ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

6. НЕСУЩАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ

6.4. Задняя подвеска

     Задняя подвеска служит для связи кузова с балкой заднего моста автомобиля, для смягчения толчков, передаваемых от колес, и гашения колебаний кузова. На автомобилях с приводом на передние колеса задняя подвеска выполняет только последние две функции.
     Задняя подвеска автомобиля ВАЗ-2105 зависимая пружинная с реактивными штангами. Кузов опирается на балку заднего моста через две витые пружины 9 (рис. 41), каждая из которых установлена между опорными чашками 5 и 11, приваренными к балке заднего моста и основанию кузова. В чашках под пружинами установлены прокладки 4 и 10.
     Включенные в подвеску два гидравлических телескопических амортизатора 20, расположенные с наклоном к продольной оси автомобиля, не только гасят колебания, но и повышают боковую устойчивость кузова. Ушки амортизатора соединены на конусных резиновых втулках 13 внизу при помощи болта с кронштейном заднего моста, а вверху с пальцем, закрепленным в кронштейне 14 основания кузова.
     Внутри пружин на верхних чашках закреплены буфера сжатия 6, ограничивающие перемещения заднего моста вверх и сжатие пружин. Дополнительный резиновый буфер 15 закреплен на кронштейне основания кузова против картера заднего моста. Этот буфер устраняет возможность касания карданного вала о пол кузова при перемещении заднего моста вверх.

Рис.41. Задняя подвеска автомобиля ВАЗ-2105

Рис.41. Задняя подвеска автомобиля ВАЗ-2105: 1 — распорная втулка; 2, 13 — резиновые втулки; 3 — нижние толкающие штанги; 4, 10 — изолирующие прокладки; 5, 11 - опорные чашки; 6 — резиновый буфер; 7 — болт крепления; 8 — кронштейн крепления штанги; 9 — пружина,;12 — тяга рычага привода регулятора давления тормозов; 14 — кронштейн крепления амортизатора; 15 — дополнительный резиновый буфер сжатия; 16 — верхняя толкающая штанга; 17 — кронштейн крепления нижней толкающей штанги; 18 — кронштейн крепления поперечной штанги к кузову; 19 — регулятор давления тормозов; 20 — амортизаторы; 21 — поперечная штанга; 22 — рычаг привода регулятора давления тормозов

     От продольных и поперечных смещений задний мост зафиксирован четырьмя продольными 8,16 и одной поперечной 21 штангами. Нижние 8 и верхние 16 продольные штанги передают реактивный момент, толкающие и тормозящие усилия от задних колес на кузов. Поперечная штанга 21 воспринимает и передает боковые усилия от балки заднего моста на кузов. Концы всех продольных штанг соединены шарнирно при помощи болтов 7 с кронштейном основания кузова 8 и кронштейном заднего моста. Поперечная штанга 21 правым концом прикреплена к кронштейну 18 основания кузова, а левым концом к кронштейну балки заднего моста. В ушках концов всех реактивных штанг установлены резиновые втулки 2, продольное сжатие которых болтами ограничивается распорными втулками 1.
     Задняя зависимая подвеска автомобиля «Москвич» выполнена на продольных полуэллиптических рессорах 4 (рис. 42), работающих совместно с телескопическими амортизаторами 1. Передний конец рессоры, передающий толкающие и тормозные усилия, крепится с помощью пальца 13 к кронштейну 11 на резиновых втулках 12, не требующих смазки. Задний конец рессоры прикреплен к кузову серьгой 3 также посредством резиновых втулок.

Рис.42. Задняя подвеска автомобиля «Москвич»

Рис.42. Задняя подвеска автомобиля «Москвич»: 1 – амортизатор; 2 - кронштейн крепления амортизатора; 3 - серьга рессоры; 4 – рессора; 5 - стяжной хомут; 6 - основной ограничитель прогиба рессоры; 7 - сальник подшипника полуоси; 8 - фланец кожуха полуоси; 9 – полуось; 10 - дополнительный ограничитель рессоры; 11 - кронштейн крепления рессоры; 12 - резиновая втулка; 13 - палец рессоры; 14 - нижний лист рессоры; 15 - кронштейн кожуха полуоси, 16 – стремянка; 17 – накладка; 18 - кожух полуоси.

     Применение резиновых втулок значительно смягчает толчки и вибрации, передаваемые на кузов. Середина рессоры с помощью стремянок 16 крепится к кронштейну 15 кожуха полуоси снизу для снижения центра масс автомобиля. Нижний лист 14 рессоры делается тоньше остальных на 1,5 мм. Для предупреждения скрипа на концах листов рессоры по их опорной поверхности устанавливаются пластмассовые шайбы. Все листы скреплены центровым болтом и четырьмя стяжными хомутами 5 с резиновыми прокладками. Хомуты удерживаются от смещения штифтами, установленными в отверстия третьего и пятого листов. Головка центрового болта рессоры входит в отверстие кронштейна 15, фиксируя положение рессоры. Гидравлические телескопические амортизаторы 1 двухстороннего действия, включенные в подвеску, наклонены к продольной оси автомобиля, что увеличивает жесткость подвески в поперечном направлении.
     При полном прогибе рессоры кузов опирается на основной резиновый ограничитель (буфер) 6. В подвеске имеется дополнительный резиновый ограничитель (буфер) 10, укрепленный на кузове. При частичном прогибе рессоры он нажимает сверху на коренной лист. Этим достигается переменная жесткость рессоры, увеличивающаяся при возрастании нагрузки на подвеску.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ