|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Учебное пособие 8. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА 8.4. Рабочая тормозная система (продолжение) На автомобиле ВАЗ-2105 тормозной механизм заднего колеса барабанного типа с самоустанавливающимися колодками с одним колесным цилиндром и автоматической регулировкой зазора между тормозными колодками и тормозным барабаном. Он состоит из тормозного щита 10 (рис. 71), на котором укреплен колесный тормозной цилиндр 13, двух тормозных колодок 12 с фрикционными накладками 11, стягиваемыми между собой пружинами 14 и 20, и тормозного барабана. Кроме того, тормозные колодки имеют механический привод от стояночной тормозной системы через трос 1, разжимной рычаг 8 и распорную планку 18. Щит 10 закреплен на фланце балки заднего моста болтами 4 и является базовой деталью тормозного механизма В нижней части щита на две заклепки 22 установлен пакет пластин 21 и 23, составляющих опору нижних концов тормозных колодок. Верхние концы колодок опираются на упоры поршней 16 колесного цилиндра. Верхняя пружина 14 прижата к двум резиновым подушкам 17. От бокового перемещения колодки удерживаются пазами упоров 16, направляющими пластинами 21 и стойками 5. Стойка 5 своей внутренней полукруглой головкой удерживается на щите 10, а наружная головка через опорные шайбы 7 и пружину 6 ограничивает боковое перемещение колодки и не препятствует ее разведению при торможении. Такая нежесткая связь позволяет тормозной колодке самоустанавливаться в момент соприкосновения с поверхностью барабана. Рис.71. Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ВАЗ 2105: 1 — задний трос привода стояночного тормоза; 2 — возвратная пружина заднего троса; 3 — наконечник заднего троса; 4 — болт крепления щита; 5 — стойка колодки; 6 — пружина стойки; 7 — опорная шайба; 8 — рычаг ручного привода колодок; 9 — палец рычага; 10 — щит колодок; 11 — накладка колодки; 12 — тормозная колодка; 13 — колесный цилиндр; 14 — верхняя пружина; 15 — защитный чехол колесного цилиндра; 16 — упор поршня; 17 — подушка; 18 — распорная планка; 19 — оболочка заднего троса; 20 — нижняя пружина; 21 — направляющая пластина; 22 — заклепки; 23 — опорная пластина Рычаг 8 посажен на палец 9 и вместе с ребром тормозной колодки упирается в паз разжимной планки, второй конец
которой упирается в противоположную колодку. На нижний конец рычага надет наконечник 3 заднего троса 1. Второй конец троса соединен с тормозным механизмом другого колеса.
Трос заключен в многослойную оболочку 19, а на его концы надеты возвратные пружины 2, помогающие ему вернуться в исходное положение при растормаживании. Рис.72. Колесные тормозные цилиндры задних колес автомобилей ВАЗ: 1 — упор поршня; 2 — защитный колпачок; 3 — цилиндр; 4 — поршень; 5 — уплотнитель (манжета); 6 — упорные кольца (опорная чашка); 7 — пружина; 8 — сухарь; 9 — упорные кольца; 10 — упорный винт Эти кольца установлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее
35 кгс, и заключены между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25...1,65 мм. В наружные торцы поршней запрессованы упоры 1, в пазы которых входят
верхние концы тормозных колодок. К внутренним сторонам поршней с помощью пружин 7 и опорных чашек 6 поджаты резиновые уплотнительные кольца 5, обеспечивающие надежное
уплотнение в условиях высоких удельных давлений тормозной жидкости. Выход поршней из цилиндра закрыт резиновыми защитными колпачками 2, наружные кромки которых надеты на
буртики цилиндров, а внутренние - на шейки поршней. В корпусе цилиндра имеются два отверстия: одно для подвода жидкости, в другое ввернут клапан для выпуска воздуха. |