Тема № 9. Расцвет культурологической мысли в дореволюционной России (вторая половина XIX – начало XX вв.).

План лекции.

Хронология.

Основные понятия.

     Культурно-исторические типы, германо-романский и славянский культурно-исторические типы, стадии развития культурно-исторических типов, «основы», панславизм, «первоначальная простота», «цветущая сложность», «вторичное упрощение и смешение», «средний европеец», «византизм», религиозно-философский ренессанс, «серебряный век» русской культуры, всеединство, идеализм, мистика, софийность, символизм, эсхатологизм, синтез, модернизм.

Имена.

     Данилевский, Николай Яковлевич (1822-1885); Леонтьев, Константин Николаевич (1831-1891); Фёдоров, Николай Фёдорович (1828-1903); Соловьёв, Владимир Сергеевич (1853-1900).

     Н.Я. Данилевский, Данилевский представитель «позднего славянофильства», предвосхитивший идеи теории локальных цивилизаций. Исследование природных богатств России, изучение и критика теории Дарвина (большое влияние на концепцию самого Данилевского).

     Главные труды: «Россия и Европа», «Дарвинизм» (в 2-х томах), «Сборник политических и экономических статей» (посмертное издание).
     Книга «Россия и Европа» - соединение публицистики и философско-культурологического исследования. Проблема враждебного отношения европейских политиков, общественных деятелей и мыслителей к России (Крымская война 1854-1855 гг., польский кризис 1863 г. и т.п.). Очевидный вывод: несмотря на все усилия по европеизации России со времен Петра Великого, Европа не воспринимает Россию как европейскую страну. Между Россией и Европой – невидимая, но всеми ощущаемая граница (не географическая или политическая, а культурная).

     Поиск причин этого явления – в истории культуры. «Человечество» - отвлеченное понятие, не имеющее собственной истории. Реальные единицы истории – культурные целостности, которые Данилевский назвал «культурно-исторические типы». Во всемирной истории 13 культурно-исторических типов. В XIX веке главными являются германо-романский (европейский) и славянский (Россия и славянские народы) культурно-исторические типы.
     Культурно-исторические типы – органические целостности, аналогичные живым организмам. Они находятся в непрерывной борьбе с внешней средой и друг с другом. Срок их существования ограничен. За 1000-1500 лет своей жизни каждый культурно-исторический тип проходит стадии:

     Как определить и описать характерные особенности каждого культурно-исторического типа? Данилевский выделяет 4 «основы» - важнейшие сферы человеческой деятельности:

     Каждый культурно-исторический тип сосредотачивает свои творческие силы на одной из этих сфер, как правило, в ущерб другим сферам; это - «одноосновные» типы, их во всемирно истории большинство. Некоторые культурно-исторические типы – «двухосновные» или «трехосновные», то есть сочетают несколько сфер.

     Подобно ранним славянофилам Данилевский надеялся Леонтьев на освобождение и объединение всех славянских народов (панславизм), во главе которых станет Россия. Славянский культурно-исторический тип (цивилизация), надеялся Данилевский, сможет гармонично сочетать все 4 «основы», станет «четырехосновным» культурно-историческим типом.
     К.Н. Леонтьев, писатель, дипломат, публицист крайне консервативных взглядов, в конце жизни принял монашество. В области философии культуры – последователь Н.Я. Данилевского. Резко критиковал славянофильство, хотя и разделял некоторые его идеи. Особое восприятие красоты, эстетизм Леонтьева, противоречия между эстетством и христианскими верованиями.

     Главные произведения: «Византизм и славянство», «Восток, Россия и славянство» (сборник статей); многие статьи, неопубликованные работы, письма изданы посмертно в 1912-1913 гг. и в постсоветский период.
     Леонтьев особо подчёркивал ограниченность срока существования любой культуры – не более 1200-1500 лет. Каждая культура проходит через три стадии развития:

  1. «Первоначальная простота» - неразвитое состояние, своеобразие культуры ещё не проявилось, оно существует потенциально.
  2. «Цветущая сложность» - расцвет культуры, высшее многообразие её форм, создание собственного идеала красоты.
  3. «Вторичное упрощение и смешение» - простота увядания и неизбежной гибели культуры, исчерпавшей свой потенциал, исчезновение многообразия, стремление к духовным идеалам и красоте заменяется стремлением к комфорту; разложение и смерть культуры.

     Европейская культура находится на стадии разложения и гибели (идея славянофилов); основная тенденция её развития в XVIII-XIX вв. – стремление к «всесмешению», радикальному упрощению некогда сложных форм культуры. Воплощение этой тенденции – безликая фигура «среднего европейца».

     Критика Леонтьевым надежд славянофилов на создание великой и самобытной славянской культуры. По Леонтьеву, славянские народы слишком несамобытны и далеко зашли по пути европеизации. Их культурное своеобразие связано с влиянием «византизма» - явлений, созданных культурой Византии (православное христианство, самодержавная монархия, сословный социальный строй и т.д.). Создание самобытной славянской культуры возможно при определённых условиях (разгром Турции, завоевание Константинополя, преодоление противодействия европейских держав), но для этого нужно всеми силами противодействовать процессу упрощения (либерализации, демократизации) культуры, прежде всего, в России (по словам Леонтьева, «подморозить Россию византизмом»).
     Культурология и политический консерватизм Леонтьева; он критиковал либеральные реформы Александра II и приветствовал политику «контрреформ» Александра III. Признак расцвета культуры – её сложность, а она предполагает жёсткую внутреннюю структуру и суровую дисциплину духовной и общественной жизни.

     Задолго до Шпенглера Леонтьев фактически (но не строго терминологически) различал культуру (сложность, самобытность, красота) и цивилизацию (господство посредственности, гибель красоты под натиском комфорта и т.д.). Парадокс «Китай и Тибет культурнее Бельгии».
     Русский «религиозно-философский ренессанс», философия эпохи «серебряного века». Главные представители: В.С. Соловьев, Л.М. Лопатин, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.О. Лосский, Л. Шестов, С.Л. Франк, В.Ф. Эрн, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет, Л.П. Карсавин и др.

     Проблемы и идеи, обсуждавшиеся философами «серебряного века» невероятно разнообразны, поэтому их очень трудно (даже если коснуться лишь сферы философии культуры) обобщить, систематизировать. Пожалуй, главной из общих для всех мыслителей той эпохи проблем являлась проблема влияние религии на культуру, религиозного смысла культуры, религиозных типов культуры и т.п.
     Решающее влияние на формирование культуры и философии «серебряного века» оказали:

Достоевский






     Ф.М. Достоевский – привлёк внимание к христианству, христианским ценностям как основе европейской и русской культуры, говорил о религиозной миссии русского народа (объединение христианского мира путём осуществления христианского учения о смирении и покаянии).







14:17 20.04.2006      Л.Н. Толстой – в последние десятилетия XIX-начале XX вв. создал собственное религиозно-философское учение («толстовство»). Подверг резкой критике (доходившей до нигилистического отрицания) религию, государство, культуру, поскольку они служат злу, угнетению, оправданию насилия над людьми. Выдвинул своё понимание учения Христа, развивал идеи о полном непротивлении злу силою, об «опрощении» (упразднение сложных форм культуры, возврат к простоте народной жизни) и т.д.
     Н.Ф. Фёдоров – пытался соединить религиозное (христианское) учение о воскресении и научным проектом воскрешения (отдалённо напоминающем современное клонирование) всех умерших предков. Основная тема его философии – преодоление смерти (на решении этой задачи должны сосредоточиться все силы человеческой культуры), преобразование мира (космоса) путём изгнания из него смерти.
     В.С. Соловьёв (философ, поэт, публицист) – в его работах были сформулированы основные идеи философии «серебряного века».
     Характерные черты и идеи философии и культуры «серебряного века»:

     Всеединство – совершенное единство бытия, человеческой жизни и культуры, гармония всех частей мирового целого, предполагающая взаимопроникновение всех его элементов (при этом они не утрачивают своей индивидуальности).
     Идеализм (от греч. Idea – «вид, образ, идея») – в широком смысле, убежденность в существовании духовного мира, отличного от мира материального, духовной реальности, духовных сил и т.п. Мистика (греч. Mystikos – «таинственный») – способы познания этого духовного мира.
     Софийность (греч. Sophia – «мудрость, премудрость») – учение о Мудрости как об особой Божественной силе или особом существе, являющемся посредником между Богом и миром (В. Соловьёву и символистам София представлялась как Вечная Женственность); присутствуя во всём сущем, мудрость придаёт смысл всем явлениям природы и культуры.
     Символизм (греч. Symbolon – «знак, примета») – учение о символах как способе связи между духовным и материальным мирами («двоемирие»); символ – некий предмет материального мира (роза и т.п.), указывающий на нечто, присущее миру духовному (роза символизирует Вечную Женственность). Символы являются важнейшей частью культуры.
     Эсхатологизм (греч. Eschatos – «конечный, последний», эсхатология – религиозное учение о конце света) – тема грядущего (и возможно, скорого) конца мира, истории человечества и его культуры.
     Стремление к синтезу (греч. Synthesis – «соединение, сочетание») различных форм культуры (русской, западной и восточной, древней и современной и т.п.), различных видов и жанров искусства, различных идей.
     Модернизм (лат. Modernus – «новый, современный») – стремление к обновлению искусства, культуры и всей человеческой жизни.