ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Учебное пособие
6. НЕСУЩАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ
6.7. Шины
6.7.2. Шипы противоскольжения
При движении автомобиля его шины нагреваются в связи с трением о поверхность дороги, деформацией протектора и
каркаса. В зоне контакта шины с дорогой всегда присутствует тонкий слой влаги вплоть до температуры окружающего воздуха минус 10°С и даже ниже. Поэтому на заснеженной
дороге желательны шипы противоскольжения, задача которых - продавливать влажную пленку, играющую роль «смазки» между шиной и дорогой, и обеспечить стабильный контакт колеса
с дорогой.
Одним из показателей работы шипа зимней шины является так называемая сила прокола шипа - усилие, которое необходимо приложить к стержню шипа,
чтобы он вместо установочных 1,5 мм выступал над поверхностью протектора на 0,5 мм, являющейся оптимальной высотой работы шипа в реальных условиях деформации шины под
нагрузкой.
Шинными фирмами были определены необходимые соотношения геометрических размеров шипов, отверстий для них в протекторе и состава резины шин.
Установлено, что сила прокола отдельного шипа не должны превышать 15 кгс (147 Н). Нормы силы прокола согласованы с нагрузкой на одно колесо транспортного средства. Для
легкового автомобиля с нагрузкой на колесо до 500 кгс (4905 Н) сила прокола не должна быть больше 12 кгс (117,71 Н), а при большей нагрузке - 14 кгс (135,З Н). Сила прокола
шипа средних и легких грузовиков не должны превышать 21 кгс (206 Н), для тяжелых грузовиков - 35 кгс (343,3 Н).
Прогресс в разработке надежных и относительно безвредных для асфальта ошипованных покрышек позволил повысить безопасность движения на зимних
дорогах.
Основой шипа противоскольжения является стержень из твердого сплава, изготовленный методом порошковой металлургии. Стержень шипа закреплен в
корпусе из мягкой стали, который изнашивается примерно одинаково вместе с резиной протектора. Такое сочетание материала стержня и корпуса позволяют стержню выступать из
корпуса до полного износа и сохранять первоначальную функцию шипа.
Шипы с впаянным стержнем более долговечны и могут обеспечивать свыше 30 тыс. км пробега, а шипы с запресованным стержнем - в среднем 10?15 тыс. км.
Усилие, необходимое для того, чтобы вырвать стержень из корпуса, для впаянных стержней примерно в 5 раз больше, чем для запресованных.
По форме корпуса различают однофланцевые и двухфланцевые шипы. Однофланцевые шипы меньше нагреваются и лучше держатся в шине, поэтому их
рекомендуют для достаточно высоких скоростей движения по сухим дорогам. Двухфланцевые – более универсальны.
|