические события, которые очищаются от случайного, второстепенного). Наконец, экономисты используют также такие методы, как экономико-математическое моделирование и экономическое экспериментирование. Экономической моделью называют формализованное (представленное обычно в виде системы уравнений, графика или схемы) описание экономического процесса или явления, отражающее главные его характеристики. Этот метод получил особенно широкое развитие в рамках «Экономикса». Экономическое экспериментирование - это искусственное воспроизведение или изменение экономического явления с целью достижения ожидаемых (предсказанных) результатов. Экономические эксперименты на микроуровне (как правило, на уровне отдельного предприятия) помогают обработать и проверить эффективность отдельных экономических мероприятий («банки справедливого обмена» П.Ж. Прудона, поиск новых систем организации труда Ф. Тейлором и Э. Мейо в США, попытки внедрения хозрасчета в СССР, «кружки качества» в Японии и т. д.). Если эксперимент оказывается удачным, то он быстро превращается в обыденную хозяйственную практику. Экономическое экспериментирование на макроуровне (уровне отдельного государства или группы государств) практически сливается с государственной экономической политикой. Часто заявляют, что экспериментирование над обществом - неблагодарное занятие, обречённое на провал. Между тем государственная экономическая политика заключается именно в том, чтобы сознательно воздействовать на хозяйство, стимулируя полезные для общества изменения. Хотя любое правительство стремится осуществлять экономическую политику научными методами (т.е. в соответствии с познанными экономическими законами), оно никогда не имеет абсолютной уверенности в том, что выбран наиболее оптимальный курс. Следовательно, при современном уровне экономических знаний любое правительство обречено на постоянное экономическое экспериментирование.
2. Основные проблемы экономики: структура экономики, эффективность и благосостояние Основные экономические проблемы. Изучение экономики принято начинать с анализа некоторых самых общих закономерностей. Эти закономерности действуют в любые эпохи и в любой стране. Они проявляются в процессе решения людьми так называемых основных (центральных) экономических проблем: 1 Что производить? (Какие блага и в каком количестве?) 2. Как производить? (По какой технологии? С какими затратами?) 3. Для кого производить? (Какой уровень благосостояния будет обеспечен, кому достанутся произведенные блага?) Три центральные экономические проблемы являются выражением взаимосвязи потребностей, ресурсов и производства. Потребности и благосостояние. Потребности - это необходимость нужда человека в чем-то. В обществоведении обычно выделяют материальные, духовные и социальные потребности. Развитие, возвышение потребностей, выражая процесс развития человека в окружающем его мире, и состоит в том, что по мере удовлетворения материальных потребностей, особенно самых насущных, элементарных (потребности в пище, одежде, жилье), усиливается настоятельность, значимость духовных и социальных потребностей. Этот подход использован в известной классификации А. Маслоу (рис. 1-1), в которой американский психолог ранжирует потребности по мере движения от первичных (элементарных) к высшим (потребностям в самовыражении). Для решения вопроса о том, что производить, раскрытия взаимосвязи «потребности - производство» наиболее «работающей» является классификация потребностей, которая основывается на концепции деятельностного подхода в развитии человека. Эта концепция исходит из того, что возвышение потребностей человека представляет собой процесс развития его жизнедеятельности, основных ее форм: труда, семейно-бытовой деятельности, досуга. В соответствии с этим подходом в структуре потребностей современного человека выделяются (рис. 1-2): 1. элементарные потребности (потребности в пище, одежде, жилище); 2. потребности в общих условиях жизнедеятельности: потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности; 3. потребности в деятельности, в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге. Степень развития и удовлетворения элементарных потребностей и потребностей в общих условиях жизнедеятельности определяется показателями объема и структуры потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, показателями развития материальной базы сферы услуг. К числу показателей, характеризующих удовлетворение и развитие потребностей в деятельности, относятся: 1) мотивация человека, т.е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности; 2) затраты времени на каждую из форм деятельности; 3) содержание деятельности, которое раскрывается в структуре функций, видах занятий. Рассмотрим, например, использование этих показателей при определении степени удовлетворения и развития потребности в труде. Выделяют следующие виды трудовой мотивации: 1) средство к жизни; 2) интересная творческая работа; 3) стремление сделать карьеру; 4) желание участвовать в управлении производством; 5) стремление принести пользу организации, общине, своему народу, всему человечеству. Так, труд, работа могут интересовать работника лишь постольку, поскольку они обеспечивают ему заработок, позволяющий приобрести необходимые жизненные блага. Такая трудовая мотивация характеризует отношение к труду, как средству к жизни. Трудовая мотивация, как правило, бывает сложной, в ней присутствует несколько мотивов трудовой деятельности. Например, работника может интересовать и заработок, и интересная работа, и участие в принятии управленческих решений. Для каждого уровня экономического и социального прогресса существует общественно-нормальный уровень затрат рабочего времени. Так, в наши дни нормальной воспринимается продолжительность рабочей недели в 36 - 42 часа, хотя в XIX в. даже в передовых капиталистических странах она составляла более 70 часов и сводила у наемных работников практически к нулю время досуга в будни. Если же человек трудоспособен, ищет, но не может найти работу, то это означает, что он не может удовлетворить свою потребность в труде. Содержание труда определяется образованием и квалификацией, структурой трудовых функций (что конкретно делает человек), а также соотношением умственных и физических затрат, исполнительских и управленческих функций. Деятельностный подход к изучению потребностей позволяет системно подойти к изучению благосостояния, т.е. уровня и качества жизни, под которыми понимаются степень развития и удовлетворения потребностей. Ресурсы. Экономическая эффективность. Ресурсы (факторы производства, производительные силы) - это все, с помощью чего производятся товары и услуги. В курсах «экономикс» выделяют четыре основных вида ресурсов: труд, земля, капитал, предпринимательский талант. Труд (рабочая сила) - это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и субъектом потребностей. Работая, он создает блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Способность человека к труду и его благосостояние неразрывно связаны. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы. Земля - так называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят плодородную почву, лес, запасы полезных ископаемых, энергию ветра и солнца, воду, воздух и т.д. Капитал - это все созданные людьми средства для производства благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). В данном случае речь идет о материальном, физическом капитале. Деньги и другие финансовые активы, сюда не включаются. Предпринимательский (организаторский) талант - это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск. Некоторые экономисты выделяют еще один фактор производства под названием информация - данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, «ноу-хау» и т.д.). Подобно капиталу, информация является вторичным фактором, она используется для производства жизненных благ. Но в отличие от капитала (и от других ресурсов) информация может тиражироваться. «Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, - гласит пословица. - Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи.» Существует и другой подход к классификации ресурсов, широко используемый в хозяйственной практике. Средства производства, к которым относят материально-вещественную часть производительных сил (по ранее предложенной классификации - это капитал и земля), разделяют на средства труда и предметы труда. Средства труда, или основные производственные фонды, многократно участвуют в производственном процессе и изнашиваются постепенно. К ним относятся машины, оборудование, здания, сооружения и т.п. Предметы труда, или оборотные производственные фонды (сырье, материалы, и т.п.), расходуются в одном производственном процессе. Все перечисленные факторы производства существовали практически всегда и везде (информация - с момента возникновения письменности). Однако их значение существенно менялось. В доиндустриальных обществах главными факторами были физический труд и земля. При капитализме первенство переходит к капиталу и предпринимательству. С развертыванием НТР основное значение получают творческий труд и информация, «человеческий капитал». Известный американский экономист Г. Беккер предложил это понятие для обозначения имеющихся у работника запасов знаний, навыков, мотиваций - способности к творческому самостоятельному труду, которые позволяют увеличивать его доход. Для анализа использования ресурсов в процессе производства применяется система показателей эффекта и эффективности. Эффект - конечный результат производства. Различают экономический эффект (результат производства как сумма произведенных товаров и услуг) и социальный эффект (благосостояние населения). Под экономической эффективностью понимают соотношение экономического эффекта (как результата) и затрат ресурсов. Система показателей экономической эффективности производства включает в себя три основных показателя: производительность труда, фондоотдачу и материалоотдачу (табл. 1-1). Они характеризуют соответственно эффективность использования рабочей силы, основных и оборотных производственных фондов. Таблица 1-1. Основные показатели экономической эффективности производства
Эффективность использования трудовых ресурсов измеряется производительностью труда - выработкой продукции на одного работника или в единицу времени. Другой показатель - фондоотдача, т.е. выработка продукции на единицу основных производственных фондов. Под основными производственными фондами понимают при этом все средства производства длительного пользования, т.е. землю и часть капитальных факторов (здания, станки и т.д.). Наконец, эффективность использования капитальных факторов краткосрочного использования (оборотных производственных фондов - сырья, материалов и т.д.) измеряется материалоотдачей - выработкой продукции на единицу затраченных материалов. Эффективность использования предпринимательского таланта определяется нормой прибыли, рентабельностью (см. тему 9). Кривая производственных возможностей. Структура экономики. Процессу производства предшествует распределение ограниченных ресурсов между различными видами производства, с тем, чтобы максимально удовлетворять потребности. Тем самым формируются пропорции, структура экономики - соотношение её элементов. Проблема выбора определенного набора производимых жизненных благ в условиях ограниченности ресурсов (экономического выбора) иллюстрируется при помощи графической модели, которую называют кривой производственных возможностей. Кривая производственных возможностей - это множество точек, каждая из которых соответствует возможной комбинации одновременного производства двух альтернативных благ при полном и наилучшем использовании всех ресурсов.
На рис. 1 -3 выделено несколько таких точек, лежащих на кривой: А, В и С. Любая точка, расположенная ниже кривой (например, D), обозначает производство такой комбинации двух благ, при которой ресурсы используются неэффективно. Иначе говоря, если мы будем производить набор благ, обозначенный точкой А (или В, или С, ...), то все ресурсы будут использованы без остатка; если мы будем производить набор благ, обозначенный точкой D, то ресурсы будут использоваться не полностью (имеет место безработица, производственные мощности недогружены и т.д.). Точка, расположенная выше кривой производственных возможностей (например, точка Е), обозначает такую комбинацию производимых благ, которая при данном ресурсном потенциале в принципе недостижима. Примером выбора структуры экономики является альтернативность гражданского и военного производства, или модель «пушки вместо масла». Можно производить только пушки и лишить общество масла («пушки вместо масла»). Можно все ресурсы общества использовать для производства масла («перековать мечи на орала»). Практически общество выбирает третий вариант: за счет сокращения производства масла часть ресурсов направляет на производство пушек. Обладая в каждый данный момент ограниченными ресурсами, общество не может выйти за пределы границ производственных возможностей. Кривая производственных возможностей не является застывшей, она меняется с увеличением (или уменьшением) ресурсов. Когда наблюдается экономический рост - расширение и совершенствование производства, кривая сдвигается вверх и вправо; когда же экономика переживает кризис, то кривая сдвигается вниз и влево. Кривая производственных возможностей является также иллюстрацией закона возрастания альтернативных издержек. Под альтернативными издержками понимают упущенную выгоду, т.е. «цену» одного товара (блага), выраженную в альтернативном количестве другого товара (блага), от которого отказываются, делая выбор. Например, если мы увеличиваем производство пушек с 2 до 3 тыс. штук, то при данном ресурсном потенциале необходимо уменьшить производство масла с 4,5 до 4 млн. т. (движение от точки В к точке С). Следовательно, альтернативные издержки (альтернативная цена) этой тысячи пушек - 0,5 млн. т масла. Однако величина альтернативных издержек не постоянна. Если ради производства 3-й тысячи пушек мы должны отказаться от 0,5 млн. т масла, то ради производства 7-й тысячи - уже от 1,5 млн. т. Согласно закону возрастания альтернативных издержек, при увеличении производства одного товара неизбежно происходит увеличение его «цены», выраженной в другом, альтернативном товаре. Таким образом, распределение ресурсов для удовлетворения потребностей людей, которые в каждый данный момент опережают возможности производства, приводит к формированию определенной структуры экономики. Структура экономики, эффективность и благосостояние находятся в тесной взаимосвязи. Прогрессивные структурные изменения в экономике происходят под влиянием роста эффективности производства и благосостояния населения. Так, в высокоразвитых странах опережающими темпами по сравнению с промышленностью, сельским хозяйством, строительством развивается сфера услуг, около половины занятого населения уже трудится в этой сфере. Совершенствование структуры экономики, в свою очередь, способствует росту эффективности (например появление отраслей, предприятий, производящих новую технику, новые материалы) и повышению благосостояния (расширение ассортимента, изменение структуры, рост качества потребительских товаров и услуг). Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод: Основные экономические проблемы общества: что производить? как производить? для кого производить? - можно переформулировать следующим образом: 1. Какой должна быть оптимальная структура экономики? 2. Как добиться эффективности? 3. Как обеспечить благосостояние населения? В дальнейших темах мы будем возвращаться к этим проблемам, но уже с учетом специфики особых форм хозяйства.
Основные понятия
|