Тема № 3. Культурологические аспекты психоанализа.
План лекции.
1.Теории культуры в психологии. Психоанализ (фрейдизм): история формирования, особенности психоаналитической культурологии.
2.Психоаналитические и культурологические концепции «раннего Фрейда».
3.Психоаналитические и культурологические концепции «позднего Фрейда».
4.Культурологические идеи «реформаторов психоанализа»: К.Г. Юнг, А. Адлер, В. Райх.
5.Психоанализ и культура XX века (культурологическое и культурное значение психоанализа).
Хронология.
- Ок. 1895-1900 гг. – создание психоанализа.
- 1895-1920 – «Ранний Фрейд» (1-й период творчества).
- 1914-1918 – 1-я мировая война.
- 1920-1939 – «Поздний Фрейд» (2-й период творчества).
- 1930-е -1960-е гг. – Неофрейдистские учения (фрейдомарксизм, фрейдоструктурализм и т.п.)
- 1960-е гг. – «Молодежная революция» в западных странах.
Основные понятия.
Психоанализ, фрейдизм, бессознательное, либидо, сублимация, Эдипов комплекс, «Оно» (Id), «Я» (Ego), «Сверх-Я» (Super Ego), коллективное бессознательное, архетипы коллективного бессознательного, комплекс неполноценности, сексуальная революция.
Имена.
Создатели психоанализа: Брейер, Йозеф (1842-1925); Фрейд, Зигмунд (1856-1939).
Реформаторы психоанализа: Юнг, Карл Густав (1875-1961); Адлер, Альфред (1870-1937); Райх, Вильгельм (1897-1957); Ранк, Отто.
Неофрейдисты: Хорни, Карен (1885-1953); Фромм, Эрих (1900-1980); Маркузе, Герберт (1898-1979).
Психоаналитический структурализм: Лакан, Жак (1901-1981).
Книги
Фрейда, в которых затрагиваются культурологические проблемы: «Толкование сновидений» (1900), «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1939).
Либидо (от лат. Libido – «желание, влечение, страсть, сладострастие») – (у З. Фрейда) психическая энергия, связанная с сексуальным влечением, движущая сила всей психической (а следовательно – и социальной культурной и т.д.) деятельности человека; ключ к пониманию человеческой психологии во всех её проявлениях.
Человеческая психика по Фрейду (в «ранний» период).
Уровни психики |
Их главные функции |
Процессы |
СОЗНАНИЕ |
Получение и обработка информации об окружающем мире («принцип реальности») |
Оценка возможности (или допустимости с точки зрения общества и культуры) или невозможности реализации желаний |
ПРЕДСОЗНАНИЕ |
Цензура желаний: они делятся на выполнимые и невыполнимые (согласно информации, которую предоставляет сознание) |
«Вытеснение» нереализуемых (невыполнимых или запрещенных обществом и культурой) желаний |
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ |
Генерирование желаний, исполнение которых влечет за собой психологическое удовлетворение («принцип удовольствия») |
Маскировка «вытесненных» желаний и их возвращение в предсознание в приемлемых для него образах |
Три способа расходования энергии либидо.
- Желание реализуется – разрядка импульса либидо – чувство психологического удовлетворения.
- Желание на реализуется (препятствие) – фрустрация (ситуация отказа) – чувство неудовлетворенности – «вытеснение» желания в бессознательное – маскирующие желание образы – невроз – психическая болезнь.
- Сублимация (от средневек. лат. Sublimatio – «возвышение, делание возвышенным») – переключение, переориентация энергии либидо на какую-либо одобряемую обществом деятельность, не связанную с инстинктами, например, на творчество в сфере культуры и т.п.
Таким образом, культура (по Фрейду) есть результат сублимации энергии либидо.
Фрейдовское учение о детской сексуальности и «Эдиповом комплексе».
3-я фаза развития сексуальности (4-6 годы жизни) – формирование у мальчиков «Эдипова комплекса» (для девочек учениками Фрейда предложено, но им отвергнуто понятие «Комплекс Электры»). Культурологическое значение концепции «Эдипова комплекса»: под его влиянием у людей формируется обобщенный образ Отца, устанавливающего систему запретов и карающего за их нарушение. В первобытную эпоху – образ Отца-бога; в эпоху цивилизации – моральные и социальные нормы.
Человеческая психика по Фрейду (в «поздний» период).
Уровни психики |
Их содержание и функции |
«СВЕРХ-Я» (лат. Super Ego) |
Культурные нормы, прививаемые человеку обществом в процессе воспитания. Внутренняя система контроля: при появлении запрещенных культурой желаний вызывает у человека чувства страха, вины, муки совести и т.п. |
«Я» (лат. Ego) |
Предсознание и сознание, интеллектуально-аналитические способности, а также образ, с которым человек себя отождествляет |
«ОНО» (лат. Id) |
Бессознательное, «кипящий котёл эмоций». Две силы: «влечение к жизни» (Эрос) – переосмысленное понятие либидо, и «влечение к смерти» (ученики Фрейда назвали его Танатос) – бессознательная агрессивность. |
Причина кризиса культуры – в непримиримом конфликте между «Оно» и «Сверх-Я».
Человеческая психика по К.Г. Юнгу (создал «аналитическую психологию»).
Уровни психики |
Их содержание |
СОЗНАНИЕ |
Интеллект, самоидентификация и т.д. |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ |
Бессознательная фиксация личного опыта человека; желания, «вытесненные» желания и образы |
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ |
Общий для всех людей глубинный пласт психики, который содержит родовой (коллективный) опыт всего человечества, зафиксированный на генетическом уровне. |
«Коллективное бессознательное» недоступно для

восприятия, но оказывает мощное воздействие как на психику каждого человека, так и на всю человеческую культуру. Важнейший аспект этих воздействий – архетипы «коллективного бессознательного» (от греч. ARCHETYPON, ARCHE – «начало» и TYPOS – «образ») – изначальные, врождённые психические структуры, первичные модели психического опыта людей, которые формируют бессознательные и осознанные психические образы. Научное изучение архетипов возможно путем анализа сновидений, фантазий, бреда душевнобольных, произведений искусства, мифов, религиозных символов.
К.Г. Юнг о различии восточного и западного типа культуры.
В восточной культуре – слабо личностное начало, личность стремится к «растворению» в «коллективном бессознательном»; культура находится под непосредственным воздействием архетипов.
В западной культуре – сознание стремится отделить себя от «коллективного бессознательного», сильно личностное начало.
«Коллективное бессознательное» прорывает защитные барьеры рационализма и вторгается в западную культуру в виде массовой истерии (секты, войны, фашизм, коммунизм и т.п.).
А. Адлер,
создатель «индивидуальной психологии»: комплекс неполноценности, процессы компенсации и сверхкомпенсации (общественная и культурная деятельность).
В. Райх: фрейдомарксизм (гибрид фрейдизма и марксизма), секс-экономия, сексуальная революция пролетариата, космическая жизненная энергия «оргон» и т.д.