ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

7. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ (продолжение)

     Рулевой механизм служит для увеличения и передачи на рулевой привод усилия, прикладываемого водителем к рулевому колесу. Он состоит из рулевого колеса 1, рулевого вала 2 и редуктора 3 (рис. 55).

Рис.55. Схема рулевого управления при независимой подвеске передних колес

Рис.55. Схема рулевого управления при независимой подвеске передних колес: 1 — рулевое колесо; 2 — рулевой вал; 3 — редуктор; 4 — сошка; 5 — рулевая колонка; 6 — ось колеса; 7 — рычаг; 8 — шарнир; 9 — боковая тяга; 10 — поперечная тяга; 11 — маятниковый рычаг; 12 — поворотная цапфа

     Наличие в рулевых механизмах большого передаточного числа (от 15 до 30) облегчает управление автомобилем. Передаточное число определяется отношением угла поворота рулевого колеса к углу поворота управляемых колес автомобиля.
     Рулевые механизмы подразделяются на червячные, винтовые, комбинированные и реечные (шестеренные). Червячные механизмы бывают с передачей червяк - ролик, червяк - сектор и червяк - кривошип. Ролик может быть двух- или трехгребневой, сектор - двух- и многозубый, кривошип - с одним или двумя шипами. В винтовых механизмах передача усилий производится посредством винта и гайки.
     В комбинированных механизмах передача усилий осуществляется через следующие узлы: винт, гайка - рейка и сектор; винт, гайка и кривошип; гайка и рычаг. Реечные механизмы выполнены из шестерни и зубчатой рейки.
Наиболее широко распространена передача глобоидальный червяк – ролик на подшипниках качения. В такой паре значительно уменьшены трение и износ и обеспечено соблюдение необходимых зазоров в зацеплении. Рулевые механизмы такого типа применяют на большинстве автомобилей семейства ГАЗ, ВАЗ, «Москвич» и др. Классификация рулевых механизмов приведена на рис. 56.

Рис.56. Классификация рулевых механизмов

Рис.56. Классификация рулевых механизмов

     Рулевой привод. Для передачи усилия от рулевого механизма к управляемым колесам и для правильного взаимного расположения колес при повороте служит рулевой привод. Рулевые привода бывают с цельной трапецией (при зависимой подвеске колес) и с расчлененной трапецией ( при независимой подвеске). Кроме того, рулевая трапеция может быть задней или передней, т. е. с поперечной тягой, расположенной сзади передней балки или перед ней.
     Рулевой привод при независимой подвеске передних колес включает (см. рис. 55) сошку 4, маятниковый рычаг 11, два рычага 7, поперечную тягу 10, две боковые тяги 9 и четыре шарнира 8. Каждое управляемое колесо установлено на оси 6 поворотной цапфы 12. Поворот управляемых колес осуществляется при вращении водителем рулевого колеса 1. От него вращение передается через вал 2 на редуктор 3 и далее через сошку 4 на рулевой привод. Редуктор преобразует вращение рулевого колеса во вращение вала сошки и замедляет его, что приводит к уменьшению усилия, прикладываемого к рулевому колесу.
     Сошка 4 через поперечную тягу 10 передает усилие боковым тягам 9, откуда это усилие через рычаги 7 поступает на поворотные цапфы 12, поворачивая их относительно стоек. Балка перед­ней подвески, поперечная тяга с боковыми тягами и поворотные рычаги образуют трапецию, две стороны которой жестко соединены с поворотными цапфами, чем и достигается необходимое соотношение между углами поворота управляемых колес. Разница в углах поворота определяется величиной угла наклона левого и правого рычагов 7 рулевой трапеции.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ