ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Учебное пособие
8. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
8.4. Рабочая тормозная система (продолжение)
На автомобиле ВАЗ-2105 регулятор давления крепится к кронштейну кузова. В действие регулятор давления
приводится рычагом, который крепится к кузову. Длинное плечо рычага привода регулятора давления соединяется шарнирно через тягу с балкой заднего моста, а короткое плечо
заходит в вырез нижней части поршня регулятора давления. Это плечо передает на поршень колебательное движение заднего моста. Регулятор давления имеет корпус 2 (рис. 78) с
двумя отверстиями для прохода тормозной жидкости. Нижнее отверстие соединено трубопроводом 1 с главным тормозным цилиндром, верхнее - с трубопроводом 11, подводящим
жидкость к тормозным механизмам задних колес.
L
Рис.78. Регулятор давления жидкости в гидроприводе тормозов задних колес автомобиля ВАЗ-2105: а — поршень занимает среднее положение;
б — поршень в крайнем нижнем положении; в — поршень в крайнем верхнем положении; 1 — трубопровод от главного тормозного цилиндра; 2 — корпус; 3 — пробка; 4 — поршень;
5 — втулка; 6 — резиновый уплотнитель; 7 — плавающая тарелка; 8 — пружина; 9 — резиновое кольцо; 10 — короткое плечо рычага привода регулятора; 11 — трубопровод к тройнику
привода задних тормозов
Стальной поршень 4 разделяет регулятор на две полости: верхнюю и нижнюю. Выход стержня поршня из корпуса
уплотнен резиновым кольцом 9. Пружина 8, упираясь в плавающую тарелку 7, а через нее в заплечики поршня, стремится постоянно отжать поршень до упора в пробку 3. Резиновый
уплотнитель 6 плавающего типа, но его верхнее перемещение ограничено втулкой 5.
При верхнем (нерабочем) положении поршня (рис. 78, в) он отжат пружиной 8 до упора в пробку 3, и тормозная жидкость из одной полости
регулятора в другую проходит через зазоры между стержнем поршня 4, тарелкой 7, уплотнителем 6, втулкой 5 и головкой поршня. С началом торможения нагрузка на переднюю
подвеску возрастает, а на заднюю уменьшается. Задняя часть кузова автомобиля начинает подниматься. Короткое плечо 10 рычага привода регулятора начинает опускаться вниз
(рис. 78, а) Благодаря этому и под давлением тормозной жидкости поршень начинает опускаться, преодолевая сопротивление пружины 8. Проходное сечение для тормозной жидкости
уменьшается, и давление в приводе задних колес перестает расти.
В момент полного торможения движущегося автомобиля происходит максимальный подъем задней части кузова, что приводит к снижению сцепления
задних колес с дорогой и, как следствие этого, к проскальзыванию колес относительно дороги и заносу автомобиля. Для предотвращения этого поршень 4 регулятора опускается еще
ниже под действием давления жидкости на верхнюю часть его головки вслед за опускающимся плечом 10 рычага, соприкасается нижней частью головки с уплотнителем 6 (рис. 78, б)
и перекрывает подачу жидкости в колесные цилиндры задних тормозов, прекращая их дальнейшее затормаживание, а следовательно, и блокировку.
Аналогичный эффект происходит и при различных положениях кузова автомобиля по отношению к его заднему мосту в зависимости от загрузки кузова.
При приближении заднего моста к кузову торсион, закручиваясь, с большой силой давит на поршень, который будет закрываться при более высоком давлении жидкости в приводе
задних тормозов, и интенсивность торможения начнет повышаться. При разгрузке заднего моста торсион начнет раскручиваться, и поршень будет закрываться при более низком
давлении жидкости, понижая тормозное усилие на задних колесах.
Двухконтурный регулятор давления автомобиля ВАЗ-2108 установлен на специальном кронштейне в левой задней части днища кузова и
приводится в действие двумя рычагами с пластинчатой пружиной. Регулятор служит не только для изменения давления в приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от
нагрузки на заднюю ось автомобиля, но и для выравнивания давления правой и левой ветви привода тормозов задних колес.
Он состоит из корпуса 1 (рис. 79), в который установлен поршень 2 с защитным колпачком 3. На поршень надета пружина 6, которая прижимает
уплотнители 21 и 23 к втулкам 7 и 5.
Рис.79. Регулятор давления жидкости в гидроприводе тормозов задних колес автомобиля ВАЗ-2108: 1 — корпус; 2 — поршень;
3 — защитный колпачок; 4,8— стопорные кольца; 5 — втулка; 6 — пружина поршня; 7 — втулка корпуса; 9, 22 — упорные шайбы; 10 — уплотнительное кольцо толкателя;
11 — опорная тарелка; 12 — пружина втулки толкателя; 18 — уплотнительное кольцо седла клапана; 14 — седло клапана; 15 — прокладка; 16 — пробка; 17 — пружина клапана;
18 — клапан; 19 — втулка толкателя; 20 — толкатель; 21, 23 — уплотнители; 24 — заглушка
Резинометаллический клапан 18 установлен в пробке 16 и поджат к седлу 14 пружиной 17. Выступающая часть клапана
18 упирается в толкатель 20, который установлен во втулке 19 и уплотнен двумя кольцами 10. Пружина 12 через тарелку 11 поджимает втулку 19 с уплотнительными кольцами
10 к шайбе 9. Для проверки исправной работы уплотнительных колец во втулке 19 выполнено радиальное отверстие Е, которое совпадает с отверстием в корпусе регулятора.
Это отверстие закрыто резиновой заглушкой 24, вошедшей в корпус на 1…2 мм. Если из-под заглушки появится течь жидкости или она выдавится, значит, кольца 10 не обеспечивают
герметичность.
Полости А и Д соединены с главным тормозным цилиндром, а полосы В и С - с колесными цилиндрами задних колес. В исходном положении рычаг
привода через пластинчатую пружину поджимает поршень 2 к толкателю 20, а он упирается в седло 14 клапана и отжимает выступавший клапан от седла. При этом образуются два
зазора Н и К, через которые могут сообщаться полость А с В, а полость С с Д.
При нажатии на педаль тормоза давление жидкости в гидросистеме будет возрастать, и оно будет стремиться выдвинуть поршень 2 из корпуса
регулятора. Но этому препятствует рычаг привода. Когда же усилие от давления жидкости начнет превышать давление рычага привода, поршень начнет выдвигаться. Вслед за ним под
усилием пружин 12 и 17 смещается толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. Зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н выберется полностью и
клапан 18 изолирует полость Д от полости С, толкатель 20 прекращает движение вслед за поршнем. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в полостях А, В и
Д будет возрастать, и поршень будет продолжать выдвигаться из корпуса регулятора. Но одновременно под этим давлением втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и
тарелкой 11 будет сдвигаться в сторону пробки 16, при этом зазор М, а следовательно, и объем полости С будут уменьшаться. Но с уменьшением объема полости С давление в ней
будет нарастать и сравняется с давлением в полости В, что и обеспечит равенство давлений в приводах тормозов задних колес.
По мере загрузки автомобиля рычаг привода создает большее усилие на поршень регулятора. Значит, и момент касания головки поршня к уплотнителю
21 (момент замедления роста давления в полостях В и С) будет происходить при большем давлении в главном тормозном цилиндре, что позволит повысить эффективность задних
тормозов.
|