ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Учебное пособие
7. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ (продолжение)
На автомобиле МАЗ-5335 и его модификациях устанавливают гидроусилитель (рис. 62), выполненный отдельно от рулевого механизма.
Гидроусилитель состоит из распределителя, расположенного в корпусе 14, корпуса 11 шаровых шарниров и силового цилиндра 9. В гидросистему усилителя входит также
шестеренчатый насос, установленный на двигателе автомобиля, бачок для масла, соединительные шланги и трубопроводы 2 и 13.
В корпусе 14 распределителя имеется золотник 1. На внутренней поверхности золотника сделаны три кольцевые канавки. Крайние из них сообщаются
между собой каналом и имеют связь с нагнетательной магистралью насоса, а средняя — через сливную магистраль с бачком насоса. На внешней поверхности золотника имеются две
кольцевые канавки, сообщающиеся каналами одна с левой, а другая с правой реактивными камерами, представляющими собой замкнутую полость. Корпус 14 распределителя прикреплен
к фланцу корпуса 11 шарниров.
В корпусе шарниров размещены два шаровых пальца 12 и 5. Палец 12 соединен с рулевой сошкой, а палец 5 — с продольной рулевой тягой. Оба пальца
зажаты между сферическими сухарями 6 пробкой 3 и регулировочной гайкой 8 посредством пружин. Палец 12 рулевой сошки помещен в стакане 4, который может перемещаться в
корпусе 11 в осевом направлении в пределах 4 мм. Вместе со стаканом 4 перемещается и золотник 1, так как он жестко связан с ним болтом и гайкой.
Рис.62. Гидроусилитель рулевого привода автомобиля МАЗ-5335
Корпус 7 силового цилиндра 9 соединен с другим концом корпуса 11 шарниров при помощи резьбового соединения.
Внутри силового цилиндра перемещается поршень 10 со штоком, который шарнирно соединен с рамой автомобиля. Полости цилиндра, разделенные поршнем, соединены трубопроводами с
каналами корпуса распределителя и полостью золотника. При работающем двигателе автомобиля насос непрерывно подает масло по нагнетательной магистрали в распределитель
гидроусилителя. При прямолинейном движении автомобиля циркуляция масла осуществляется от насоса к распределителю гидроусилителя и далее по сливной магистрали возвращается в
бачок насоса.
При повороте рулевого колеса влево или вправо рулевая сошка через шаровой палец 12 перемещает золотник 1 в сторону от нейтрального положения.
При этом нагнетательная и сливная полости в корпусе золотника 1 разобщаются средним буртиком золотника, и масло начинает поступать в соответствующую полость силового
цилиндра 9, перемещая его относительно поршня 10, закрепленного на штоке. Движение цилиндра передается управляемым колесам через шаровой палец 5 и связанную с ним
продольную рулевую тягу. Если прекратить вращение рулевого колеса, золотник 1 останавливается, но корпус 14 распределителя будет перемещаться до тех пор, пока золотник не
установится в нейтральное положение. При этом начинается слив масла в бачок, и поворот колес прекращается.
Гидроусилитель обладает высокой чувствительностью. Для поворота колес необходимо перемещение золотника на 0,4÷0,6 мм. Усилие на рулевом
колесе в начале поворота колес не превышает 50 Н, а наибольшее усилие — 200 Н, которое зависит от сопротивления дорожного покрытия.
Травмобезопасные рулевые колонки. У автомобилей ГАЗ-24-10 и ГАЗ-3102 рулевая колонка (рис. 63) включает энергопоглощающую муфту, цель
которой смягчить воздействие на водителя рулевого колеса при столкновении автомобиля с препятствием. Энергопоглощающая муфта установлена между верхним 8 и нижним 9 валами
рулевой колонки. Она включает в себя резиновую шайбу 6, втулки 3, шпильки 4, два фланца 1 со скосами и две предохранительные пластины 2, соединенные между собой четырьмя
шпильками 4 и гайками 7, зафиксированные усилительными пластинами 5.
Обладая упругими свойствами, предохранительные пластины и резиновая шайба поглощают значительную часть ударной нагрузки.
Рис.63. Энергопоглощаемая муфта рулевой колонки автомобилей ГАЗ-24-10 и ГАЗ-3102 «Волга»: 1 — фланцы; 2 — предохранительные пластины;
3 — втулки; 4 — шпильки; 5 — усилительные пластины; 6 — резиновая шайба; 7 — гайка; 8 и 9 — верхний и нижний валы; 10 — корпус рулевого механизма; 11 — сошка
|