ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

8. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

8.4. Рабочая тормозная система (продолжение)

     Гидравлический привод рабочей тормозной системы автомобиля ВАЗ-2108 с диагональным разделением контуров. Один контур обеспечивает работу тормозного механизма правого переднего и левого заднего колеса (рис. 76), другой - левого переднего и правого заднего. При отказе одного из контуров в качестве запасной тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.
     Гидравлический привод включает те же механизмы, что и у автомобиля ВАЗ-2105. Главный тормозной цилиндр имеет конструкцию, аналогичную цилиндру ВАЗ-2105, но передний поршень цилиндра создает давление не в приводе задних колес, а в контуре А, соответственно задний поршень в контуре В.
     Вакуумный усилитель по конструкции близок к вышерассмотренному, но имеет некоторые особенности. В крышке корпуса усилителя завальцованы две шпильки, которые служат для крепления усилителя и главного цилиндра, являются направляющими для корпуса клапана и обеспечивают необходимую жесткость и прочность соединения корпуса с крышкой. Работа вакуумного усилителя аналогична работе усилителя автомобиля ВАЗ-2105.

Рис.76. Схема гидропривода рабочей тормозной системы автомобиля ВАЗ-2108

Рис.76. Схема гидропривода рабочей тормозной системы автомобиля ВАЗ-2108: 1 — передние тормоза; 2 — гибкие шланги; 3 — бачок; 4 — главный тормозной цилиндр; 5 — вакуумный усилитель; 6— педаль тормоза; 7 — регулятор давленая; 8 — задние тормоза; 9 — трубки; А и В — контуры гидропривода

     Бачок гидропривода тормозов двухсекционный, изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что обеспечивает визуальный контроль за уровнем жидкости. На заливную горловину бачка навертывается крышка. Бачок на автомобиле ВАЗ-2105 имеет устройство для контроля за уровнем жидкости. Оно состоит из поплавка 8 (рис. 77), на штоке которого расположен подвижный контакт 4, и неподвижного контакта 6, закрепленного в клеммной крышке 3. При понижении уровня жидкости поплавок опускается, контакты замыкают цепь контрольный лампы, которая загорается и сигнализирует о необходимости доливки жидкости. В центральном отверстии крышки 3 установлен толкатель 5, при нажатии на который проверяют исправность электроцепи контрольной лампы.
     На корпусе бачка автомобиля ВАЗ-2108 нанесены метки «МИН» и «МАКС», позволяющие визуально контролировать уровень тормозной жидкости. Бачок имеет датчик аварийного уровня жидкости, устроенный по аналогии с вышерассмотренным (ВАЗ-2105), но без толкателя для проверки исправности электроцепи контрольной лампы.

Рис.77. Бачок гидропривода тормоза автомобиля ВАЗ-2105

Рис.77. Бачок гидропривода тормоза автомобиля ВАЗ-2105: 1 - питательный бачок; 3 — отражатель пробки; 3 — клеммная крышка; 4 - подвижный контакт; 5 — толкатель; 6 — неподвижный контакт; 7 — пробка; 8 — поплавок; 9 — главный тормозной цилиндр; 10 — трубопровод к переднему левому колесу; 11 — трубопровод к задним колесам; 12 — трубопровод к переднему правому колесу

     В гидроприводе задних тормозов для регулирования сил торможения в зависимости от нагрузки на заднюю ось и предупреждения опережающей блокировки задних колес установлен регулятор давления.
     При торможении происходит динамическое перераспределение нагрузки, приходящейся на переднюю и заднюю оси. Чем резче торможение, тем больше увеличивается доля общей нагрузки на передние колеса и уменьшается на задние (получается «клевок» автомобиля). Такое положение приводит к тому, что тормозные силы, подводимые к задним колесам, могут превысить силы сцепления шин с дорогой. Это, в свою очередь, вызывает блокирование колес и их скольжение, что резко снижает эффективность торможения и приводит к боковому заносу на скользких дорогах. Наличие регулятора давления устраняет этот недостаток путем автоматического снижения давления тормозной жидкости в гидроприводе задних колес, т. е. путем снижения эффективности торможения при уменьшении нагрузки на заднюю подвеску.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ