|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Учебное пособие 7. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ (продолжение) Рулевые усилители. Если на управляемые колеса приходится большая нагрузка (грузовые автомобили большой и
средней грузоподъемности и автобусы), то управление затрудняется необходимостью приложения к рулевому колесу значительного усилия, достигающего 400 Н. В тех случаях, когда
работа водителя не может быть облегчена увеличением передаточного числа рулевого механизма, конструкция предусматривает применение усилителей. Они повышают безопасность
движения, так как позволяют сохранять управляемость автомобилем даже в случае разрыва шины на одном из передних колес, уменьшают усилия, затрачиваемые водителем при
повороте управляемых колес, и смягчают толчки, передающиеся на рулевое колесо при движении автомобиля по неровной дороге. Рис.60. Элементы рулевого управления автомобиля ЗИЛ-431410: 11 — нижняя крышка; 12, 16, 24, 35, 39 и 51 — уплотнительные кольца; 13 — заглушка; 14 — картер рулевого механизма; 15 — поршень-рейка; 17 — винт рулевого механизма; 18 — шариковая гайка; 19 — желоб; 20 — шарик; 21 — разрезное кольцо; 22 — промежуточная крышка; 23 — упорный шарикоподшипник; 25 — шариковый клапан; 26 — золотник; 27 — корпус клапана; 28 — пружинная шайба; 29 — регулировочная гайка; 30 — верхняя крышка; 31 и 44 — манжеты; 32 и 45 — упорные кольца манжеты; 33 — уплотнительная манжета; 34 — боковая крышка; 36 — упорная шайба; 37 — регулировочная шайба; 38 — стопорное кольцо; 40 — регулировочный винт; 41 — вал сошки; 42 — пробка сливного отверстия с магнитом; 43 — втулка вала сошки; 46 — стопорное кольцо; 47 — гайка вала сошки; 48 — сошка; 49 — пружина; 50 — плунжер; 52 — установочный винт Если возникающая при вращении винта осевая сила больше силы предварительного сжатия пружин 49, то винт и золотник 26 смещаются вправо или влево в зависимости от направления вращения винта, сообщая одну из полостей картера рулевого механизма с магистралью высокого давления, а другую — со сливным каналом (рис. 61). Масло под давлением, воздействуя на тот или другой торец поршня-рейки, создает дополнительное усилие, способствующее повороту вправо или влево управляемых колес. Рис.61. Схемы работы рулевого гидроусилителя автомобиля ЗИЛ-431410: а — нейтральное положение; б — перемещение золотника вправо; в — перемещение золотника влево; 1 и 7 — перепускные клапаны; 2 — сапун; 3 и 4 — сетчатые фильтры; 5 — коллектор; 6 — насос; 8 — предохранительный клапан; 9 и 10 — демпфирующие отверстия; 11 — калиброванное отверстие; 12 — шариковый клапан; 13 — реактивный плунжер; 14 — золотник; 15 — винт рулевого механизма; 16 — вал сошки; 17 — картер рулевого механизма Положение деталей гидроусилителя на рис. 61,а соответствует прямолинейному движению автомобиля, когда масло
свободно перекачивается насосом 6 в бачок, поскольку нагнетательный и сливной каналы соединены между собой (нейтральное положение золотника). |