Культурология, гуманитарные науки, пайдея, «свободные науки», гуманизм Возрождения, «научные революции», Просвещение, историзм, эволюция, коррелятивность, культура, натура (природа), цивилизация, натуралистические и антинатуралистические тенденции в философии культуры.
В XVII-XIX вв. происходит ряд кардинальных изменений в науках о природе («научные революции»). Идеалом научного знания становятся строгость, математическая точность, экспериментальная и рациональная обоснованность, идеалом науки – механика Ньютона. Важной чертой «научных революций» и развивавшейся одновременно с ними философии Просвещения было окончательное отделение науки от религии и богословия. В XVIII-XIX вв. достижения точных и естественных наук стали проецироваться на гуманитарные науки. Огромное влияние на науку и культуру этого времени оказала идея эволюции – постепенного развития, подчиненного естественным законам (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, Т. Гексли и др.). Философы И. Гердер (1744-1803) и Г. Гегель (1770-1831) обосновали теории исторического развития человеческого общества и культуры (историзм). Складываются в своем современном виде гуманитарные науки: искусствоведение (И. Винкельман, 1717-1768), этнография, востоковедение, лингвистика (языкознание), историческая наука, экономика, социология, религиоведение и т.д.
Можно сказать, что культурология – это теория и концептуальная (то есть построенная на основе определенной концепции, теории) история культуры, имеющая научное и практическое применение. Основными направлениями (или сферами) культурологических исследований являются: философия культуры, культурная антропология, социология культуры, история культуры, морфология (изучение форм, образов, видов) культуры, динамика (изучение различных изменений) культуры, сравнительная культурология, прогностика культуры.
4.Основным предметом изучения культурологии является культура. В связи с этим необходимо определить, что понимается под словом «культура», какие явления обозначаются этим термином. Здесь мы сталкиваемся с двумя трудностями: во-первых, термин культура невероятно многозначен (у него существуют сотни различных значений), во-вторых, смысл понятия «культура» невозможно определить обычным способом – через подведение под более общее понятие и перечисление специфических признаков. «Культура» – предельно общее понятие с огромным количеством таких признаков. В этом случае необходимо: Понятие «культура» употребляется: (1) в разговорном языке, обыденной речи; (2) в языке философии, как философский термин; (3) в языках различных наук (в основном – гуманитарных), где это понятие имеет особое значение в каждом конкретном случае.
В разговорном языке понятие «культура» связано с (1) наличием у человека определенных качеств (образования, воспитанность, моральные качества, интерес к искусству, науке, религии и т.п.) или (2) с определенной сферой человеческой деятельности, куда входят образование, наука, искусство, религия (отсюда – «деятели культуры», «финансирование культуры» и др. словосочетания).
В философии понятие «культура» фиксирует отличие человека, человеческой деятельности и её результатов от природных явлений (физических явлений, биологических явлений и т.д.).
«Культура» в этнографии – система характерных для определенного народа (племени) обычаев, норм поведения, способов коммуникации, социальных и родственных отношений, мифов, религиозных обрядов и др. «Культура» в социологии – определенная сфера жизни общества или система норм и идей, помогающих упорядочить социальные отношения. «Культура» в археологии – обнаруженные в определенном месте и относимые к определенному времени остатки жизнедеятельности людей («культурный слой»). В искусствоведении «культура» отождествляется с искусством или понимается как контекст (то, что окружало) какое-либо явление искусства. В языкознании (лингвистике) «культура речи» («культура языка») – раздел, изучающий нормы устного и письменного литературного языка (правильное произношение, ударения, употребление слов и т.п.).
Слово «культура» происходит из латинского языка.
Значения ключевых терминов по латинско-русскому словарю И.Х. Дворецкого.
CULTURA – возделывание, обработка, уход; земледелие, сельское хозяйство; воспитание, образование, развитие (души – в трудах Цицерона и др.); поклонение, почитание.
CULTUS – возделывание, обработка, уход; насаждения, возделанные поля, попечение, забота; образ жизни; наряд, одежда, одеяние; убранство, пышность, великолепие; образование, развитие, воспитание; занятие, изучение; почитание, поклонение, культ (богов); вероисповедание.
CIVITAS – гражданство, право гражданства; гражданское общество, государство; сообщество, содружество; город (в отличие от деревни); граждане, гражданское население, община, народная масса, народ.
NATURA – рождение; природные свойства, естественные качества; образ, форма, внешний вид; натура, душевный склад, природная склонность, характер; природа, миропорядок, мир, вселенная; первичная материя, основное вещество, стихия; существо, создание, особь; орган тела.
Слово «культура» встречается в латинских текстах начиная с II в. до Н.Э. (труды Катона Старшего о земледелии). Цицерон (106-43) начал употреблять данный термин в значении «образование, воспитание, образованность», приблизив его по смыслу к греческому понятию «пайдея» и противопоставив понятиям «варварство», «дикость». В эпоху поздней античности и Средневековья «культура» (наряду с термином CIVITAS) означала городской уклад жизни. Особо важным понятием, вошедшим во все европейские языки, «культура» становится в эпоху Просвещения. Оно употребляется вместе с близким по смыслу термином «цивилизация». Просветители полагали, что цивилизованность, культурность заключается в организации жизни человека и общества на принципах разума и проявляется в улучшении человеческих нравов, достижениях в области наук, искусств, ремёсел.
Ряд крупных философов и ученых последних столетий выступили с «критикой культуры» (например, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, З. Фрейд). Они пытались доказать, что идеи и нормы культуры (запреты, которые она предписывает людям) противоречат особенностям человеческой природы. Поэтому развитие культуры не улучшает жизнь человека, а делает его несчастным; отсюда – войны, революции, рост социальных проблем.
В наши дни проблемы соотношения природы и культуры продолжают обсуждаться в связи с темами экологического кризиса, эвтаназии, клонирования, операций по пересадке человеческих органов и изменению пола и т.п.
![]() |
![]() |