ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

5. ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА, ДИФФЕРЕНЦИАЛ И ПОЛУОСИ

5.3. Полуоси

     Полуоси передают крутящий момент Т от дифференциала к ведущим колесам (рис. 30). Кроме того, к полуоси могут быть приложены изгибающие моменты от вертикальной реакции Rz на действие силы тяжести, приходящейся на колесо, от касательной реакции Rx, обусловленной тяговой и тормозной силами, и от боковой силы Ry, возникающей при заносе, движении на повороте или по дороге с поперечным уклоном, а также под действием бокового ветра. Полуоси, применяемые на современных автомобилях, в зависимости от конструкции внешней опоры, определяющей степень их нагруженности изгибающими моментами, бывают двух типов - полуразгруженные и разгруженные.

Рис.30. Схемы полуосей: а - полуразгруженные; б - пол­ностью разгруженные

Рис.30. Схемы полуосей: а - полуразгруженные; б - полностью разгруженные; 1 - колесо; 2, 6 и 7 - подшипники; 3 - кожух полуоси; 4 - полуось; 5 - ступица

     На грузовых автомобилях малой грузоподъемности и на легковых автомобилях применяют обычно полуразгруженные полуоси (рис. 30, а), у которых подшипник 2 установлен между полуосью 4 и ее кожухом 3 на расстоянии ар от средней плоскости колеса. Благодаря этому реакции Rz и Rx создают на плече ар изгибающие моменты, действующие на полуось соответственно в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а боковая реакция — изгибающий момент, действующий в вертикальной плоскости на плече, равном радиусу r колеса. На автобусах и грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности применяют полностью разгруженные полуоси (рис. 30, б). В этом случае все изгибающие моменты воспринимаются подшипниками б и 7, установленными между ступицей 5 колеса и кожухом 3 полуоси, а полуось передает только крутящий момент. Ступицу или диск колеса можно крепить к полуоси при помощи фланца. Этот способ крепления является наиболее распространенным. Внутренний конец полуоси имеет шлицы, которые вставляют в полуосевое зубчатое колесо.
     На автомобилях ВАЗ-2105 и «Москвич» устанавливаются полуразгруженные полуоси (см. рис. 27), опирающиеся наружным концом на подшипник 5. Полуоси установлены в кожухе 7 картера заднего моста. Внутренний конец полуоси шлицами соединен с полуосевой шестерней дифференциала, а другой - фланцем 1 с тормозным барабаном 4 и колесом. Для вентиляции картера заднего моста на кожухе полуоси устанавливается сапун 10.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ