ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Учебное пособие
8. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
8.3. Тормозной привод
Тормозной привод - совокупность устройств, обеспечивающих передачу усилия от органов управления к тормозным
механизмам и управление ими в процессе торможения.
Тормозной привод может быть гидравлическим, пневматическим и механическим. Для облегчения управления тормозами могут использоваться усилители,
а также устанавливаться регуляторы тормозных сил и другие устройства, повышающие эффективность торможения автомобиля. Общая классификация тормозного привода приведена на
рис. 67.
Рис.67. Классификация тормозного привода
На всех автомобилях применяют независимо действующие тормозные системы: одна управляется педалью (ножной тормоз),
а другая - рычагом (стояночный тормоз). Ножная педаль автомобиля действует на тормозные механизмы, расположенные на всех колесах, а рычаг - дополнительно на тормоза задних
колес или на центральный трансмиссионный тормоз. Ножной тормоз используется как основной для торможения при движении, а стояночный - для затормаживания на стоянке.
Приводы от педали тормоза к тормозным механизмам бывают двух типов: гидравлический и пневматический. Механический привод применяют только для
стояночных тормозов. Гидравлический привод отличается простотой конструкции и высокой надежностью. Однако для остановки автомобиля с гидравлическим приводом тормозов
водитель должен приложить большое усилие. Поэтому гидравлический привод применяют на легковых автомобилях или на грузовых автомобилях и автобусах, полная масса которых не
превышает 5÷6 т. На грузовых автомобилях и автобусах с полной массой более 8 т устанавливают пневматический привод тормозов, который сложнее и дороже гидравлического,
но лишен указанного недостатка. На некоторых моделях автомобилей применяют разновидность пневматического привода - пневмогидравлический привод.
Механический привод используется для стояночной тормозной системы и представляет собой сочетание тяг, рычагов и тросов, соединяющих рукоятку с
тормозными механизмами задних колес.
Гидравлический привод, в котором усилие передается жидкостью, состоит из следующих деталей: педали с осью и толкателем 1 (рис. 68); главного
тормозного цилиндра 3, создающего давление жидкости в системе привода и имеющего резервуар 13, заполненный жидкостью; колесных тормозных цилиндров 6, передающих давление
тормозной жидкости на тормозные колодки 8; соединительных трубопроводов и шлангов.
В системе может иметься вакуумный усилитель и регулятор давления в приводе задних колес. Для работы системы используется специальная тормозная
жидкость.
При нажатии на тормозную педаль толкатель 1 (рис. 68, а) перемещает поршень 2 главного тормозного цилиндра, вследствие чего в цилиндре
повышается давление, открывается выпускной клапан 5 и жидкость поступает к рабочим тормозным цилиндрам 6 колес. Под давлением жидкости поршни 7 в рабочем тормозном цилиндре
колеса расходятся и прижимают тормозные колодки 8 к тормозному барабану 9, вызывая его торможение. После прекращения нажатия на педаль она под действием пружины отходит в
исходное положение вместе с толкателем 1 (рис. 68, 6), возвратная пружина 12 перемещает поршень влево, давление в системе падает и стяжные пружины 10, воздействуя через
колодки 8 на поршни 7 колесных цилиндров, вызывают движение жидкости в обратном направлении. Выпускной клапан закрывается, а под давлением жидкости открывается обратный
клапан 11, и жидкость возвращается в цилиндр. Однако обратный клапан закрывается тогда, когда в системе остается избыточное давление, что обеспечивает готовность системы к
повторному торможению и препятствует проникновению в нее воздуха.
Рис.68. Схема действия тормозной системы с гидравлическим приводом: а — положение при нажатой тормозной педали; б — положение при
отпущенной педали; 1 — толкатель; 2 — поршень; 3 — главный тормозной цилиндр; 4 — манжета поршня; 5 — выпускной клапан; 6 — колесный тормозной цилиндр; 7 — поршень
колесного цилиндра; 8 — тормозная колодка; 9 — тормозной барабан колеса; 10 — стяжная пружина колодок; 11 — обратный клапан; 12 — возвратная пружина; 13 — резервуар
На современных легковых автомобилях гидравлический привод рабочей тормозной системы раздельный, т. е.
действующий от общей педали отдельно на тормозные механизмы передних и задних колес или в сочетании переднего левого с задним правым и переднего правого с задним левым
колесом. Это достигается применением главного тормозного цилиндра с двумя поршнями и наличием сдвоенного резервуара для жидкости. В случае выхода из строя одной из ветвей
такого гидропривода система обеспечивает торможение автомобиля другой ветвью, хотя и с меньшей эффективностью.
|