ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

7. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

     Рулевое управление служит для изменения и сохранения выбранного водителем направления движения автомобиля. Основным способом изменения направления движения является поворот в горизонтальной плоскости передних направляющих колес относительно задних колес. Рулевое управление должно обеспечивать правильную кинематику поворота и безопасность движения, небольшие усилия на рулевом колесе, предотвращать передачу толчков от неровностей дороги на рулевое колесо. Качение колес на повороте должно происходить без проскальзывания и бокового скольжения.
     Вследствие поворота управляемых колес вектор скорости каждого из них, параллельный продольной оси автомобиля, перестает совпадать с плоскостью вращения колес. В результате в контакте колес с дорогой возникают боковые силы, перпендикулярные плоскости вращения колес. Эти боковые силы заставляют управляемые колеса и автомобиль в целом отклоняться от прямолинейного движения и совершать поворот.
     На рис. 53 дана схема движения автомобиля по окружности при повернутых передних управляемых колесах. Это движение происходит вокруг центра поворота О, расположенного в точке пересечения оси задних колес и осей обоих управляемых колес. Все колеса катятся по дугам концентричных окружностей без бокового скольжения. Управляемые колеса повернуты на различные углы, причем угол αв поворота внутреннего по отношению к центру поворота колеса больше угла αн поворота внешнего колеса.

Рис.53. Схема поворота автомобиля

Рис.53. Схема поворота автомобиля

     Зависимость между этими углами определяется из выражения

ctg αн = ctg αв + В/L,

где В - расстояние между осями поворотных цапф; L - база автомобиля.
     Способность автомобиля разворачиваться на заданной площади, т.е. его поворачиваемость, характеризуется минимальным радиусом поворота

Rнmin = L/sinαнmax,

где αнmax - максимальный угол поворота наружного колеса.
     Чем меньше радиус поворота, тем меньшая ширина проезжей части дороги требуется для разворота автомобиля. У большинства автомобилей αнmax составляет немного больше 30° и минимальный радиус поворота приблизительно в 2 раза больше базы автомобиля. Для уменьшения минимального радиуса поворота автомобилей повышенной и высокой проходимости предельный угол поворота управляемых колес повышают до 40÷45°. При одинаковых значениях максимальных углов поворота управляемых колес автомобиль с большей базой будет иметь больший радиус поворота, т. е. худшую поворачиваемость.
     Минимальный радиус поворота — обязательный параметр технической характеристики автомобиля. Например, у автомобиля ЗИЛ-130 он равен 8,0 м, а у автомобиля ВАЗ-2107 — 5,6 м. На некоторых специальных автомобилях для улучшения поворачиваемости управляемыми выполняются как передние, так и задние колеса. В этом случае при той же базе и тех же предельных углах поворота минимальный радиус поворота уменьшается вдвое.
     Поворачиваемость автомобиля характеризуется также габаритным коридором — шириной полосы, в которую вписывается автомобиль, совершающий поворот с минимальным радиусом.
     Выше поворот автомобиля рассмотрен применительно к жестким колесам. Пневматические шины придают колесам эластичность, которая несколько изменяет картину поворота.
     Рулевое управление обеспечивает необходимое направление движения автомобиля путем раздельного и согласованного поворота его управляемых колес.      Совокупность механизмов, служащих для поворота управляемых колес, называется рулевым управлением. Рулевое управление автомобилей состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Классификация рулевого управления приведена на рис. 54.

Рис.54. Классификация рулевого управления

Рис.54. Классификация рулевого управления

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ