Тема № 7. Культурологический синтез в культурной антропологии XX века.

План лекции.

Хронология.

Основные понятия.

     Паттерны культурные, культурализация, инкультурация, аккультурация, ассимиляция, адаптация, нативизм, трайбализм, «культурные круги», диффузия и миграция в культуре, «напластование», функционализм, этнолингвистика, первичные и вторичные потребности.

Имена.

     Боас, Франц (1858-1942), Фробениус, Лео (1873-1938), Дюркгейм, Эмиль (1858-1917), Мосс, Марсель (1872-1950), Уайт, Лесли Алвин (1900-1975), Сепир, Эдвард (1884-1939), Малиновский, Бронислав (1884-1942).

     Историческая школа в культурной антропологии (школа Боаса): Ф. Боас, Ф. Гребнер, Р. Лоуи, А. Крёбер и др. Реакция на кабинетный характер эволюционизма. Описательный метод исследований, отказ от широких обобщений.Конкретные исследования на ограниченной территории на протяжении строго определённого времени (климат, топография, флора, фауна и др. условия жизни племени). Каждая черта какой-либо культуры описывалась, изучалось её происхождение: (1) в пределах данной культуры; (2) в результате заимствования извне.

     Основные понятия, использовавшиеся исторической школой:
     Паттерн (англ. Pattern – «образец, модель, выкройка, шаблон и др.») – культурный образец, культурная модель, структура культурного объекта. Понятие «паттерн» включает момент оценки, субъективного отношения людей к культурным явлениям; в паттерне заложен стимул действия, программа действия (1920-30-е гг. – Р. Бенедикт, А. Крёбер и др.).
     Инновация, трансформация, диффузия паттернов культуры.
     Социализация, культурализация (К. Клакхон), инкультурация (М. Херсковиц) – процесс вхождения (через воспитание, образование) индивида в социокультурную систему.
     Аккультурация – процесс изменения культуры, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии 2-х (и более) групп людей, являющихся носителями различных культур. 1935 г. – Редфилд, Линтон, Херсковиц создали типовую модель исследования аккультурации. Группа-реципиент (ГР): изначально присущие ей паттерны претерпевают изменения. Группа-донор (ГД): из её культуры группа-реципиент заимствует новые паттерны. Три основные типа взаимодействия этих групп: (1) принятие (ассимиляция) – замещение паттернов ГР паттернами ГД; (2) адаптация – частичное принятие ГР паттернов ГД; (3) реакция – полное отторжение ГР паттернов ГД. Крайнее проявление последнего варианта – агрессивное неприятие чужой культуры: нативистские (англ. Native – «родной, туземный») движения (Линтон), трайбализм (англ. Tribe – «племя, клан») (Малиновский).
     Диффузионизм (культурно-историческая школа, школа Ратцеля): Ф. Ратцель, Л.Фробениус, Ф. Гребнер, В. Шмидт, У, Риверс, В.Г. Чайлд и др.

     Теория «культурных кругов». Сочетание ряда признаков в образе жизни людей в определённом географическом регионе позволяет выделить отдельные «культурные провинции» («культурные регионы», «культурные круги»). «Культурные круги» могут: (1) взаимодействовать друг с другом – диффузия; (2) перемещаться в пространстве – миграция; (3) накладываться на слои других «кругов», существовавших на той же территории в более раннее время – «напластование» (образование «культурных слоёв»).

     В отличие от эволюционистов, пытавшихся объяснить сходство культур едиными законами культурной эволюции, диффузионисты пытались объяснить его культурными контактами, миграцией культуры. Гипотеза о распространении культуры из Древнего Египта.
     Л. Фробениус. Морфология культуры (близость О. Шпенглеру). Органический принцип: стадии рождения, взросления, старения и смерти культуры. Каждая культура обладает собственным «характером» - «культурной душой». Патриархальные и матриархальные культуры в Африке.
     Французская школа социологии и антропологии (школа Дюркгейма): Дюркгейм Э. Дюркгейм, М. Мосс и др. Общество (социум) – особая сфера бытия, не сводимая к биологическим или психологическим явлениям. Общество имеет надындивидуальный характер. Социология (наука об обществе) – самостоятельная, объективная наука, интегрирующая все антропологические знания; использует методы количественного анализа (статистика, таблицы, графики, формулы и пр.).
     Функционализм. Дюркгейм различал причинные и функциональные объяснения. Социальные явления можно рассматривать с точки зрения их конкретных причин, но и с точки зрения их функций (роли, которую они играют в отношении других явлений и всей социальной системы в целом). Функционализм позволяет понять целостность социокультурных систем, гармоническое единство их частей.
     Культурно-эволюционная школа (неоэволюционизм, школа Уайта). 1930-50-е гг. – осознание недостаточности эмпиризма, необходимость в теоретических моделях, возврат к эволюционизму. Л.А. Уайт. Культура – не абстракция, а объективная действительность, «надстраивающаяся» над биологической жизнью людей. Её возможно описать с помощью моделей (теорий). Главная функция культуры – приспособление человека к условиям окружающей среды. Культура – система, развивающаяся через определенные стадии, в соответствии с законами эволюции (в основе которых лежат законы термодинамики). Три основные подсистемы культуры: (1) технологическая – орудия труда, оружие, одежда, жилища, средства транспорта и связи и т.п.; (2) социальная (все виды индивидуального и коллективного поведения людей); (3) идеологическая (идеи, верования, знания). Технологический детерминизм: развития техники определяет развитие культуры в целом. Популяризация Уайтом термина «культурология». Уайт пытался разграничить антропологию (наука, изучающая человеческую деятельность) и культурологию (наука, изучающая «следы» человеческой деятельности, мир созданных человеком вещей).

     В  первые десятилетия XX в. – революция в лингвистике. Влияние на все гуманитарные науки. Гипотеза Сепира-Уорфа (Э. Сепир, Б. Уорф), 1930-е гг. Основная идея гипотезы: структура языка определяет собой структуру мышления (обычно полагают, что наоборот), способы восприятия и познания внешнего мира, особенности культуры. Пример Сепира (исследователь языков и культур индейцев) – падение камня.      «Камень падает» - the stone falls (английский).
     Французский une pièrre tombe (аналогично в немецком)
     Русский, латинский – stone falls
     Китайский – stone fall («камень падать»)
     Чиппева – категория неодушевлённости/одушевлённости
     Квакиутль – категории видимости/невидимости, близости к говорящему/близости к другому лицу
     Нутка – нет имён существительных (глагольные формы). Глагол to stone («камнить»), It stones down («Камнит вниз»).
     Обсуждение гипотезы Сепира-Уорфа стимулировало развитие этнолингвистики – науки об особенностях функционирования языка в различных культурах.
     Б. Малиновский. Малиновский Исследования на Новой Гвинее и островах Тихого океана (тробрианы). Понятие «общественный (социальный) институт». Первичные (основные) потребности человека – необходимый и врождённый характер. Вторичные потребности – порождены культурой; они задают способ удовлетворения первичных потребностей («культурный императив»). Культура – система общественных институтов, которые служат удовлетворению первичных и вторичных потребностей. Назначение культуры – передача социального опыта, т.е. вторичных потребностей (первичные закреплены генетически). Различие между культурами – в разных способах удовлетворения первичных потребностей.