Тема № 1. Введение в изучение дисциплины «Культурология».
Понятие «культура». Культура как предмет культурологического исследования.

План лекции.
Хронология.

Основные понятия.

     Культурология, гуманитарные науки, пайдея, «свободные науки», гуманизм Возрождения, «научные революции», Просвещение, историзм, эволюция, коррелятивность, культура, натура (природа), цивилизация, натуралистические и антинатуралистические тенденции в философии культуры.

Имена.
     1.Культурология – сравнительно молодая наука. Идея создания особой науки, изучающей культуру, появилась во второй половине XIX века. Оствальд Так, английский этнограф и историк религии Э.Б. Тайлор (1832-1917) рассматривал возможность построения «науки о культуре» (a science of the culture). С 1909 г. немецкий ученый и философ, лауреат Нобелевской премии В. Оствальд (1853-1932) начинает использовать для обозначения такой науки термин «культурология», аналогичный названиям других наук (биология, геология и т.п.). Широкую известность проект создания культурологии и сам термин «культурология» приобрел начиная с 1939 г. благодаря трудам американского антрополога Л.А. Уайта (1900-1975).
     Термин «культурология» переводится как «наука о культуре»: от латинского CULTURA (образование, воспитание и т.д.) и греческого LOGIA (наука, изучение, знание).

     2.Формирование культурологии стало результатом длительного развития знаний о человеке («гуманитарных знаний» - от лат. HOMO – «человек» и HUMANUS – «человеческий, относящийся к человеку») и преподавания этих знаний.
     В Древней Греции сложилась «пайдея» (от греч. PAIS – «ребёнок, дитя») – система формирования гармонически развитой личности свободного человека (такой человек противопоставлялся рабам и иноземцам-варварам), владеющего своим телом (гимнастическое воспитание) и духом (мусическое воспитание). «Пайдея» включала преподавание искусства, красноречия, философии, а также знаний о природе и человеке, которые тогда еще не отделились друг от друга (позднее – естественные науки и гуманитарные науки). На этой основе в Древнем Риме изучались и преподавались «благородные», или «свободные науки» (ARTES LIBERALES). Эта традиция продолжала существовать в школах и университетах Европы и Византии в период Средневековья. В эпоху Возрождения наука и образование объединялись в понятии «знание о человеке» (STUDIA HUMANITATIS), или «человечность» (HUMANITAS). Для учёных-«гуманистов» Возрождения они означали познание вещей, которые совершенствуют и украшают человека: древних языков, красноречия, истории, искусства, философии. В это же время зарождаются методы научного изучения культуры прошлого (прежде всего, Древней Греции и Рима): критический анализ текстов, сравнительная методология, археологические раскопки и т.д.

      Винкельман В XVII-XIX вв. происходит ряд кардинальных изменений в науках о природе («научные революции»). Идеалом научного знания становятся строгость, математическая точность, экспериментальная и рациональная обоснованность, идеалом науки – механика Ньютона. Важной чертой «научных революций» и развивавшейся одновременно с ними философии Просвещения было окончательное отделение науки от религии и богословия. В XVIII-XIX вв. достижения точных и естественных наук стали проецироваться на гуманитарные науки. Огромное влияние на науку и культуру этого времени оказала идея эволюции – постепенного развития, подчиненного естественным законам (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, Т. Гексли и др.). Философы И. Гердер (1744-1803) и Г. Гегель (1770-1831) обосновали теории исторического развития человеческого общества и культуры (историзм). Складываются в своем современном виде гуманитарные науки: искусствоведение (И. Винкельман, 1717-1768), этнография, востоковедение, лингвистика (языкознание), историческая наука, экономика, социология, религиоведение и т.д.

     К второй половине XIX в. гуманитарные науки накопили обширный запас знаний и арсенал научных методов, сделавший возможным изучение культуры как системы. В это же время прогресс науки и техники нарушил равновесие между миром человека (культурой, цивилизацией) и миром природы, обострились противоречия внутри самой цивилизации. Таким образом, были созданы предпосылки для возникновения культурологической науки как попытки осмыслить эти проблемы.

     3.Особенностями культурологии, отличающими её от других гуманитарных наук, также исследующих культуру, являются:

     Можно сказать, что культурология – это теория и концептуальная (то есть построенная на основе определенной концепции, теории) история культуры, имеющая научное и практическое применение. Основными направлениями (или сферами) культурологических исследований являются: философия культуры, культурная антропология, социология культуры, история культуры, морфология (изучение форм, образов, видов) культуры, динамика (изучение различных изменений) культуры, сравнительная культурология, прогностика культуры.

     4.Основным предметом изучения культурологии является культура. В связи с этим необходимо определить, что понимается под словом «культура», какие явления обозначаются этим термином. Здесь мы сталкиваемся с двумя трудностями: во-первых, термин культура невероятно многозначен (у него существуют сотни различных значений), во-вторых, смысл понятия «культура» невозможно определить обычным способом – через подведение под более общее понятие и перечисление специфических признаков. «Культура» – предельно общее понятие с огромным количеством таких признаков. В этом случае необходимо:

     Понятие «культура» употребляется: (1) в разговорном языке, обыденной речи; (2) в языке философии, как философский термин; (3) в языках различных наук (в основном – гуманитарных), где это понятие имеет особое значение в каждом конкретном случае.

     В разговорном языке понятие «культура» связано с (1) наличием у человека определенных качеств (образования, воспитанность, моральные качества, интерес к искусству, науке, религии и т.п.) или (2) с определенной сферой человеческой деятельности, куда входят образование, наука, искусство, религия (отсюда – «деятели культуры», «финансирование культуры» и др. словосочетания).

     В философии понятие «культура» фиксирует отличие человека, человеческой деятельности и её результатов от природных явлений (физических явлений, биологических явлений и т.д.).
     «Культура» в этнографии – система характерных для определенного народа (племени) обычаев, норм поведения, способов коммуникации, социальных и родственных отношений, мифов, религиозных обрядов и др. «Культура» в социологии – определенная сфера жизни общества или система норм и идей, помогающих упорядочить социальные отношения. «Культура» в археологии – обнаруженные в определенном месте и относимые к определенному времени остатки жизнедеятельности людей («культурный слой»). В искусствоведении «культура» отождествляется с искусством или понимается как контекст (то, что окружало) какое-либо явление искусства. В языкознании (лингвистике) «культура речи» («культура языка») – раздел, изучающий нормы устного и письменного литературного языка (правильное произношение, ударения, употребление слов и т.п.).

     Слово «культура» происходит из латинского языка.
Значения ключевых терминов по латинско-русскому словарю И.Х. Дворецкого.
     CULTURA – возделывание, обработка, уход; земледелие, сельское хозяйство; воспитание, образование, развитие (души – в трудах Цицерона и др.); поклонение, почитание.
     CULTUS – возделывание, обработка, уход; насаждения, возделанные поля, попечение, забота; образ жизни; наряд, одежда, одеяние; убранство, пышность, великолепие; образование, развитие, воспитание; занятие, изучение; почитание, поклонение, культ (богов); вероисповедание.
     CIVITAS – гражданство, право гражданства; гражданское общество, государство; сообщество, содружество; город (в отличие от деревни); граждане, гражданское население, община, народная масса, народ.
     NATURA – рождение; природные свойства, естественные качества; образ, форма, внешний вид; натура, душевный склад, природная склонность, характер; природа, миропорядок, мир, вселенная; первичная материя, основное вещество, стихия; существо, создание, особь; орган тела.

     Слово «культура» встречается в латинских текстах начиная с II в. до Н.Э. (труды Катона Старшего о земледелии). Цицерон (106-43) начал употреблять данный термин в значении «образование, воспитание, образованность», приблизив его по смыслу к греческому понятию «пайдея» и противопоставив понятиям «варварство», «дикость». В эпоху поздней античности и Средневековья «культура» (наряду с термином CIVITAS) означала городской уклад жизни. Особо важным понятием, вошедшим во все европейские языки, «культура» становится в эпоху Просвещения. Оно употребляется вместе с близким по смыслу термином «цивилизация». Просветители полагали, что цивилизованность, культурность заключается в организации жизни человека и общества на принципах разума и проявляется в улучшении человеческих нравов, достижениях в области наук, искусств, ремёсел.

     5.В философии и науке XVIII-XIX вв. была окончательно осмыслена коррелятивность понятий натура (мир природы) и культура (мир человека) – двух сфер бытия, которые связывают многочисленные и многообразные отношения. В философии культуры (из которой позднее возникла культурология) обозначились две тенденции:

     Ряд крупных философов и ученых последних столетий выступили с «критикой культуры» (например, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, З. Фрейд). Они пытались доказать, что идеи и нормы культуры (запреты, которые она предписывает людям) противоречат особенностям человеческой природы. Поэтому развитие культуры не улучшает жизнь человека, а делает его несчастным; отсюда – войны, революции, рост социальных проблем.

     В наши дни проблемы соотношения природы и культуры продолжают обсуждаться в связи с темами экологического кризиса, эвтаназии, клонирования, операций по пересадке человеческих органов и изменению пола и т.п.