ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

8. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

8.2. Тормозные механизмы

     Тормозные механизмы осуществляют непосредственное торможение вращающихся колес автомобиля или одного из валов трансмиссии.
     Наибольшее распространение получили фрикционные тормозные механизмы, в которых торможение происходит за счет трения вращающихся и неподвижных деталей.
     В зависимости от конструкции вращающихся рабочих деталей тормозных механизмов различают барабанные и дисковые тормоза. В первых - силы трения создаются с помощью прижимающихся неподвижных колодок на внутренней поверхности вращающегося цилиндра, во вторых - на боковых поверхностях вращающегося диска.
     Общая классификация тормозных механизмов приведена на рис. 64.

     Барабанный тормозной механизм с раздвигающимися колодками используют как в рабочих, так и стояночных тормозных системах.
     Тормозной механизм рабочей тормозной системы, расположенный в колесе, представляет собой пару тормозных колодок 1 (рис. 65, а), смонтированных внутри тормозного барабана 3, вращающегося вместе со ступицей колеса. Колодки установлены на неподвижном тормозном диске, опираются на один общий 6 или два отдельных (рис. 65, б) пальца и стянуты пружиной 5 (рис. 65, а). К поверхности колодок, обращенной к тормозному барабану, прикреплены фрикционные накладки 2. При торможении колодки раздвигаются кулаками или поршнями гидроцилиндра до соприкосновения с тормозным барабаном. Трение колодок о барабан вызывает торможение колес. После прекращения воздействия на тормозную педаль колодки пружиной 5 возвращаются в исходное положение.

Рис.65. Схема расположения колодок барабанного тормозного механизма

Рис.65. Схема расположения колодок барабанного тормозного механизма: а — на общей опоре; б и в — на отдельных опорах с раздвигающими усилиями соответственно от кулака и поршней гидроцилиндра; г — с размещением опор на противоположных сторонах тормозного диска; д — плавающих; е — с опорой на подвижный упор; 1 — колодка; 2 — фрикционная накладка колодки; 3 — тормозной барабан; 4 — разжимной кулак; 5 — стяжная пружина; 6 — пальцы колодок

     Различия в устройстве и работе во многом зависят от расположения опор колодок и характера приводных сил. На рис. 65, в приведена схема тормозного механизма, в котором колодки раздвигаются равными приводными силами Р1 и Р2, так как поршни гидроцилиндра имеют одинаковые диаметры. Ry1 и Ry2 — реакции барабана на колодки; возникающие силы трения между колодками и барабаном соответственно Rx1 и Rx2. Момент силы Rx1 относительно опоры колодки действует в ту же сторону, что и момент силы Р1, и увеличивает прижатие колодки. Такая колодка называется первичной. Момент силы Rx2 направлен в обратную сторону по отношению силы Р2 и, следовательно, ослабляет прижатие колодки к барабану, такая колодка называется вторичной. При такой конструкции первичная колодка будет постоянно находиться под действием большей силы трения и быстрее износится, чем вторичная. Поэтому в этом случае для равномерного изнашивания фрикционную накладку на первичной колодке делают больших размеров, чем на вторичной.
     При размещении опор колодок на противоположных сторонах тормозного диска (рис. 65, г) на обе колодки действуют одинаковые силы Р1= Р2. Моменты сил трения Rx1 и Rx2 будут направлены в ту же сторону, что и моменты сил Р и, следовательно, обе колодки работают как первичные. Этот тормозной механизм не создает дополнительных нагрузок на подшипники колес, так как силы, действующие на тормозной барабан, равны по величине и уравновешены в одинаковой степени. При прочих равных условиях он создает больший тормозной момент по сравнению с моментом тормозных механизмов, выполненных по первым схемам. В процессе торможения при движении автомобиля задним ходом обе колодки работают как вторичные, и тормозной момент заметно уменьшается.
     На рис. 65, д приведена схема «плавающих» колодок, нижние концы которых пружиной прижимаются к трапециевидному упору, закрепленному на тормозном диске. Концы колодок могут перемещаться по боковым граням упора. В этом случае силы трения затягивают колодки в направлении вращения барабана, давая им возможность самоустанавливаться по внутренней поверхности барабана.
     Тормозной механизм с серводействием представлен на схеме 65, е. При действии разжимающего устройства на верхние концы колодок левая колодка, имеющая более слабые пружины, первой прижимается к барабану и через нижний подвижный упор передает усилие на правую колодку, прижимая ее к барабану, обе колодки действуют как первичные.
     Дисковые тормозные механизмы. На передних колесах большинства современных легковых автомобилей установлены дисковые тормозные механизмы. По сравнению с барабанными они обладают более высокой эффективностью. Поскольку на передние колеса автомобиля при торможении приходится более значительная часть тормозных сил, оснащение передних колес дисковыми тормозными механизмами улучшает эксплуатационные свойства автомобиля.
     В дисковом тормозном механизме связанный со ступицей колеса вращающийся диск с двух сторон охвачен скобой, внутри которой имеются гидроцилиндры, поршни которых прижимают к диску тормозные колодки, в результате чего происходит торможение. Скоба может быть неподвижной (рис. 66, а) или иметь возможность совершать перемещения (рис. 66, б) перпендикулярно плоскости тормозного диска.

Рис.66. Дисковые тормозные механизмы

Рис.66. Дисковые тормозные механизмы: а и б — схемы дисковых тормозных механизмов с неподвижной и подвижной скобой; 1 — диск; 2 и 5 — половинки скобы; 3 — гидроцилиндры; 4 — каналы; 6 — тормозные колодки

     При неподвижной скобе под действием поршней колодки одновременно с двух сторон прижимаются к диску, в этом случае получается более жесткая, но чувствительная к перегреву конструкция. При подвижной плавающей скобе один из поршней (на рисунке левый поршень), прижимаясь к вращающему диску, заставляет перемещаться скобу, тем самым прижимая к диску вторую неподвижную колодку, в этом случае получается более равномерное торможение.
     По первому способу устроены тормозные механизмы передних колес автомобилей ВАЗ-2103, -2105, -2106, -21013, «Москвич-2140» и ГАЗ-3102 «Волга», по второму — тормозные механизмы передних колес автомобилей ВАЗ-2108 и АЗЛК-2141.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ