Цивилизационный подход (в культурологии), принципы культурного монизма и плюрализма, культурная полицентричность, локальные цивилизации, принцип органичности, историческая морфология, пра-символ культуры, цивилизация (по Шпенглеру), «вызов» и «ответ» в истории цивилизаций (по Тойнби), социокультурные системы, чувственный, идеациональный и идеалистический типы мировоззрения.
Шпенглер, Освальд (1880-1936); Тойнби, Арнольд Джозеф (1889-1975); Сорокин, Питирим Александрович (1889-1968), Хантингтон Сэм.
Теории культуры можно условно разделить на два типа: (1) основанные на идее универсальности (от лат. Universum – «мир, мироздание, вселенная»), единства человеческой культуры; иначе их можно назвать монистическими (от греч. Monos – «один, единственный») теориями; (2) основанные на идее полицентричности (от греч. Poly – «много» и греч.-лат. Centrum – «средоточие, центр») человеческой культуры, иначе – теории культурно-исторических типов, или локальных (от лат. Locus – «место, определённое место») цивилизаций.
Культура – по преимуществу, общее отличие людей от природы и животного мира | Культура – по преимуществу, отличие одной группы людей от других групп |
Культура имеет, в основном, сверх-этнический, интернациональный, всемирный характер | Культура имеет, в основном, этнический, национальный, локальный характер |
Культура – открытая система, развитие культуры – бесконечный процесс | Культура – замкнутая система органического типа, развитие культуры – конечный процесс, каждая культура должна прекратить свое существование |
Развитие культуры носит однонаправленный характер, может быть описано как смена низших и более высоких стадий развития | Развитие культуры имеет органически-циклический характер; говорить о низших и высших стадиях развития некорректно |
Признание прогресса культуры; развитие человеческой культуры идет, в целом, в направлении её прогресса | Критика или полное отрицание идеи прогресса культуры |
Противопоставление культур народов, находящихся на разных стадиях культурного прогресса: цивилизованные и нецивилизованные, развитые и отсталые, культурные и варварские (дикие, примитивные) народы | Критика или полное отрицание такого противопоставления |
Культурный европоцентризм: европейская (западная) цивилизация – высшая форма цивилизации, другие цивилизации должны развиваться по западному пути, иначе они будут обречены на гибель или вечную отсталость | Культурный плюрализм (от лат. Pluralis – «множественный»): различные цивилизации совершенно самобытны, независимы от западной цивилизации, имеют собственные пути исторического развития |
В основе теорий локальных цивилизаций – принцип органичности; культура и её развитие рассматриваются по аналогии с развитием живых организмов (органическая целостность, обмен энергией с окружающей средой, борьба за существование с другими организмами, цикл существования: рождение, рост, расцвет, старение, гибель и т.п.).
Идея множественности культур.
Метод исторической морфологии (от греч. Morphe – «вид, образ, облик») позволяет описать уникальные особенности культур. Шпенглер выделил 8 «культур-организмов»: 7 умерших (изучаются по «останкам») – египетская, индийская, китайская, вавилонская, «аполлоновская» (Греко-римская), византийско-арабская, культуры и культура майя (в Америке) и 1 живая – «фаустовская» (европейская) культура. Каждая из культур существует около 1000 (возможно 1200-1500) лет. В основу любой из них заложен неповторимый пра-символ, определяющий ВСЕ особенности данной культуры. Опыт каждой культуры абсолютно уникален.
История – процесс развития не человечества в целом («история человечества» - пустая абстракция), а отдельных человеческих обществ, или «цивилизаций» (их существовало и существует несколько десятков).
Стадии развития цивилизации: (1) возникновение; (2) рост (связан с деятельностью «творческого меньшинства»); (3) надлом (раскол в среде «творческого меньшинства», революции, гражданские войны); (4) упадок (новое господствующее меньшинство, опирающееся на силу денег, оружия, и задабривающее массы хлебом и зрелищами, «внутренний пролетариат», «внешний пролетариат»); (5) разложение и гибель.
Не все цивилизации достигают конца естественного срока их жизни (1200-1500 лет). Теория «вызова» и «ответа». «Вызов» - какое-либо природное или социальное явление, которое ставит существование цивилизации под угрозу. «Ответ» - способность цивилизации приспособиться к новым условиям и выжить (не найдя «ответ» цивилизация погибает).
История – циклическое развитие социокультурных систем, ядром которыхявляется определённое мировоззрение (представление людей о реальности, методах её познания и т.д.). Общество находится в процессе постоянных изменений, которые имеют определенный ритм и периодичность (волновые модели). Время от времени в социокультурных системах происходят радикальные изменения мировоззрения: отсюда – войны, революции, террор и т.п.; вслед за этим меняются все остальные элементы культуры.
Три типа мировоззрения: (1) чувственный (бездуховный), ориентирован на чувственное восприятие реальности, чувственные удовольствия; (2) идеациональный, ориентирован на рациональное, интеллектуальное восприятие, интеллектуальное наслаждение; (3) идеалистический, интуитивное познание, духовность, религиозность, альтруизм (бескорыстная любовь к людям).
Внимание политологов к теориям локальных цивилизаций. Статья Ф. Фукуямы «Конец истории?» (1989 г.). Работы американского политолога С. Хантингтона и его сына С. Хантингтона младшего. В качестве субъектов мировой политики (и участников борьбы за власть над миром) на смену нациям и идеологиям приходят цивилизации. Это культурные сообщества, отличающиеся друг от друга религией, историей, языком, традициями и т.д. Все цивилизации стремятся защищать свои ценности, усилить свою власть, раздвинуть границы своего влияния, противостоять анархии.