Тема № 3. Культурологические аспекты психоанализа.

План лекции.

Хронология.

Основные понятия.

     Психоанализ, фрейдизм, бессознательное, либидо, сублимация, Эдипов комплекс, «Оно» (Id), «Я» (Ego), «Сверх-Я» (Super Ego), коллективное бессознательное, архетипы коллективного бессознательного, комплекс неполноценности, сексуальная революция.

Имена.

     Создатели психоанализа: Брейер, Йозеф (1842-1925); Фрейд, Зигмунд (1856-1939).
Реформаторы психоанализа: Юнг, Карл Густав (1875-1961); Адлер, Альфред (1870-1937); Райх, Вильгельм (1897-1957); Ранк, Отто.
Неофрейдисты: Хорни, Карен (1885-1953); Фромм, Эрих (1900-1980); Маркузе, Герберт (1898-1979).
Психоаналитический структурализм: Лакан, Жак (1901-1981).

     Книги Фрейд Фрейда, в которых затрагиваются культурологические проблемы: «Толкование сновидений» (1900), «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1939).

     Либидо (от лат. Libido – «желание, влечение, страсть, сладострастие») – (у З. Фрейда) психическая энергия, связанная с сексуальным влечением, движущая сила всей психической (а следовательно – и социальной культурной и т.д.) деятельности человека; ключ к пониманию человеческой психологии во всех её проявлениях.

Человеческая психика по Фрейду (в «ранний» период).

Уровни психики
Их главные функции
Процессы
СОЗНАНИЕ Получение и обработка информации об окружающем мире («принцип реальности») Оценка возможности (или допустимости с точки зрения общества и культуры) или невозможности реализации желаний
ПРЕДСОЗНАНИЕ Цензура желаний: они делятся на выполнимые и невыполнимые (согласно информации, которую предоставляет сознание) «Вытеснение» нереализуемых (невыполнимых или запрещенных обществом и культурой) желаний
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Генерирование желаний, исполнение которых влечет за собой психологическое удовлетворение («принцип удовольствия») Маскировка «вытесненных» желаний и их возвращение в предсознание в приемлемых для него образах

Три способа расходования энергии либидо.
     Таким образом, культура (по Фрейду) есть результат сублимации энергии либидо.

Фрейдовское учение о детской сексуальности и «Эдиповом комплексе».

     3-я фаза развития сексуальности (4-6 годы жизни) – формирование у мальчиков «Эдипова комплекса» (для девочек учениками Фрейда предложено, но им отвергнуто понятие «Комплекс Электры»). Культурологическое значение концепции «Эдипова комплекса»: под его влиянием у людей формируется обобщенный образ Отца, устанавливающего систему запретов и карающего за их нарушение. В первобытную эпоху – образ Отца-бога; в эпоху цивилизации – моральные и социальные нормы.

Человеческая психика по Фрейду (в «поздний» период).

      Уровни психики      
Их содержание и функции
«СВЕРХ-Я»
(лат. Super Ego)
Культурные нормы, прививаемые человеку обществом в процессе воспитания. Внутренняя система контроля: при появлении запрещенных культурой желаний вызывает у человека чувства страха, вины, муки совести и т.п.
«Я» (лат. Ego) Предсознание и сознание, интеллектуально-аналитические способности, а также образ, с которым человек себя отождествляет
«ОНО» (лат. Id) Бессознательное, «кипящий котёл эмоций». Две силы: «влечение к жизни» (Эрос) – переосмысленное понятие либидо, и «влечение к смерти» (ученики Фрейда назвали его Танатос) – бессознательная агрессивность.

     Причина кризиса культуры – в непримиримом конфликте между «Оно» и «Сверх-Я».

Человеческая психика по К.Г. Юнгу (создал «аналитическую психологию»).

      Уровни психики      
Их содержание
СОЗНАНИЕ Интеллект, самоидентификация и т.д.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Бессознательная фиксация личного опыта человека; желания, «вытесненные» желания и образы
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Общий для всех людей глубинный пласт психики, который содержит родовой (коллективный) опыт всего человечества, зафиксированный на генетическом уровне.

     «Коллективное бессознательное» недоступно для Юнгвосприятия, но оказывает мощное воздействие как на психику каждого человека, так и на всю человеческую культуру. Важнейший аспект этих воздействий – архетипы «коллективного бессознательного» (от греч. ARCHETYPON, ARCHE – «начало» и TYPOS – «образ») – изначальные, врождённые психические структуры, первичные модели психического опыта людей, которые формируют бессознательные и осознанные психические образы. Научное изучение архетипов возможно путем анализа сновидений, фантазий, бреда душевнобольных, произведений искусства, мифов, религиозных символов.

К.Г. Юнг о различии восточного и западного типа культуры.

     В восточной культуре – слабо личностное начало, личность стремится к «растворению» в «коллективном бессознательном»; культура находится под непосредственным воздействием архетипов.

     В западной культуре – сознание стремится отделить себя от «коллективного бессознательного», сильно личностное начало. Адлер «Коллективное бессознательное» прорывает защитные барьеры рационализма и вторгается в западную культуру в виде массовой истерии (секты, войны, фашизм, коммунизм и т.п.).

     А. Адлер, создатель «индивидуальной психологии»: комплекс неполноценности, процессы компенсации и сверхкомпенсации (общественная и культурная деятельность).

     В. Райх: фрейдомарксизм (гибрид фрейдизма и марксизма), секс-экономия, сексуальная революция пролетариата, космическая жизненная энергия «оргон» и т.д.