ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

8. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

8.4. Рабочая тормозная система (продолжение)

     На автомобиле ВАЗ-2105 регулятор давления крепится к кронштейну кузова. В действие регулятор давления приводится рычагом, который крепится к кузову. Длинное плечо рычага привода регулятора давления соединяется шарнирно через тягу с балкой заднего моста, а короткое плечо заходит в вырез нижней части поршня регулятора давления. Это плечо передает на поршень колебательное движение заднего моста. Регулятор давления имеет корпус 2 (рис. 78) с двумя отверстиями для прохода тормозной жидкости. Нижнее отверстие соединено трубопроводом 1 с главным тормозным цилиндром, верхнее - с трубопроводом 11, подводящим жидкость к тормозным механизмам задних колес.

Рис.78. Регулятор давления жидкости в гидроприводе тормозов задних колес ав­томобиля ВАЗ-2105L

Рис.78. Регулятор давления жидкости в гидроприводе тормозов задних колес ав­томобиля ВАЗ-2105: а — поршень занимает среднее положение; б — поршень в крайнем нижнем положении; в — поршень в крайнем верхнем положении; 1 — трубопровод от главного тормозного цилиндра; 2 — корпус; 3 — пробка; 4 — поршень; 5 — втулка; 6 — резиновый уплотнитель; 7 — плавающая тарелка; 8 — пружина; 9 — резиновое кольцо; 10 — короткое плечо рычага привода регулятора; 11 — трубопровод к тройнику привода задних тормозов

     Стальной поршень 4 разделяет регулятор на две полости: верхнюю и нижнюю. Выход стержня поршня из корпуса уплотнен резиновым кольцом 9. Пружина 8, упираясь в плавающую тарелку 7, а через нее в заплечики поршня, стремится постоянно отжать поршень до упора в пробку 3. Резиновый уплотнитель 6 плавающего типа, но его верхнее перемещение ограничено втулкой 5.
     При верхнем (нерабочем) положении поршня (рис. 78, в) он отжат пружиной 8 до упора в пробку 3, и тормозная жидкость из одной полости регулятора в другую проходит через зазоры между стержнем поршня 4, тарелкой 7, уплотнителем 6, втулкой 5 и головкой поршня. С началом торможения нагрузка на переднюю подвеску возрастает, а на заднюю уменьшается. Задняя часть кузова автомобиля начинает подниматься. Короткое плечо 10 рычага привода регулятора начинает опускаться вниз (рис. 78, а) Благодаря этому и под давлением тормозной жидкости поршень начинает опускаться, преодолевая сопротивление пружины 8. Проход­ное сечение для тормозной жидкости уменьшается, и давление в приводе задних колес перестает расти.
     В момент полного торможения движущегося автомобиля происходит максимальный подъем задней части кузова, что приводит к снижению сцепления задних колес с дорогой и, как следствие этого, к проскальзыванию колес относительно дороги и заносу автомобиля. Для предотвращения этого поршень 4 регулятора опускается еще ниже под действием давления жидкости на верхнюю часть его головки вслед за опускающимся плечом 10 рычага, соприкасается нижней частью головки с уплотнителем 6 (рис. 78, б) и перекрывает подачу жидкости в колесные цилиндры задних тормозов, прекращая их дальнейшее затормаживание, а следовательно, и блокировку.
     Аналогичный эффект происходит и при различных положениях кузова автомобиля по отношению к его заднему мосту в зависимости от загрузки кузова. При приближении заднего моста к кузову торсион, закручиваясь, с большой силой давит на пор­шень, который будет закрываться при более высоком давлении жидкости в приводе задних тормозов, и интенсивность торможения начнет повышаться. При разгрузке заднего моста торсион начнет раскручиваться, и поршень будет закрываться при более низком давлении жидкости, понижая тормозное усилие на задних колесах.
     Двухконтурный регулятор давления автомобиля ВАЗ-2108 установлен на специальном кронштейне в левой задней части днища кузова и приводится в действие двумя рычагами с пластинчатой пружиной. Регулятор служит не только для изменения давления в приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля, но и для выравнивания давления правой и левой ветви привода тормозов задних колес.
     Он состоит из корпуса 1 (рис. 79), в который установлен поршень 2 с защитным колпачком 3. На поршень надета пружина 6, которая прижимает уплотнители 21 и 23 к втулкам 7 и 5.

Рис.79. Регулятор давления жидкости в гидроприводе тормозов задних колес автомобиля ВАЗ-2108

Рис.79. Регулятор давления жидкости в гидроприводе тормозов задних колес автомобиля ВАЗ-2108: 1 — корпус; 2 — поршень; 3 — защитный колпачок; 4,8— стопорные кольца; 5 — втулка; 6 — пружина поршня; 7 — втулка корпуса; 9, 22 — упорные шайбы; 10 — уплотнительное кольцо толкателя; 11 — опорная тарелка; 12 — пружина втулки толкателя; 18 — уплотнительное кольцо седла клапана; 14 — седло клапана; 15 — прокладка; 16 — пробка; 17 — пружина клапана; 18 — клапан; 19 — втулка толкателя; 20 — толкатель; 21, 23 — уплотнители; 24 — заглушка

     Резинометаллический клапан 18 установлен в пробке 16 и поджат к седлу 14 пружиной 17. Выступающая часть клапана 18 упирается в толкатель 20, который установлен во втулке 19 и уплотнен двумя кольцами 10. Пружина 12 через тарелку 11 поджимает втулку 19 с уплотнительными кольцами 10 к шайбе 9. Для проверки исправной работы уплотнительных колец во втулке 19 выполнено радиальное отверстие Е, которое совпадает с отверстием в корпусе регулятора. Это отверстие закрыто резиновой заглушкой 24, вошедшей в корпус на 1…2 мм. Если из-под заглушки появится течь жидкости или она выдавится, значит, кольца 10 не обеспечивают герметичность.
     Полости А и Д соединены с главным тормозным цилиндром, а полосы В и С - с колесными цилиндрами задних колес. В исходном положении рычаг привода через пластинчатую пружину поджимает поршень 2 к толкателю 20, а он упирается в седло 14 клапана и отжимает выступавший клапан от седла. При этом образуются два зазора Н и К, через которые могут сооб­щаться полость А с В, а полость С с Д.
     При нажатии на педаль тормоза давление жидкости в гидро­системе будет возрастать, и оно будет стремиться выдвинуть поршень 2 из корпуса регулятора. Но этому препятствует рычаг привода. Когда же усилие от давления жидкости начнет превышать давление рычага привода, поршень начнет выдвигаться. Вслед за ним под усилием пружин 12 и 17 смещается толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. Зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н выберется полностью и клапан 18 изолирует полость Д от полости С, толкатель 20 прекращает движение вслед за поршнем. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в полостях А, В и Д будет возрастать, и поршень будет продолжать выдвигаться из корпуса регулятора. Но одновременно под этим давлением втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 будет сдвигаться в сторону пробки 16, при этом зазор М, а следовательно, и объем полости С будут уменьшаться. Но с уменьшением объема полости С давление в ней будет нарастать и сравняется с давлением в полости В, что и обеспечит равенство давлений в приводах тормозов задних колес.
     По мере загрузки автомобиля рычаг привода создает большее усилие на поршень регулятора. Значит, и момент касания головки поршня к уплотнителю 21 (момент замедления роста давления в полостях В и С) будет происходить при большем давлении в главном тормозном цилиндре, что позволит повысить эффективность задних тормозов.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ