ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

8. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

8.3. Тормозной привод

     Тормозной привод - совокупность устройств, обеспечивающих передачу усилия от органов управления к тормозным механизмам и управление ими в процессе торможения.
     Тормозной привод может быть гидравлическим, пневматическим и механическим. Для облегчения управления тормозами могут использоваться усилители, а также устанавливаться регуляторы тор­мозных сил и другие устройства, повышающие эффективность торможения автомобиля. Общая классификация тормозного привода приведена на рис. 67.

Рис.67. Классификация тормозного привода

Рис.67. Классификация тормозного привода

     На всех автомобилях применяют независимо действующие тормозные системы: одна управляется педалью (ножной тормоз), а другая - рычагом (стояночный тормоз). Ножная педаль автомобиля действует на тормозные механизмы, расположенные на всех колесах, а рычаг - дополнительно на тормоза задних колес или на центральный трансмиссионный тормоз. Ножной тормоз используется как основной для торможения при движении, а стояночный - для затормаживания на стоянке.
     Приводы от педали тормоза к тормозным механизмам бывают двух типов: гидравлический и пневматический. Механический привод применяют только для стояночных тормозов. Гидравлический привод отличается простотой конструкции и высокой надежностью. Однако для остановки автомобиля с гидравлическим приводом тормозов водитель должен приложить большое усилие. Поэтому гидравлический привод применяют на легковых автомобилях или на грузовых автомобилях и автобусах, полная масса которых не превышает 5÷6 т. На грузовых автомобилях и автобусах с полной массой более 8 т устанавливают пневматический привод тормозов, который сложнее и дороже гидравлического, но лишен указанного недостатка. На некоторых моделях автомобилей применяют разновидность пневматического привода - пневмогидравлический привод.
     Механический привод используется для стояночной тормозной системы и представляет собой сочетание тяг, рычагов и тросов, соединяющих рукоятку с тормозными механизмами задних колес.
     Гидравлический привод, в котором усилие передается жидкостью, состоит из следующих деталей: педали с осью и толкателем 1 (рис. 68); главного тормозного цилиндра 3, создающего давление жидкости в системе привода и имеющего резервуар 13, заполненный жидкостью; колесных тормозных цилиндров 6, передающих давление тормозной жидкости на тормозные колодки 8; соединительных трубопроводов и шлангов.
     В системе может иметься вакуумный усилитель и регулятор давления в приводе задних колес. Для работы системы используется специальная тормозная жидкость.
     При нажатии на тормозную педаль толкатель 1 (рис. 68, а) перемещает поршень 2 главного тормозного цилиндра, вследствие чего в цилиндре повышается давление, открывается выпускной клапан 5 и жидкость поступает к рабочим тормозным цилиндрам 6 колес. Под давлением жидкости поршни 7 в рабочем тормозном цилиндре колеса расходятся и прижимают тормозные колодки 8 к тормозному барабану 9, вызывая его торможение. После прекращения нажатия на педаль она под действием пружины отходит в исходное положение вместе с толкателем 1 (рис. 68, 6), возвратная пружина 12 перемещает поршень влево, давление в системе падает и стяжные пружины 10, воздействуя через колодки 8 на поршни 7 колесных цилиндров, вызывают движение жидкости в обратном направлении. Выпускной клапан закрывается, а под давлением жидкости открывается обратный клапан 11, и жидкость возвращается в цилиндр. Однако обратный клапан закрывается тогда, когда в системе остается избыточное давление, что обеспечивает готовность системы к повторному торможению и препятствует проникновению в нее воздуха.

Рис.68. Схема действия тормозной системы с гидравлическим приводом

Рис.68. Схема действия тормозной системы с гидравлическим приводом: а — положение при нажатой тормозной педали; б — положение при отпущенной педали; 1 — толкатель; 2 — поршень; 3 — главный тормозной цилиндр; 4 — манжета поршня; 5 — выпускной клапан; 6 — колесный тормозной цилиндр; 7 — поршень колесного цилиндра; 8 — тормозная колодка; 9 — тормозной барабан колеса; 10 — стяжная пружина колодок; 11 — обратный клапан; 12 — возвратная пружина; 13 — резервуар

     На современных легковых автомобилях гидравлический привод рабочей тормозной системы раздельный, т. е. действующий от общей педали отдельно на тормозные механизмы передних и задних колес или в сочетании переднего левого с задним правым и переднего правого с задним левым колесом. Это достигается применением главного тормозного цилиндра с двумя поршнями и наличием сдвоенного резервуара для жидкости. В случае выхода из строя одной из ветвей такого гидропривода система обеспечивает торможение автомобиля другой ветвью, хотя и с меньшей эффективностью.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ