ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

7. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ (продолжение)

     Рулевое управление автомобиля ВАЗ-2108 имеет рулевой механизм, состоящий из рулевого колеса, вала руля 6 (рис. 59), демпфирующего элемента, эластичной муфты 7 и редуктора. Редуктор рулевого механизма типа шестерня-рейка имеет картер 1, внутри которого на двух подшипниках установлена ведущая шестерня 2. К этой шестерне беззазорно поджата зубчатая рейка. 3. Поджим осуществляется через металлокерамический упор 4 пружиной 21, размещенной между упором и гайкой упора 5. Подпружиненный упор обеспечивает надежное прилегание рейки к шестерне на всей величине ее хода. Второй конец рейки 3 опирается на разрезную пластмассовую втулку, установленную в трубу, напрессованную на картер редуктора с правой стороны, левая сторона редуктора закрыта защитным колпачком 9. Труба имеет продольный паз, через который рулевые тяги 15, 20 болтами соединены с зубчатой рейкой. Между собой болты соединены пластиной 19. Внутренняя полость картера редуктора защищена от загрязнения гофрированным чехлом 16, закрепленным на трубе и редукторе двумя пластмассовыми хомутами.

Рис.59. Рулевое управление автомобиля ВАЗ-2108

Рис.59. Рулевое управление автомобиля ВАЗ-2108: 1 — картер редуктора; 2 — шестерня; 3 — рейка; 4 —- упор рейки; 5 — гайка упора; 6 — вал руля; 7 — эластичная муфта; 8 — болт муфты; 9 — защитный колпачок; 10 — скоба; 11 — наконечник рулевой тяги; 12 — поворотный рычаг; 13 — соединительная втулка; 14 — гайка; 15 — левая рулевая тяга; 16 — чехол рейки; 17 — резинометаллический шарнир; 18— стопорная пластина; 19 — соединительная пластина; 20 — правая рулевая тяга; 21 — пружина

     Редуктор рулевого механизма закреплен болтами на панели передка кузова с помощью двух скоб 10. Вал 6 руля соединен с ведущей шестерней 2 редуктора с помощью эластичной муфты 7, нижняя крышка которой закреплена на шестерне болтом 8. Верхняя часть вала опирается на шариковый радиальный подшипник, установленный в трубу кронштейна, закрепленного на панели кузова. На верхнем конце вала 6 на шлицах через демпфирующий элемент установлено рулевое колесо, что делает рулевое управление травмобезопасным.
     Рулевой привод состоит из двух тяг 15, 20, двух поворотных рычагов 12 телескопических стоек передней подвески, двух резинометаллических шарниров 77 и двух шаровых шарниров, нахо­дящихся в наконечниках 11 тяг. Тяги сделаны составными и соединены втулками 13, что позволяет изменять их длину при регулировке величины схождения колес.
     В наконечниках 11 тяг расположены шаровые шарниры, аналогичные по конструкции шарнирам автомобиля ВАЗ-2105. Во внутренние концы тяг запрессованы резинометаллические шарниры 17, через которые тяги прикреплены к зубчатой рейке. Поворотный рычаг 12 приварен к стойке передней подвески. В рычаг вмонтирована втулка с коническим отверстием для установки пальца шарового шарнира.
     При вращении рулевого колеса усилие через вал 6 и эластичную муфту 7 передается ведущей шестерне 2, которая передвигает рейку 3, поджатую снизу упором 4. Перемещаясь внутри картера поперек продольной оси автомобиля, рейка передвигает рулевые тяги 15 и 20, которые через шаровые шарниры поворачивают рычаги 12, закрепленные на стойках передних колес.
     Рулевой механизм и шарниры рулевых тяг в периодической смазке не нуждаются.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ