ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

8. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

8.4. Рабочая тормозная система (продолжение)

     Гидравлический привод рабочей тормозной системы на автомобиле ВАЗ-2105 двухконтурный, с вакуумным усилителем и регулятором давления в гидроприводе задних колес. Привод действует от общей педали, но раздельно на тормозные механизмы передних и задних колес. Он включает в себя тормозную педаль 2 (рис. 73), главный тормозной цилиндр 4, вакуумный усилитель 3, питательный бачок 6, регулятор давления в гидроприводе задних тормозов 9 с рычагом 10, четыре колесных цилиндра тормозных механизмов передних колес 5, два колесных цилиндра тормозных механизмов задних колес 8 и трубопроводы.
     Главный тормозной цилиндр имеет корпус 13 (рис. 74, а), внутри которого установлены два стальных поршня 9 и 19, из которых поршень 9 осуществляет привод тормозов передних колес, а поршень 19 - задних. Под действием пружин 16 и 20 поршни отжимаются в исходное положение до упора своими пазами в установочные болты 14. В расточку поршня 9 установлено уплотняющее резиновое кольцо 12, а поршень 19 уплотнен кольцом 4 прижатым к нему пружиной 16 через упорную шайбу 18. Передняя часть цилиндра закрыта резьбовой пробкой 1. К установочным болтам 14 прижимаются с помощью пружин 7, удерживаемых тарелками 6, установочные кольца 3 с уплотнительными резиновыми кольцами 75. Эти кольца свободно надеты на выточку поршня, в которой имеются радиальные отверстия, и не перекрывают их.

Рис.73. Схема тормозной системы автомобиля ВАЗ-2105

Рис.73. Схема тормозной системы автомобиля ВАЗ-2105: 1 - диск тормоза переднего колеса; 2 - педаль рабочего тормоза; 3 - вакуумный усилитель; 4 - главный тормозной цилиндр; 5 - тормозной механизм переднего колеса; 6 – бачок главного тормозного цилиндра; 7 - рычаг привода стояночного тормоза; 8 – тормозной механизм заднего колеса; 9 - регулятор давления тормозной жидкости; 10 – рычаг привода регулятора давления; 11 - задний трос стояночного тормоза; 12 - направляющий ролик; 13 — передний трос

     Цилиндр разделен поршнями на две полости, к которым по шлангам 8 подводится тормозная жидкость от бачка 10. При расторможенном положении жидкость проходит в каждую полость через зазоры Б, образованные между поршнем, установочным кольцом 3, торцом уплотнительного кольца 15 и далее через радиальные отверстия В в поршне. Передняя полость трубкой 2 соединена с регулятором давления жидкости в колесных цилиндрах задних колес, а задняя полость трубками 5 и 17 - с тормозными механизмами передних колес. В гнездо поршня 9 входит шток 11 вакуумного усилителя.

Рис.74. Главный тормозной цилиндр автомобиля ВАЗ-2105

Рис.74. Главный тормозной цилиндр автомобиля ВАЗ-2105: а — система расторможена; б — торможение; 1 — пробка; 2 — трубопровод задних тормозов; 3 — установочное кольцо; 4, 12, 15 — уплотнительные кольца; 5, 17 — трубопроводы передних тормозов; 6 — тарелка; 7, 16, 20 — пружины; 8 — шланг от бачка; 9 — поршень привода передних тормозов; 10 — бачок для тормозной жидкости; 11 — шток; 13 — корпус цилиндра; 14 — установочный болт; 18 — упорная шайба; 19 — поршень привода задних тормозов; Б — радиальное отверстие в поршне

     При торможении (рис. 74, 6) шток перемещает задний поршень, сдвигая его от установочного болта 14. При этом уплотнительное кольцо 15 этого поршня торцом прижимается к торцевому пояску поршня 9, изолируя нагнетательную полость привода передних тормозов. При дальнейшем движении поршня давление жидкости в полости повышается и она, выходя по трубкам 5 и 17, обеспечивает привод передних тормозов. Возрастающее давление и сжимаемая пружина 16 перемещают передний поршень 19, сжимая пружину 20. С началом движения переднего поршня произойдет перемещение его уплотнительного и установочного колец, что приведет к изоляции передней полости цилиндра, возрастанию в ней давления; это и обеспечит привод задних колес через трубопровод 2.
     В случае нарушения герметичности в магистрали привода задних тормозов при нажатии на педаль тормоза давление в передней полости возрастать не будет и поэтому оба поршня станут перемещаться вперед, но после упора переднего поршня в пробку 1 дальнейшее перемещение заднего поршня приведет к повышению давления жидкости в полости привода передних тормозов, что и включит их в действие.
     В случае нарушения герметичности в магистрали привода передних тормозов при нажатии штока 11 задний поршень 9 переместится до упора в поршень 19 и, перемещая его вперед, включит привод задних тормозов. В обоих случаях резко возрастет свободный ход педали и снизится общая эффективность торможения.
     Вакуумный усилитель служит для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к педали тормоза, тем самым, облегчая управление автомобилем. Усилитель установлен в моторном отсеке и крепится задним фланцем к кронштейну педалей.
     Он состоит из корпуса 7 (рис. 75), крышки 8 и корпуса 5 клапана с диафрагмой 6. С помощью корпуса 5 и диафрагмы усилитель разделен на две полости: вакуумную А и атмосферную Д. Корпус клапана 5 выполняет роль поршня, передвигающегося в корпусе 7. Он изготовлен из пластмассы и имеет сквозное отверстие, из которого выходят каналы В и С. Канал В соединяет центральное отверстие с вакуумной, а канал С - с атмосферной полостями.
     В корпус 5 клапана входит толкатель 16, соединенный с педалью тормоза 20. Передний конец толкателя закреплен в поршне 11. Продольное перемещение поршня относительно корпуса клапана ограничивается упорной пластиной 10. Эта пластина закреплена в корпусе клапана неподвижно и входит в кольцевой паз поршня, ширина которого больше толщины пластины.
     Зазор между горловиной крышки 8 и корпусом клапана 5 уплотнен манжетой 22. Поверхность корпуса клапана смазывается смазкой ЦИАТИМ-221 или Литол-24. От попадания грязи эта поверхность защищена резиновым колпаком 21. На толкателе установлены: воздушный фильтр 15, предназначенный для очистки воздуха, поступающего в усилитель, опорные чашки пружин, пружины 13, 14 и резиновый клапан 12.

Рис.75. Вакуумный усилитель автомобиля ВАЗ-2105

Рис.75. Вакуумный усилитель автомобиля ВАЗ-2105: а — торможение; б — на педаль не нажато; в — нажатие на педаль приостановлено; г — растормаживание; 1 — главный тормозной цилиндр; 2 — шток; 3 — вакуумный клапан; 4 — возвратная пружина; 5 — корпус клапана; б — диафрагма; 7 — корпус усилителя; 8 - крышка; 9 — буфер штока; 10 — упорная пластина поршня; 11 — поршень; 12 — клапан усилителя; 13 — пружина клапана; 14 — возвратная пружина клапана; 15 — воздушный фильтр; 16 — толкатель; 17 — оттяжная пружина; 18 — наконечник выключателя сигнала торможения; 19 — вилка толкателя; 20 — педаль; 21 — колпак; 22 — манжета; 23 — уплотнитель; 24 - регулировочный болт

     Спереди усилителя, в месте выхода штока 2, установлен уплотнитель 23. В переднем конце штока установлен регулировочный болт 24, упирающийся при торможении в гнездо поршня главного тормозного цилиндра 1. Задней головкой шток 2 опирается на резиновый буфер 9, установленный между штоком и поршнем 11. Возвратная пружина 4 перемещает корпус клапана 5 в крайнее правое положение при отсутствии вакуума или механического воздействия. Вакуумная полость А соединена с внутренней полостью впускной трубы двигателя с помощью резинового шланга через штуцер, в котором расположен обратный клапан 3, открывающийся при перепаде давления между полостью Л и впуск­ной трубой двигателя.
     Работа усилителя возможна только при работающем двигателе, т. е. когда в его впускной трубе имеется разряжение, которое передается в полость А, и заключается в следующем. При отпущенной тормозной педали (рис. 75, б) вакуумная полость А через каналы В и С сообщается с атмосферной полостью Д благодаря наличию кольцевой щели между передним торцом клапана 12 и расположенным перед ним кольцевым выступом корпуса клапана 5. Атмосферная полость Д при этом отделена от атмосферы торцом резинового клапана 12, который усилием пружины 13 прижат к заднему торцу поршня 11. Так как при этом по обе сто­роны диафрагмы имеется вакуум, то диафрагма и корпус клапана под действием пружины 4 прижаты к крышке 8 корпуса.
     При торможении толкатель 16 вместе с поршнем 11 и прижатой к нему подвижной частью резинового клапана 12 перемещается вперед до тех пор, пока не исчезнет кольцевая щель и торец клапана 12 не укроется в кольцевой выступ корпуса клапана 5. При этом вакуумная полость А будет отделена от атмосферной полости Д. Дальнейшее перемещение педали 20 и толкателя 16 отодвинет поршень 11 (рис. 75, а) от клапана 12, что приведет к образованию щели между ними, и в атмосферную полость Д поступит воздух из полости Е, соединенной с атмосферой через фильтр 15. Под разностью давлений корпус клапана и диафрагма начнут движение вперед и головка регулировочного болта 24 штока, упи­раясь в поршень главного тормозного цилиндра, создаст избыточное давление в системе гидропривода тормозов.
     В случае прекращения перемещения тормозной педали (рис, 75, в) под действием разрежения в полости А корпус клапана 5 вместе с прижатым к нему торцом резинового клапана 12 будет перемещаться вперед, пока клапан 12 не упрется в задний торец поршня 11. Этим сообщение полостей Е и Д прекратится, и перемещение корпуса клапана 5 приостановится. Установится равновесие, и жидкость в системе гидропривода будет находиться под постоянным давлением.
     При экстренном торможении поршень 11 упирается через буфер 9 в шток 2, начиная механическое воздействие на поршень главного тормозного цилиндра; кроме того, поршень 11, отходя от клапана 12, обеспечивает его упор в кольцевой выступ корпуса 5. Это приводит к разобщению полостей А и Д и сообщению полости Д с атмосферой, что увеличивает давление, создаваемое в гидроприводе тормозов.
     При полном отпускании педали подвижные детали привода возвращаются назад в исходное положение (рис. 75, г) под действием оттяжной пружины 17 педали, возвратной пружины 4 усилителя и возвратных пружин главного тормозного цилиндра. При этом поршень 1 отжимает клапан 12 от кольцевого выступа корпуса клапана 5 и через образующуюся щель воздух начинает по каналам С и В переходить из полости Д в полость А и отсасываться разрежением во впускной трубе двигателя. Сообщение полости Д с полостью Е прекращается, так как торец клапана 12 усилием пружины 13 прижат к поршню 11.
     При неработающем двигателе или при неисправном усилителе торможение возможно, но увеличивается ход педали тормоза и снижается эффективность действия тормозов. В этом случае привод поршней главного тормозного цилиндра осуществляется только механическим путем от педали через толкатель 16, поршень 11, буфер 9 и шток 2.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ