ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

6. НЕСУЩАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ

     Механизмы и детали несущей системы связывают колеса с кузовом, воспринимают силы, действующие на автомобиль, снижают динамические нагрузки, передаваемые от колес на кузов при движении автомобиля по неровностям дороги, и гасят колебания кузова.
     В несущую систему автомобиля входят рама, подрамник, передняя и задняя подвески, ступицы колес, колеса и шины. Подрамник конструктивно совмещен с основанием кузова и служит для установки силового агрегата и передней подвески автомобиля.

6.1 Рамы

     Рама является несущей системой автомобиля. Она воспринимает все нагрузки, возникающие при движении автомобиля, и служит основанием, на котором монтируют двигатель, агрегаты трансмиссии, механизмы органов управления, дополнительное и специальное оборудование, а также кабину, кузов или грузонесущую емкость.
     Все грузовые автомобили и легковые автомобили с большим (обычно более 3,5 л) рабочим объемом цилиндров двигателя имеют раму. На легковых автомобилях особо малого и малого классов и автобусах рама отсутствует, ее функции выполняет несущий кузов.
     В зависимости от конструкции рамы (рис. 31) делятся на лонжеронные (лестничные) и центральные (хребтовые). Наибольшее распространение в автомобилестроении получили первые из них.

Рис.31. Автомобильные рамы: а – лонжеронная; б - центральная

Рис.31. Автомобильные рамы: а – лонжеронная; б - центральная

     Лонжеронная рама грузовых автомобилей (рис. 31, а) состоит из двух продольных балок - лонжеронов 12 - переменного сечения и нескольких поперечин 7. Лонжероны рамы могут сходиться в передней части (автомобили ЗИЛ) или располагаться параллельно один другому (автомобили ГАЗ). Спереди к лонжеронам крепятся буксирные крюки 2 и передний буфер 1, предохраняющий автомобиль от повреждений.
     На первой поперечине 7 рамы крепятся радиатор и передние опоры (одна или две) двигателя, задние его опоры - кронштейны 3 - приклепаны к лонжеронам. Передние рессоры устанавливают на кронштейнах 14. Резиновые буфера 15 предохраняют лонжероны от ударов. Между кронштейнами рессор на левом лонжероне крепится кронштейн 13 для крепления картера рулевого механизма.
     На второй поперечине 7 рамы снизу крепится промежуточная опора карданной передачи. В задней части рамы на лонжеронах расположены кронштейны 8 для крепления задних рессор и кронштейны 9, служащие опорами для концов дополнительных рессор.
     На левом лонжероне рамы имеется гнездо 11 для крепления аккумуляторной батареи, а на правом - откидной кронштейн 4 запасного колеса. Кронштейны 10 служат для крепления платформы, а кронштейн 16 - для фиксации положения пусковой рукоятки. На задней поперечине расположено тягово-сцепное устройство 6, а на заднем конце правого лонжерона - кронштейн 5 указателя поворота.
     На легковых автомобилях семейства «Москвич» и ГАЗ в передней части кузова установлена полурама (подрамник), прикрепленная болтами к полу кузова. К ней крепится двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач.
     Центральная рама (рис. 31, б) состоит из центральной несущей балки 5 с поперечинами 3. Несущая балка 5 может иметь круглое или швеллерное сечение. В некоторых случаях рама образуется в результате соединения специальными патрубками 4 картера 1 раздаточной коробки и картеров 2 главных передач. Между фланцами патрубков и картеров установлены поперечины 3, служащие опорами двигателя, кабины, кузова и других агрегатов. Такие рамы обладают высокой проч­ностью на изгиб, но из-за сложности их изготовления широкого распространения в отечественном и зарубежном автомобилестроении они не получили.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ