ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

7. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ (продолжение)

     Рулевое управление автомобиля ВАЗ-2105 травмобезопасное с промежуточным карданным валом и противоугонным устройством. В рулевой механизм этого автомобиля входят следующие узлы (рис. 57): рулевое колесо 15, нижний 10, средний 12, верхний 13 рулевые валы и редуктор 9.

Рис.57. Рулевое управление автомобиля ВАЗ-2105

Рис.57. Рулевое управление автомобиля ВАЗ-2105: 1 — боковая тяга; 2 — рулевая сошка; 3 — средняя поперечная тяга; 4 — маятниковый рычаг; 5 — регулировочная муфта; 6 — оси колес с поворотными цапфами; 7 — поворотные рычаги; 8 — ось маятникового рычага; 9 — редуктор; 10 — нижний рулевой вал; 11 — карданный шарнир; 12 — промежуточный рулевой вал; 13 — верхний рулевой вал; 14 — кронштейн; 15 — рулевое колесо; 16 — лонжерон кузова; 17 — шаровые шарниры; 18 — вкладыш; 19 — шаровой палец; 20— резиновый чехол; 21 — пружина; 22 — опорная шайба; А — пробка маслоналивного отверстия

     Верхний рулевой вал вращается в двух радиально-упорных шарикоподшипниках, наружные обоймы которых запрессованы в трубу кронштейна 14, привернутого к панели кузова. Верхний вал соединен с нижним через промежуточный вал 12, карданные шарниры 11 которого выполнены на игольчатых подшипниках и являются неразборными.
     Редуктор рулевого механизма 9 закреплен на лонжероне 16 кузова. Он представляет собой червячную пару, состоящую из глобоидального червяка 1 (рис. 58) и двухгребневого ролика 9, помещенную в картере 10. Червяк 1, напрессованный на вал 11, вращается в двух радиально-упорных шарикоподшипниках.

Рис.58. Редуктор рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2105

Рис.58. Редуктор рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2105: 1 — червяк; 2 — вал рулевой сошки; 3 — рулевая сошка; 4 — регулировочные прокладки; 5 — ось ролика; 6 — крышка картера; 7 — шайба регулировочного винта; 8 — регулировочные винты; 9 — ролик; 10 — картер; 11 — рулевой вал

     Зазоры в подшипниках регулируются подбором прокладок 4 толщиной 0,1 и 0,15 мм, которые устанавливаются между картером и поджимной крышкой.
     Ролик 9, находящийся в зацеплении с червяком, установлен на ось 5 и вращается в двухрядном шарикоподшипнике. Вал 2 сошки вращается в корпусе картера в двух бронзовых втулках. Положение вала по оси вращения фиксируется регулировочным винтом 8, головка которого со специально подбираемой шайбой 7 заведена в паз головки вала 2. Регулировочный винт ввернут в крышку 6 и застопорен контргайкой.
     Сошка 3 установлена на шлицы вала 2 в строго определенном положении благодаря сдвоенному шлицу на валу. Выходы валов 2 и 11 из картера уплотнены самоподжимными сальниками.
     Для смазки деталей редуктора в него заливается масло через отверстие в крышке 6, которое закрывается специальной пробкой А (см. рис.57).
     Рулевой привод автомобиля ВАЗ-2105 от принципиальной схемы, показанной на рис. 55, отличается тем, что рулевая трапеция его расположена не спереди оси передних колес, а сзади. Он включает сошку 2 (см. рис. 57), шарнирно соединенные с ней среднюю поперечную тягу 3 и левую боковую тягу 1, маятниковый рычаг 4 и шарнирно соединенную с ним правую боковую тягу, а также поворотные рычаги 7.
     Ось 8 маятникового рычага 4 вращается в двух втулках, вставленных в кронштейне оси, который крепится к правому лонжерону пола кузова.
     Боковые тяги 1 состоят из двух наконечников, соединенных разрезной регулировочной муфтой с двумя хомутами, стягиваемыми болтами. Хвостовики обоих наконечников имеют резьбу правого и левого направления, что позволяет, вращая регулировочную муфту, изменять длину боковой тяги и тем регулировать величину схождения колес.
     Для крепления тяг к рычагам и сошке применено шесть однотипных шаровых шарниров 17, состоящих из пальца 19 с шаровой головкой, вкладыша 18 с пружиной 21 и опорной шайбой 22 пружины. Палец своей шаровой головкой вместе с вкладышем вставлен в конусную расточку головки наконечника тяги, а вкладыш поджат пружиной, что автоматически устраняет зазор, возникающий по мере износа пальца и вкладыша. От попадания влаги и грязи шарнир защищен резиновым чехлом 20. Этот узел при исправном состоянии чехлов в процессе эксплуатации смазки не требует.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ