Тема № 2. Культурологические проблемы в европейской философии
конца XIX – начала XX вв.: неокантианство и «философия жизни».

План лекции.

Хронология.

Основные понятия.

     Аксиология, «ценность», «отнесение к ценности», «ценностные блага культуры», номотетический и идиографический научные методы, онтология, «жизнь» и «более-чем-жизнь», «вчуствование» (эмпатия), герменевтика, аполлонийское и дионисийское начала в культуре, нигилизм, «закрытый» и «открытый» социокультурные типы, «статический» и «динамический» типы морали и религии.

Имена.

Кант, Иммануил (1724-1804)
Либман, Отто (1840-1912)
Ланге, Фридрих Альберт (1828-1875)
Коген, Герман (1842-1918)
Наторп, Пауль (1854-1924)
Кассирер, Эрнст (1874-1945)
Виндельбанд, Вильгельм (1848-1915)
Риккерт, Генрих (1863-1936)
Вебер, Макс (1864-1920)
Зиммель, Георг (1858-1918)
Дильтей, Вильгельм (1833-1911)
Ницше, Фридрих Вильгельм (1844-1900)
Бергсон, Анри (1859-1941)
Шпенглер, Освальд (1880-1936)
Клагес, Людвиг (1872-1956)
Ортега-и-Гассет, Хосе (1883-1955)

     Неокантианство. Главные представители: Ф.А. Ланге, О. Либман, Г. Гельмгольц, Я. де Фриз и др. Марбургская школа: Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер и др. Баденская (фрайбургская) школа: В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Ласк, близок к ней – М. Вебер. Русские неокантианцы: А.И. Введенский, С.И. Гессен, И.И. Лапшин; влияние на русскую культуру «серебряного века» (А. Белый, Б. Пастернак и др.).

     Главные сферы изучения: Введенский гносеология (теория познания), философия науки (в особенности – изучение методов научного исследования), аксиология (от греч. AXIOS – «ценный, ценимый, достойный») – философское учение о ценностях.
     «Ценности» – идеальные нормы, не зависящие от человеческих потребностей и желаний (проблема – где и как они существуют). Человек соотносит с ними своё восприятие тех или иных явлений и свои поступки (учение об «отнесении к ценности»). «Ценности не существуют, они – значат». Стремление к идеальным «ценностям» люди реализуют в «ценностных благах» (основных сферах) культуры.

«Ценности»

Истина
Добро
Красота
Святость
«Ценностные блага культуры»

Наука
Право, мораль
Искусство, эстетика
Религия

     Методы научного исследования естественных наук (наук о природе) и гуманитарных наук (наук о культуре) принципиально различны. Науки о природе пользуются номотетическим (от греч. Ницше NOMOTHETIKE – «законодательное искусство») методом, выводящим из отдельных явлений общие (абстрактные) законы и понятия. Науки о культуре пользуются идиографическим (от греч. IDIOS – «особенный, частный, своеобразный» и GRAPHO – «описываю») методом, который описывает индивидуальные неповторимые особенности явлений культуры (через «отнесение к ценности», сопереживание и т.д.).
     «Понимающая социология» М. Вебера (он испытал влияние неокантианства). Попытка описать различные типы культуры, основанные на различных типах ценностной ориентации деятельности человека (социальных действий и социальных отношений).

Основные понятия
Их смысл
Поведение Любая деятельность человека
Социальное действие
  • Аффективное

  • Традиционное

  • Ценностнорациональное

  • Целерациональное
Действие, смысл которого соотносится с
поведением других людей.
Основанное на эмоциях.
Основанное на привычках, традициях предков Ориентированное на «ценности», а не на успех Ориентированное на успех, эффективность

Социальное отношение Устойчивая связь социальных действий

     «Философия жизни» (условное наименование). Главными представителями считаются: Г. Зиммель, В. Дильтей, Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер, Л. Клагес, Х. Ортега-и-Гассет и др.

     В основе философии культуры этого направления – онтология (от греч. ON – «бытие, сущее» и LOGOS – «учение»), то есть философское учение о бытии. Проблема онтологического статуса культуры: каково отношение культуры к бытию, какого типа бытие представляет собой культура и т.п. В большинстве вариантов «философии жизни» культура – вторичное, неподлинное, иллюзорное бытие.

      Онтологические понятия (по Зиммелю).«Жизнь» (бытие, первичная реальность) порождает «более-жизнь» и «более-чем-жизнь» (формы культуры). Трагедия культуры: вечное порождение и уничтожение «жизнью» форм культуры, неизбежность кризиса и гибели культуры.




     В. Дильтей. Зиммель «Науки о природе» основаны на «объяснительной психологии» (познание мира, опосредованное понятиями), «науки о духе» (о культуре) – на «описательной психологии» (непосредственное переживание, интуиция). «Вчувствование», или эмпатия (от англ. empathy – «вчуствование, проникновение») – интуитивное вживание во внутренний мир другого человека, переживание смысла культурных явлений (искусство, религия и т.д.). Герменевтика (от греч. HERMENEUTIKE – «умение разъяснять, истолковывать», связано с именем бога Гермеса) – учение об истолковании текстов. У Дильтея – метод истолкования культуры как целостности.
     Ф. Ницше. Главные труды: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Злая мудрость», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки идолов», «Антихрист», «Переоценка всех ценностей» («Воля к власти»).

     Ключевые понятия: аполлонийское (рациональное) и дионисийское (иррациональное) начала в культуре; нигилизм (от лат NIHIL – «ничто, небытие»); «вечное возвращение»; «смерть Бога»; «переоценка всех ценностей»; «сверхчеловек»; «воля к власти».
     А. Бергсон. «Жизненный порыв» (первичное бытие) как основа эволюции. Сфера инстинкта (насекомые) и сфера интеллекта (млекопитающие, человек). «Закрытый» тип общества и культуры (ориентирован на сохранение целостности), основан на «статической» морали и религии (пассивность, традиционализм). «Открытый» тип общества и культуры (ориентирован на развитие творческой индивидуальности), основан на «динамической» морали и религии (активность, моральный героизм, мистика, аскетизм).