ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Учебное пособие
6. НЕСУЩАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ
Механизмы и детали несущей системы связывают колеса с кузовом, воспринимают силы, действующие на
автомобиль, снижают динамические нагрузки, передаваемые от колес на кузов при движении автомобиля по неровностям дороги, и гасят колебания кузова.
В несущую систему автомобиля входят рама, подрамник, передняя и задняя подвески, ступицы колес, колеса и шины. Подрамник конструктивно
совмещен с основанием кузова и служит для установки силового агрегата и передней подвески автомобиля.
6.1 Рамы
Рама является несущей системой автомобиля. Она воспринимает все нагрузки, возникающие при движении автомобиля,
и служит основанием, на котором монтируют двигатель, агрегаты трансмиссии, механизмы органов управления, дополнительное и специальное оборудование, а также кабину, кузов
или грузонесущую емкость.
Все грузовые автомобили и легковые автомобили с большим (обычно более 3,5 л) рабочим объемом цилиндров двигателя имеют раму. На легковых
автомобилях особо малого и малого классов и автобусах рама отсутствует, ее функции выполняет несущий кузов.
В зависимости от конструкции рамы (рис. 31) делятся на лонжеронные (лестничные) и центральные (хребтовые). Наибольшее распространение в
автомобилестроении получили первые из них.
Рис.31. Автомобильные рамы: а – лонжеронная; б - центральная
Лонжеронная рама грузовых автомобилей (рис. 31, а) состоит из двух продольных балок - лонжеронов
12 - переменного сечения и нескольких поперечин 7. Лонжероны рамы могут сходиться в передней части (автомобили ЗИЛ) или располагаться параллельно один другому
(автомобили ГАЗ). Спереди к лонжеронам крепятся буксирные крюки 2 и передний буфер 1, предохраняющий автомобиль от повреждений.
На первой поперечине 7 рамы крепятся радиатор и передние опоры (одна или две) двигателя, задние его опоры - кронштейны 3 - приклепаны к
лонжеронам. Передние рессоры устанавливают на кронштейнах 14. Резиновые буфера 15 предохраняют лонжероны от ударов. Между кронштейнами рессор на левом лонжероне крепится
кронштейн 13 для крепления картера рулевого механизма.
На второй поперечине 7 рамы снизу крепится промежуточная опора карданной передачи. В задней части рамы на лонжеронах расположены кронштейны 8
для крепления задних рессор и кронштейны 9, служащие опорами для концов дополнительных рессор.
На левом лонжероне рамы имеется гнездо 11 для крепления аккумуляторной батареи, а на правом - откидной кронштейн 4 запасного колеса.
Кронштейны 10 служат для крепления платформы, а кронштейн 16 - для фиксации положения пусковой рукоятки. На задней поперечине расположено тягово-сцепное устройство 6, а на
заднем конце правого лонжерона - кронштейн 5 указателя поворота.
На легковых автомобилях семейства «Москвич» и ГАЗ в передней части кузова установлена полурама (подрамник), прикрепленная болтами к полу кузова.
К ней крепится двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач.
Центральная рама (рис. 31, б) состоит из центральной несущей балки 5 с поперечинами 3. Несущая балка 5 может иметь круглое или
швеллерное сечение. В некоторых случаях рама образуется в результате соединения специальными патрубками 4 картера 1 раздаточной коробки и картеров 2 главных передач.
Между фланцами патрубков и картеров установлены поперечины 3, служащие опорами двигателя, кабины, кузова и других агрегатов. Такие рамы обладают высокой прочностью на изгиб,
но из-за сложности их изготовления широкого распространения в отечественном и зарубежном автомобилестроении они не получили.
|