Тема № 8. Формирование культурологической мысли в России. Культурологические парадигмы западничества и славянофильства.
План лекции.
1.Предпосылки для формирования культурологической мысли в культуре средневековой Руси и России эпохи Нового времени.
2.Термины «западники» и «славянофилы». Исторические и культурные условия возникновения западничества и славянофильства.
3.Культурологические идеи в русском западничестве XIX века.
4.Культурологические идеи в русском славянофильстве XIX века.
5.Поздние славянофилы («почвенники») о самобытности и исторической миссии русской культуры.
Основные понятия.
Западники и славянофилы (в историческом и широком значении терминов), социально-экономическая и культурная отсталость, культурная самобытность, «народный дух», «почвенничество».
Предпосылки для формирования культурологической мысли в культуре средневековой Руси и России эпохи Нового времени.
Проблема культурного самоопределения в истории культуры Руси.

Отставание России от стран Запада в развитии научной мысли, его объективные предпосылки. Период XVII-XVIII вв.: ученичество, овладение достижениями европейской философии и науки. Влияние на русскую культуру идей европейского Просвещения.
XIX век: появление и развитие в России самобытной философии истории и культуры. Русская наука – часть европейской науки, взаимовлияние и параллельный характер их развития.
Философия культуры в учениях русских западников и славянофилов XIX-го века.
Многозначность терминов «западники» и «славянофилы». Их узкий (собственный, исторический) и широкий (переносный) смысл. Две фундаментальные культурные (политические, идеологические и т.д.) ориентации, существовавшие в русской культуре на всех этапах её истории, в наши дни в том числе. Проблемы отношений России (Руси) и Европы (Запада). Многообразные контакты между Русью и Европой.
Споры между сторонниками и противниками сближения с Западом велись на почве религиозной мысли (средние века), утилитарных идей, моральной философии. Западники и славянофилы перенесли их на почву (перевели на язык) философии истории и культуры.
Предпосылки для формирования учений западников и славянофилов. Изучение дворянской интеллигенцией немецкой философии (Гердер, Шеллинг, Гегель и др.), философские кружки. Влияние европейского романтизма. Интерес к эпохе Петра I.
Общие истоки западнического и славянофильского направления. Философский кружок Н.В. Станкевича. Поляризация мнений во второй половине 1830-х гг. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева (1836 г.) в московском журнале «Телескоп». Вопросы о месте России среди других народов, её отношении к западной цивилизации, смысле и оценке успеха петровских реформ. Письмо Чаадаева как вызов, на который по-своему ответили западники и славянофилы.
Условия, в которых протекали споры. Жёсткая цензура (усилившаяся в годы «мрачного семилетия»), невозможность вести открытую полемику. Устные споры, рукописные статьи, использование «Эзопова языка» и художественной литературы и т.п.
Западники:

А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, Е.Ф. Корш, П.Г. Редкин, Д.Л. Крюков, К.Д. Кавелин (московский кружок), В.Г. Белинский (Петербург); а также П.В. Анненков, М.А. Бакунин, И.С. Тургенев, И.И. Панаев, М.Н. Катков, Б.Н. Чичерин, историки С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др.
Единство человеческой цивилизации, пути её исторического развития, законов этого развития. Различные народы находятся на разных стадиях развития цивилизации; на высшей её ступени – европейские народы.
Россия – европейская страна, изначально бывшая частью европейской цивилизации. Особенности России, её непохожесть на другие страны Европы объясняется окраинным положением России в Европе (на границе со степями Азии) и отсталостью, которая была вызвана нашествием монголов («татарское иго»), заимствованием у них азиатских обычаев и т.д.
В целом положительное отношение к реформам Петра I: Петр вернул Россию на путь европейского прогресса. Активная, творческая, цивилизаторская роль государства в русской истории; петровские реформы – самый яркий пример этого.
Критерий (мерило) прогресса – приближение социально-экономической и культурной жизни России к европейским стандартам. Западники всячески поддерживали введение в России элементов западной цивилизации, выступали за отмену крепостного права.
В области политики и идеологии западники – сторонники конституционной монархии и либерализма. Некоторые из них перешли к социализму (Белинский, Герцен), анархизму (Бакунин).
Славянофилы

(ироническое прозвище от «славяне» и греч. Phileo – «люблю», т.е. «славянолюбы»): А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, семья Аксаковых, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев, Д.А. Валуев, близки по взглядам – В.И. Даль, А.Н. Островский, А.А. Григорьев, Ф.И. Тютчев, Н.М. Языков, Ф.И. Буслаев, М.М. Срезневский и др.
Не существует единственной общечеловеческой цивилизации, единого пути её развития.
Культуры отдельных народов или групп народов (славяне, германцы и т.п.) являются органическими целостностями и развиваются органически. Основу своеобразия каждой из них составляет особый «народный дух», проявляющийся в религии, искусстве, государственной и др. сторонах жизни данного народа.
Россия – самобытная культура, «народный дух» которой не только отличен, но и диаметрально противоположен «народному духу» Европы. У России свой путь исторического развития.
Двойственное отношение славянофилов к Западу. Резкая критика религиозно-нравственного состояния европейской культуры (гнилой Запад, Запад загнивает) и восхищение достижениями европейского искусства, науки и т.д. (Хомяков – «страна святых чудес»).
В целом отрицательное отношение к реформам Петра I: Петр пытался насильнически исказить органические начала русской жизни и отчасти преуспел в этом (культура дворянства). Они сохранились у народа (в крестьянской общине), необходимо их возрождение (через религиозно-нравственное очищение, покаяние – у Хомякова).
Для постижения «народного духа» России необходимо изучение народной культуры и исторического прошлого Руси. Идеализация славянофилами Киевской и Московской Руси (якобы гармоничное, бесконфликтное общество).
Политический идеал славянофилов – самодержавная монархия, основанная на религиозно-нравственном союзе царя и народа. Земские соборы, земство (местное самоуправление), активная общественная роль Православной Церкви, свобода слова; выступали за отмену крепостного права (по религиозным и моральным соображениям).
Объединение всех славянских племён в вольную федерацию под руководством России; её столица – Константинополь. Изучение культур славянских народов.
Позднее славянофильство, или «почвенничество». 
1860-е-начало 1880-х гг. Представители: А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, М.М. Достоевский, Н.Н. Страхов и др. Журналы «Время», «Эпоха», поздние произведения Достоевского (особенно «Дневник писателя», Пушкинская речь, «Братья Карамазовы»). Главная идея – самобытность русской культуры. Её хранитель – простой народ; интеллигент – «русский скиталец», оторвавшийся от «почвы». Суть русской самобытности в реализации христианской идеи смирения. Историческая миссия русского народа – объединить народы Европы в христианское братство путём покаяния (принятие на себя чужих грехов). Постижение национальной идеи («народного духа») через искусство; великое искусство (Пушкин, Гоголь и др.) – залог будущего величия России. Наряду с самобытным искусством русский народ должен создать самобытные формы экономики, политики, права и т.п. Эта задача должна объединить все сословия и партии России.