ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

8. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

8.4. Рабочая тормозная система

     На изучаемых автомобилях она состоит из четырех тормозных механизмов колес и гидравлического привода.
     Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ВАЗ-2105 дисковый открытый, обеспечивающий его хорошее охлаждение. Он состоит из тормозного диска 1 (рис. 69), укрепленного на ступице 15 колеса, и суппорта 13. В гнездах суппорта устанавли­ваются два противолежащих тормозных цилиндра 4, удерживаемых в определенном положении специальными фиксаторами.

Рис.69. Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ВАЗ-2105

Рис.69. Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ВАЗ-2105: А — положение уплотнительного кольца при торможении; Б — положение уплотнительного кольца при растормаживании; 1 — тормозной диск; 2 — тормозная колодка; 3 — фрикционная накладка; 4 — тормозные цилиндры; 5 — колпачок клапана; 6 — штуцер подвода тормозной жидкости; 7 — уплотнительное кольцо поршня; 8 — пыльник (грязезащитный чехол); 9 — поршень; 10 — палец; 11 — шплинт; 12 — плоская пружина; 13 — суппорт; 14 — защитный кожух; 15 — ступица колеса; 16 — кронштейн суппорта; 17 — клапан выпуска воздуха

     В каждом цилиндре помещается поршень 9, уплотняемый упругим резиновым кольцом 7, установленным в кольцевую выточку цилиндра. Для защиты от попадания грязи внутренняя полость цилиндра закрыта пыльником 8. Поршни тормозных цилиндров непосредственно упираются в тормозные колодки 2, имеющие фрикционные накладки 3. В корпусе внешнего цилиндра установлен клапан 17 для удаления воздуха из тормозного привода. В два овальных отверстия на ушках колодок вставлены пальцы 10, каждый из которых установлен в отверстия приливов внутреннего и внешнего тормозных цилиндров. Пальцы ограничивают радиальное перемещение тормозных колодок. Для устранения вибрации во время движения автомобиля под головки пальцев введены распорные пружины, а на тормозные колодки накинуты фигурные пружины 12, прижимающие тормозные колодки к пальцам. Кроме того, пружины 12 фиксируют тормозные колодки и тем помогают устранить ненужное трение их в неработающем положении о диск тормоза. От смещения в сторону внутреннего цилиндра пальцы зафиксированы шплинтом 11.
     При торможении под давлением тормозной жидкости, создаваемым в главном тормозном цилиндре, поршни 9, преодолевая упругую деформацию резиновых колец 7 (положение А), выдвигаются из цилиндров и прижимают тормозные колодки 2 к тормозному диску 1.
     При растормаживании, когда давление жидкости в гидроприводе уменьшается, поршни отводятся в исходное положение силой упругой деформации колец 7 (положение Б) на 0,1 мм. Таким образом, зазор между накладкой тормозной колодки и диском поддерживается автоматически по мере износа фрикционных накладок.
     На автомобиле ВАЗ-2108 тормозной механизм передних колес в отличие от вышеописанных имеет подвижный суппорт 1 (рис. 70), что позволяет производить сжатие тормозных колодок 9 с накладками с помощью одного поршня, расположенного в тормозном цилиндре 5. Тормозные колодки установлены в направляющей 10, закрепленной на поворотном кулаке колеса. Суппорт прикреплен к фланцу колесного цилиндра 5 и имеет паз Б для сжатия тормозных колодок и смотровое окно А, через которое определяют износ фрикционных накладок.
     Чтобы обеспечить «плавание» суппорта и колесного цилиндра относительно направляющей 10, они соединены с ней не жестко, а при помощи направляющих пальцев 13, которые крепятся болтами 6 к фланцу колесного цилиндра. На кольцевые проточки пальца 13 и направляющей 10 надет защитный чехол 12, предохраняющий стержни пальцев от воздействия окружающей среды.
     Тормозной диск 8 с внутренней стороны закрывается защитным кожухом 11. Нормальная толщина диска 12 мм, предельно допустимая 10,8 мм. В полости цилиндра 5 установлен полый поршень, который уплотняется резиновым кольцом, работающим аналогично кольцу подобного узла автомобиля ВАЗ-2105. Полость цилиндра имеет отверстия для штуцера гибкого шланга 4 и для клапана выпуска воздуха 2.

Рис.70. Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ВАЗ-2108:

Рис.70. Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ВАЗ-2108: 1 — суппорт; 2 — клапан выпуска воздуха; 3 — защитный колпачок; 4 — гибкий шланг; 5 — тормозной цилиндр; 6 — болт; 7 — стопорная шайба; 8 — тормозной диск; 9 — тормозные колодки с накладками; 10 —направляющая колодка; 11 — кожух тормозного диска; 12 — защитный чехол направляющего пальца; 13 — направляющий палец; А — смотровое отверстие; Б — паз для тормозных колодок

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ