ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

7. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ (продолжение)

     На автомобиле МАЗ-5335 и его модификациях устанавливают гидроусилитель (рис. 62), выполненный отдельно от рулевого механизма. Гидроусилитель состоит из распределителя, расположенного в корпусе 14, корпуса 11 шаровых шарниров и силового цилиндра 9. В гидросистему усилителя входит также шестеренчатый насос, установленный на двигателе автомобиля, бачок для масла, соединительные шланги и трубопроводы 2 и 13.
     В корпусе 14 распределителя имеется золотник 1. На внутренней поверхности золотника сделаны три кольцевые канавки. Крайние из них сообщаются между собой каналом и имеют связь с нагнетательной магистралью насоса, а средняя — через сливную магистраль с бачком насоса. На внешней поверхности золотника имеются две кольцевые канавки, сообщающиеся каналами одна с левой, а другая с правой реактивными камерами, представляющими собой замкнутую полость. Корпус 14 распределителя прикреплен к фланцу корпуса 11 шарниров.
     В корпусе шарниров размещены два шаровых пальца 12 и 5. Палец 12 соединен с рулевой сошкой, а палец 5 — с продольной рулевой тягой. Оба пальца зажаты между сферическими сухарями 6 пробкой 3 и регулировочной гайкой 8 посред­ством пружин. Палец 12 рулевой сошки помещен в стакане 4, который может перемещаться в корпусе 11 в осевом направлении в пределах 4 мм. Вместе со стаканом 4 перемещается и золотник 1, так как он жестко связан с ним болтом и гайкой.

Рис.62. Гидроусилитель рулевого привода автомобиля МАЗ-5335

Рис.62. Гидроусилитель рулевого привода автомобиля МАЗ-5335

     Корпус 7 силового цилиндра 9 соединен с другим концом корпуса 11 шарниров при помощи резьбового соединения. Внутри силового цилиндра перемещается поршень 10 со штоком, который шарнирно соединен с рамой автомобиля. Полости цилиндра, разделенные поршнем, соединены трубопроводами с каналами корпуса распределителя и полостью золотника. При работающем двигателе автомобиля насос непрерывно подает масло по нагнетательной магистрали в распределитель гидроусилителя. При прямолинейном движении автомобиля циркуляция масла осуществляется от насоса к распределителю гидроусилителя и далее по сливной магистрали возвращается в бачок насоса.
     При повороте рулевого колеса влево или вправо рулевая сошка через шаровой палец 12 перемещает золотник 1 в сторону от нейтрального положения. При этом нагнетательная и сливная полости в корпусе золотника 1 разобщаются средним буртиком золотника, и масло начинает поступать в соответствующую полость силового цилиндра 9, перемещая его относительно поршня 10, закрепленного на штоке. Движение цилиндра передается управляемым колесам через шаровой па­лец 5 и связанную с ним продольную рулевую тягу. Если прекратить вращение рулевого колеса, золотник 1 останавливается, но корпус 14 распределителя будет перемещаться до тех пор, пока золотник не установится в нейтральное положение. При этом начинается слив масла в бачок, и поворот колес прекращается.
     Гидроусилитель обладает высокой чувствительностью. Для поворота колес необходимо перемещение золотника на 0,4÷0,6 мм. Усилие на рулевом колесе в начале поворота колес не превышает 50 Н, а наибольшее усилие — 200 Н, которое зависит от сопротивления дорожного покрытия.
     Травмобезопасные рулевые колонки. У автомобилей ГАЗ-24-10 и ГАЗ-3102 рулевая колонка (рис. 63) включает энергопоглощающую муфту, цель которой смягчить воздействие на водителя рулевого колеса при столкновении автомобиля с препятствием. Энергопоглощающая муфта установлена между верхним 8 и нижним 9 валами рулевой колонки. Она включает в себя резиновую шайбу 6, втулки 3, шпильки 4, два фланца 1 со скосами и две предохранительные пластины 2, соединенные между собой четырьмя шпильками 4 и гайками 7, зафиксированные усилительными пластинами 5.
     Обладая упругими свойствами, предохранительные пластины и резиновая шайба поглощают значительную часть ударной нагрузки.

Рис.63. Энергопоглощаемая муфта рулевой колон­ки автомобилей ГАЗ-24-10 и ГАЗ-3102 «Волга»:

Рис.63. Энергопоглощаемая муфта рулевой колон­ки автомобилей ГАЗ-24-10 и ГАЗ-3102 «Волга»: 1 — фланцы; 2 — предохранительные пластины; 3 — втулки; 4 — шпильки; 5 — усилительные пластины; 6 — резиновая шайба; 7 — гайка; 8 и 9 — верхний и нижний валы; 10 — корпус рулевого механизма; 11 — сошка

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ