Аксиология, «ценность», «отнесение к ценности», «ценностные блага культуры», номотетический и идиографический научные методы, онтология, «жизнь» и «более-чем-жизнь», «вчуствование» (эмпатия), герменевтика, аполлонийское и дионисийское начала в культуре, нигилизм, «закрытый» и «открытый» социокультурные типы, «статический» и «динамический» типы морали и религии.
Кант, Иммануил (1724-1804) Либман, Отто (1840-1912) Ланге, Фридрих Альберт (1828-1875) Коген, Герман (1842-1918) Наторп, Пауль (1854-1924) Кассирер, Эрнст (1874-1945) Виндельбанд, Вильгельм (1848-1915) Риккерт, Генрих (1863-1936) |
Вебер, Макс (1864-1920) Зиммель, Георг (1858-1918) Дильтей, Вильгельм (1833-1911) Ницше, Фридрих Вильгельм (1844-1900) Бергсон, Анри (1859-1941) Шпенглер, Освальд (1880-1936) Клагес, Людвиг (1872-1956) Ортега-и-Гассет, Хосе (1883-1955) |
Неокантианство. Главные представители: Ф.А. Ланге, О. Либман, Г. Гельмгольц, Я. де Фриз и др. Марбургская школа: Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер и др. Баденская (фрайбургская) школа: В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Ласк, близок к ней – М. Вебер. Русские неокантианцы: А.И. Введенский, С.И. Гессен, И.И. Лапшин; влияние на русскую культуру «серебряного века» (А. Белый, Б. Пастернак и др.).
Главные сферы изучения:
гносеология (теория познания), философия науки (в особенности – изучение методов научного исследования), аксиология (от греч. AXIOS – «ценный, ценимый, достойный») – философское учение о ценностях.
«Ценности» – идеальные нормы,
не зависящие от человеческих потребностей и желаний (проблема – где и как они существуют). Человек соотносит с ними своё восприятие тех или иных явлений и свои поступки (учение об «отнесении к ценности»). «Ценности не существуют, они – значат». Стремление к идеальным «ценностям» люди реализуют в «ценностных благах» (основных сферах) культуры.
Истина Добро Красота Святость |
Наука Право, мораль Искусство, эстетика Религия |
Методы научного исследования естественных наук (наук о природе) и гуманитарных наук (наук о культуре) принципиально различны. Науки о природе пользуются номотетическим (от греч.
NOMOTHETIKE – «законодательное искусство») методом, выводящим из отдельных явлений общие (абстрактные) законы и понятия. Науки о культуре пользуются идиографическим (от греч. IDIOS – «особенный, частный, своеобразный» и GRAPHO – «описываю») методом, который описывает индивидуальные неповторимые особенности явлений культуры (через «отнесение к ценности», сопереживание и т.д.).
«Понимающая социология» М. Вебера (он испытал влияние неокантианства). Попытка описать различные типы культуры, основанные на различных типах ценностной ориентации деятельности человека (социальных действий и социальных отношений).
Поведение | Любая деятельность человека |
Социальное действие
|
Действие, смысл которого соотносится с поведением других людей. Основанное на эмоциях. Основанное на привычках, традициях предков Ориентированное на «ценности», а не на успех Ориентированное на успех, эффективность |
Социальное отношение | Устойчивая связь социальных действий |
В основе философии культуры этого направления – онтология (от греч. ON – «бытие, сущее» и LOGOS – «учение»), то есть философское учение о бытии. Проблема онтологического статуса культуры: каково отношение культуры к бытию, какого типа бытие представляет собой культура и т.п. В большинстве вариантов «философии жизни» культура – вторичное, неподлинное, иллюзорное бытие.
Онтологические понятия (по Зиммелю).«Жизнь» (бытие, первичная реальность) порождает «более-жизнь» и «более-чем-жизнь» (формы культуры). Трагедия культуры: вечное порождение и уничтожение «жизнью» форм культуры, неизбежность кризиса и гибели культуры.
Ключевые понятия: аполлонийское (рациональное) и дионисийское (иррациональное) начала в культуре; нигилизм (от лат NIHIL – «ничто, небытие»); «вечное возвращение»; «смерть Бога»; «переоценка всех ценностей»; «сверхчеловек»; «воля к власти».
А. Бергсон. «Жизненный порыв» (первичное бытие) как основа эволюции. Сфера инстинкта (насекомые) и сфера интеллекта (млекопитающие, человек). «Закрытый» тип общества и культуры (ориентирован на сохранение целостности), основан на «статической» морали и религии (пассивность, традиционализм). «Открытый» тип общества и культуры (ориентирован на развитие творческой индивидуальности), основан на «динамической» морали и религии (активность, моральный героизм, мистика, аскетизм).
![]() |
![]() |
![]() |