Тема № 6. Культурологические идеи в этнографии (культурной антропологии) XIX-начала XX вв.

План лекции.

Хронология.

Основные понятия.

     Этнография, культурная антропология, эволюция, «пережитки» в культуре, стадии дикости, варварства и цивилизации, ралогическое и логическое мышление, расовые учения и расизм, ниходзин рон, негритюд.

Имена.

Эволюционисты: Спенсер, Герберт (1820-1903), Тайлор, Эдвард Бернетт (1832-1917), Фрезер, Джеймс Джордж (1854-1941), Морган, Льюис Генри (1818-1881).
Леви-Брюль, Люсьен (1857-1939).
Расово-антропологическая школа: Гобино, Жозеф Артюр (1816-1882), Гумплович, Людвиг (1839-1909), Чемберлен, Хьюстон Стюарт (1855-1927).
Миякэ С., Сенгор, Леопольд Седар (1906).

     Антропология (от греч. Anthropos – «человек» и Logos – «знание, наука») – наука, пытающаяся систематизировать знания о человеке, накопленные как естественными, так и гуманитарными науками.
1.Физическая (биологическая) антропология – изучает соматические (греч. Soma – «тело») аспекты жизнедеятельности человека (физиология человека, генетика, биологическая эволюция человека и т.д.).
2.Социальная антропология – изучает социальные аспекты жизнедеятельности человека.
3.Культурная антропология – изучает несоматические (небиологические) аспекты жизнедеятельности человека.
3.1.Этнография (греч. Ethnos – «племя, народ» и Grapho – «описываю») – собирание фактического материала, сведений о культурах различных племён (полевые исследования, включенное наблюдение и пр.).
3.2.Этнология (греч. Ethnos – «племя, народ» и Logos – «знание, наука») – теоретическое обобщение фактов, сравнительный анализ, изучение законов развития культур.
3.3.Материалы лингвистики, археологии, психологии, религиоведения и других наук.

     Классический эволюционизм: Г. Спенсер, Д. Фрезер, Э. Тайлор, Л.Г. Морган и др.
     Эволюция Морган (лат. Evolutio – «развёртывание») – процесс объективных, последовательных и необратимых изменений, проходящий через ряд стадий. От простых, примитивных форм – в сторону усложнения, дифференциации, интеграции. Влияние биологической теории эволюции (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, Т. Гексли). Основные проблемы и понятия эволюционной теории: исходная форма эволюции, стадии эволюции, переходные формы («недостающие звенья») эволюции, атавизмы, борьба за существование, естественный отбор, прогресс и регресс (восходящая и нисходящая эволюция). Биогенетический закон Э. Геккеля (онтогенез повторяет филогенез) – эволюция культуры аналогична эволюции живого организма: первобытная эпоха – «детство» человечества и т.п. Универсальный характер законов эволюции культуры (культурный монизм), различные культуры – разные стадии культурной эволюции человечества. Общая для XIX века (позитивисты и др.) схема эволюции культуры: религия, философия, наука.
     Э.Б. Тайлор. Главные труды: «Первобытная культура» (“Primitive Culture”, 1871 г.), «Введение в изучение человека и цивилизации (Антропология)». Понятие «пережитки» - остатки предшествующих стадий эволюции культуры. Исходная форма развития религии – анимизм (лат. Anima – «душа»), вера в существование души как чего-то отдельного от тела (сон, смерть). Эволюция религии: анимизм, поклонение духам природы, политеизм, дуализм, монотеизм. Общая схема эволюции культуры: дикость, варварство, цивилизация.
     Д.Д. Фрезер (разночтения – Фрэзер, Фрейзер, англ. J.G. Frazer). Главные труды: «Золотая ветвь» (1890 г.), «Тотемизм и экзогамия» (1910 г.), «Вера в бессмертие и культ умерших» (1911-12 гг.), «Фольклор в Ветхом Завете» (1918-19 гг.), «Культ природы» (1926 г.), «Мифы о происхождении огня» (1930 г.), «Творение и эволюция в примитивных космогониях» (1933-34 гг.). Классик религиоведения. Изучение явлений табу, тотемизма, различных видов магии, магических функций жрецов и вождей. Схема эволюции культуры: магия, религия, наука.
     Л.Г. Морган. Главные труды: «Лига ирокезов», «Системы родства и свойства» (1871 г.), «Древнее общество» (1877 г.) и др. Решающее влияние на Ф. Энгельса (книга «Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884 г.). Эволюционные схемы. Брачные отношения: промискуитет, групповой брак (полигамия, полиандрия), моногамный брак. Семья: кровнородственная семья, пуналуа, парная семья, моногамная семья. Общество: первобытное стадо, матриархальный род, патриархальный род, государство. Человеческая культура в целом: дикость (присвоение человеком произведений природы в готовом виде), варварство (скотоводство и земледелие), цивилизация (ремесло, торговля, государство).

     Кризис классического эволюционизма в конце XIX-начале XX вв.: кабинетный характер исследований, попытка втиснуть фактический материал в эволюционные схемы и т.д. Критика эволюционизма.

     Л. Леви-Брюль. Главные труды: «Мыслительные функции в низших обществах» (1910 г.), «Примитивная душа» (1927 г.), «Сверхъестественное и природа первобытного мышления» (1927 г.), «Первобытное мышление» (1930 г.). У людей всегда было 2 типа мышления: пралогическое и логическое (направленное на установление реальных причинно-следственных связей). Первобытное мышление было по преимуществу: (1) мистическим (магическим), в нем не различались естественное и сверхъестественное; (2) пралогическим, основанным не на причинно-следственных связях, а на необъяснимой сопричастности одного явления другому (приметы, фетишизм и т.п.). В дальнейшем сфера логического мышления стала расширяться, но не вытеснила пралогическое мышление полностью.
     Расово-антропологическая школа: Ж.А. де Гобино, Л. Гумплович, О. Аммон, Ж. Ляпуж, Х.С. Чемберлен и др. Понятие раса, его недостаточная определенность. Необходимо различать расовые учения и расизм. Расовые учения: человеческие расы отличаются друг от друга как в физиологическом, так и в культурном отношении. Расизм: одна из рас превосходит другие в каком-либо отношении (физическом, интеллектуальном, культурном), и является в этом отношении «высшей» расой.
     Л. Гумплович, книги «Раса и государство» (1875 г.), «Расовая борьба» (1883 г.). Врождённая склонность людей объединяться в группы, которые вступают в борьбу за существование, история цивилизации – история этой борьбы (учение социального дарвинизма). Этапы развития цивилизации: расово однородные орды, завоевание одних орд другими, государства, борьба между государствами и классовая борьба внутри государств. В основе классовой и межгосударственной борьбы – борьба рас. Л. Гумплович не был расистом в строгом смысле слова.
     Ж.А. де Гобино, основатель современного расизма. Книга «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-55 гг.). Раса – важнейший фактор истории. 3 «чистые» расы: белая (арийская), желтая, чёрная. Прирожденные дарования рас принципиально различны. Белая раса обладает культурной одарённостью (до которой другие расы подняться не могут), с её участием созданы все цивилизации. Двойственное отношение к смешению рас: оно – причина появления новых цивилизаций, но и причина вырождения и гибели цивилизаций. Идеал – чистота расы, запрет смешанных браков. Критика европейской цивилизации (расовое смешение, деградация). Гобино восхищался Индией (система каст), Китаем (расовая однородность).
     Антропометрия – измерение параметров человеческого тела и их соотношений. О. Аммон, Ж. Ляпуж. Долихоцефалы («длинноголовые») интеллектуально и культурно более одарённые, составляют большинство арийской расы и правящих классов Европы. Брахицефалы («короткоголовые») – большинство «низших рас», низшие социальные слои Европы.
     Х.С. Чемберлен. Чемберлен Писатель, публицист, популяризатор идей расизма. Неравенство рас, извечное противостояние высшей (арийской) расы и низших рас. Арийский, или «нордический» тип, чистые его представители – германцы. Расцвет всех цивилизаций был связан с влиянием германцев. Борьба германцев и евреев. Резкая критика христианства, якобы «загрязнённого» влиянием иудаизма. Необходимость создать «арийское мировоззрение», основанное на принципе гармонического слияния человека с природой.      Ниходзин рон (япон. «теории о японцах, учение о японцах») – учение об уникальных особенностях японцев и японской культуры, коренным образом отличающейся от культур Китая, Запада и т.д. Возникло во 2-й половине XIX века. 1891 г.: книги С. Миякэ «Правдивые, добрые и красивые японцы» и «Лживые, злые и страшные японцы» одновременно содержали положительный и отрицательный вариант ниходзин рон. Противопоставление западной и японской культуры по различным признакам (критериям).

Западная культура
Универсализм
Неоднородность
Абсолютность
Конфликтность
Искусственность
Абстрактность
Открытость
Индивидуализм
Равенство
Монотеизм
Система права
Разговорчивость
И т.д.
Японская культура
Обособленность
Однородность
Относительность
Гармония
Естественность
Конкретность
Замкнутость
Коллективизм
Иерархичность
Политеизм
Чувство долга
Молчаливость
И т.д.

     Л. Сенгор, поэт, писатель, философ, государственный деятель Сенегала. Создатель учения негритюд (франц. «учение о неграх»). В ранних работах противопоставлял негро-африканский тип личности (эмоциональность, интуиция, сопереживание, чувство ритма) и эллинско-европейский тип личности (рационализм, индивидуализм и т.п.). В поздних работах (1960-е гг.) понятие африканизм – культура, основанная на ценностях солидарности, магической гармонии человека и природы; особый путь развития этой культуры – африканский социализм (соединение африканской магии и западной техники). Аналоги негритюда: негризм (Карибские острова, Бразилия), «Гарлемский ренессанс» (США).