Тема № 4. Культурологические исследования в западной философии XX века.
План лекции.
1.Особенности развития западной философии культуры в XX веке.
2.Философия символических форм Э. Кассирера.
3.Игровая концепция культуры Й. Хёйзинги.
4.Феноменологический подход к изучению культуры.
5.Культурологические аспекты экзистенциализма: анализ «массовой культуры» у Х. Ортеги-и-Гассета, теория «оси мирового времени» К. Ясперса
6.Структурализм как направление в гуманитарных и культурологических исследованиях.
Хронология.
- 1920-е-1960-е гг. – расцвет экзистенциализма и структурализма.
- 1920-е-1940-е гг. – расцвет тоталитарных политических режимов (Муссолини, Сталина, Гитлера).
- 1939-1945 гг. – 2-я мировая война.
- 1960-е-1970-е гг. – кризис большинства направлений в западной философии, появление их форм с приставкой «пост-» (постпозитивизм, постструктурализм и т.д.).
Основные понятия.
Символические формы, игра (в культурологии), феноменология, «жизненный мир», экзистенция, экзистенциальные чувства, пограничные ситуации, «восстание масс», «ось мирового времени», «до-осевые» цивилизации, структуры (в структурализме).
Имена.
Кассирер, Эрнст (1874-1945), Хёйзинга, Йохан (1872-1945), Ортега-и-Гассет, Хосе (1883-1955), Ясперс, Карл (1883-1969), Барт, Ролан (1915-1980), Фуко, Мишель Поль (1926-1984).
Главные течения (школы) в западной философии XX века: неокантианство (позднее), «философия жизни» (поздняя), фрейдизм и неофрейдизм, феноменология, экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм, «научный материализм», аналитическая (лингвистическая) философия, философская антропология, неогегельянство, неотомизм, неомарксизм, «Франкфуртская школа», структурализм и постструктурализм.
Э. Кассирер – представитель позднего неокантианства (марбургской школы), специалист по философии науки, теории познания. Кантовская тема активной, конструирующей роли человеческого сознания: «мир» не дан, а задан (человеком). Трёхтомный труд «Философия символических форм» (том 1 – 1923 г., том 2 – 1925 г., том 3 – 1929 г.). «Символические формы» – разные типы конструирования человеком «картины мира». Культура – упорядоченное множество «символических форм», образующих своего рода язык культуры. Задача философии культуры – создать «грамматику» (правила построения) этого языка. Три уровня в системе «символических форм»: язык (разговорная речь), миф (религия), наука. Это три завершенные и
равноправные описания мира.
Й. Хёйзинга – нидерландский искусствовед, историк-медиевист (специалист по Средневековью), философ, культуролог. Основные труды: «Осень Средневековья»,«Homo ludens» («Человек играющий»), «В тени завтрашнего дня». Один из создателей
игровой теории культуры. Изучал феномен игры в истории культуры (античность, Средневековье и т.д.), пришел к выводу, что «игра» (в культурологическом смысле) – сущность культуры. «Игра» – специфически человеческий тип поведения, суть которого – в сознательном и добровольном следовании правилам, установленным самими людьми (возможность выбора, возможность изменить правила, элемент условности, «несерьёзности», имитации). Человеческая «игра» противостоит миру природы, где господствуют объективные (не зависящие от воли и свободного выбора) законы, инстинкты, аффекты, где всё «всерьёз». Кризис европейской культуры XX века Хёйзинга связывал со стремлением к «игре без правил», попыткам вернуться к «звериной серьёзности», инстинктам, желанием «растворить» культуру в природе (культ природы у фашистов, коммунистов и т.п.).
Феноменология

(от греч. Phainomenon – «явление») – одно из основных направлений в западной философии XX века, занимавшееся философским исследованием человеческого сознания, способов его бытия и т.д. Главные представители: Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Шелер, Ж.П. Сартр, М. Мерло-Понти, Р. Ингарден и др. Проблемы культуры рассматриваются в феноменологии через призму изучения сознания. Сознание, будучи направленным на мир, конституирует явления и предметы, образующие «жизненный мир» сознания. Одной из областей этого «жизненного мира» является культура.
Экзистенциализм (от лат. existentia – «существование») – философия человеческого существования. Главные представители: К. Ясперс, М. Бубер, Г. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю, Х. Ортега-и-Гассет, Н.А. Бердяев, Л. Шестов и др. Экзистенция – человеческое «бытие-в-мире», не уловимое в понятиях, рационально не познаваемое, неразрывно связанное с человеческой свободой. Ему противостоит мир повседневности, подавляющей свободу человека, растворяющей человеческую личность в своих структурах, нормах, ценностях. Прорыв к подлинному бытию – через «экзистенциальные чувства»: переживания смерти, страха, отчаяния, боли, «тошноты» (Сартр), «пограничные ситуации» (Ясперс). Критика культуры как омертвления человеческого существования, разрыва с подлинным бытием.
Исследование феномена «массовой культуры». Книга испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» (1930 г.). В конце XIX-XX вв.
в европейском обществе выделились две группы людей: «избранное меньшинство», состоящее из творческих личностей, способных к свободному выбору, берущих на себя особые обязанности и особую ответственность и «масса», которая состоит из «средних людей». «Средний человек» стремится быть таким, как все, ему нужна не свобода, а комфортное существование, он избегает выбора и ответственности и т.п. «Восстание масс» – притязание «масс» на власть, их стремление подавить или уничтожить «творческое меньшинство».
К. Ясперс: концепция «оси мирового времени» («осевого времени»). В истории человеческой культуры Ясперс выделяет 4 «временных среза» (этапа):
- Отделение человека от природы: возникновение языка, изобретение орудий труда, использование огня и т.д.
- V-III тыс. до Н.Э. – возникновение развитых цивилизаций в Месопотамии, Индии, Китае, Египте («до-осевые» цивилизации). Человеческая личность еще не выделилась из коллектива, человеческое сознание – из коллективного опыта, выраженного в мифах.
- VIII-II вв. до Н.Э. – «ось мирового времени»: на пространстве от Греции до Китая возникают учения (религиозные или философские), рассматривающие человека как свободную личность, обладающую правом выбора (религиозного, морального, политического).
- XV-XX вв. Н.Э. – научно-техническая эра.
Структурализм –

одно из основных направлений в современной философии, гуманитарных и культурологических исследованиях, открывшее новые горизонты и новые области этих исследований. Главные представители: Р. Барт, Ю. Кристева, К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко и др. Специфическая особенность структурализма – поиск и изучение в различных сферах культуры (искусстве, религии, мифологии, повседневной жизни)
структур, то есть устойчивых отношений между элементами целого (культурной системы), сохраняющих своё постоянство при различного рода изменениях.