ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

8. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

8.4. Рабочая тормозная система (продолжение)

     На автомобиле ВАЗ-2105 тормозной механизм заднего колеса барабанного типа с самоустанавливающимися колодками с одним колесным цилиндром и автоматической регулировкой зазора между тормозными колодками и тормозным барабаном. Он состоит из тормозного щита 10 (рис. 71), на котором укреплен колесный тормозной цилиндр 13, двух тормозных колодок 12 с фрикционными накладками 11, стягиваемыми между собой пружинами 14 и 20, и тормозного барабана. Кроме того, тормозные колодки имеют механический привод от стояночной тормозной системы через трос 1, разжимной рычаг 8 и распорную планку 18. Щит 10 закреплен на фланце балки заднего моста болтами 4 и является базовой деталью тормозного механизма В нижней части щита на две заклепки 22 установлен пакет пластин 21 и 23, составляющих опору нижних концов тормозных колодок. Верхние концы колодок опираются на упоры поршней 16 колесного цилиндра. Верхняя пружина 14 прижата к двум резиновым подушкам 17. От бокового перемещения колодки удерживаются пазами упоров 16, направляющими пластинами 21 и стойками 5. Стойка 5 своей внутренней полукруглой головкой удерживается на щите 10, а наружная головка через опорные шайбы 7 и пружину 6 ограничивает боковое перемещение колодки и не препятствует ее разведению при торможении. Такая нежесткая связь позволяет тормозной колодке самоустанавливаться в момент соприкосновения с поверхностью барабана.

Рис.71. Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ВАЗ 2105

Рис.71. Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ВАЗ 2105: 1 — задний трос привода стояночного тормоза; 2 — возвратная пружина заднего троса; 3 — наконечник заднего троса; 4 — болт крепления щита; 5 — стойка колодки; 6 — пружина стойки; 7 — опорная шайба; 8 — рычаг ручного привода колодок; 9 — палец рычага; 10 — щит колодок; 11 — накладка колодки; 12 — тормозная колодка; 13 — колесный цилиндр; 14 — верхняя пружина; 15 — защитный чехол колесного цилиндра; 16 — упор поршня; 17 — подушка; 18 — распорная планка; 19 — оболочка заднего троса; 20 — нижняя пружина; 21 — направляющая пластина; 22 — заклепки; 23 — опорная пластина

     Рычаг 8 посажен на палец 9 и вместе с ребром тормозной колодки упирается в паз разжимной планки, второй конец которой упирается в противоположную колодку. На нижний конец рычага надет наконечник 3 заднего троса 1. Второй конец троса соединен с тормозным механизмом другого колеса. Трос заключен в многослойную оболочку 19, а на его концы надеты возвратные пружины 2, помогающие ему вернуться в исходное положение при растормаживании.
     На автомобилях «Москвич» и ВАЗ-2108 конструкция тормозного механизма задних колес аналогична автомобилю ВАЗ-2105, однако, от бокового перемещения колодки удерживаются не спе­циальной стойкой, а прижимной пружиной.
     Колесные тормозные цилиндры служат для разведения тормозных колодок и прижатия их к тормозным барабанам; в изучаемых автомобилях они обеспечивают автоматическую регулировку зазора между тормозными колодками и барабаном.
     Колесный цилиндр заднего колеса автомобилей ВАЗ-2105 и ВАЗ-2108 состоит из прикрепленного к тормозному щиту цилиндра 3 (рис. 72, а), внутри которого размещены два поршня 4, на которых установлены разрезные упорные кольца 9.

Рис.72. Колесные тормозные ци­линдры задних колес автомобилей ВАЗ

Рис.72. Колесные тормозные ци­линдры задних колес автомобилей ВАЗ: 1 — упор поршня; 2 — защитный колпачок; 3 — цилиндр; 4 — поршень; 5 — уплотнитель (манжета); 6 — упорные кольца (опорная чашка); 7 — пружина; 8 — сухарь; 9 — упорные кольца; 10 — упорный винт

     Эти кольца установлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 35 кгс, и заключены между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25...1,65 мм. В наружные торцы поршней запрессованы упоры 1, в пазы которых входят верхние концы тормозных колодок. К внутренним сторонам поршней с помощью пружин 7 и опорных чашек 6 поджаты резиновые уплотнительные кольца 5, обеспечивающие надежное уплотнение в условиях высоких удельных давлений тормозной жидкости. Выход поршней из цилиндра закрыт резиновыми защитными колпачками 2, наружные кромки которых надеты на буртики цилиндров, а внутренние - на шейки поршней. В корпусе цилиндра имеются два отверстия: одно для подвода жидкости, в другое ввернут клапан для выпуска воздуха.
     В нерабочем состоянии сухари 8 всегда упираются во внутренний бурт упорного кольца 9 за счет давления, которое оказывают тормозные колодки на поршни 4. При торможении за счет давления жидкости поршни имеют возможность переместиться в пределах 1,25...1,65 мм, т. е. на величину зазора между буртиком упорного винта 10 и внутренним буртом упорного кольца 9. Такое перемещение поршней достаточно для приведения тормозных колодок в рабочее состояние.
     Однако по мере износа накладок тормозных колодок и барабана увеличивается и потребный ход поршня колесного цилиндра. В этом случае, пройдя под давлением тормозной жидкости всю величину зазора, поршень винтом 10 перемещает упорное кольцо 9 (преодолевая силу его трения о цилиндр) до прижатия тормозной колодки к барабану, чем и компенсируется величина износа тормозной пары.
     С прекращением торможения поршни усилием стяжных пружин тормозных колодок сдвигаются до упора сухарей 8 в буртик упорного кольца 9. Сдвинуть само упорное кольцо стяжные пружины колодок не могут, так как их усилие для этого недостаточно. Таким образом, поддерживается оптимальный зазор между колодками и барабаном.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ