|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Учебное пособие 5. ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА, ДИФФЕРЕНЦИАЛ И ПОЛУОСИ 5.3. Полуоси Полуоси передают крутящий момент Т от дифференциала к ведущим колесам (рис. 30). Кроме того, к полуоси могут быть приложены изгибающие моменты от вертикальной реакции Rz на действие силы тяжести, приходящейся на колесо, от касательной реакции Rx, обусловленной тяговой и тормозной силами, и от боковой силы Ry, возникающей при заносе, движении на повороте или по дороге с поперечным уклоном, а также под действием бокового ветра. Полуоси, применяемые на современных автомобилях, в зависимости от конструкции внешней опоры, определяющей степень их нагруженности изгибающими моментами, бывают двух типов - полуразгруженные и разгруженные. Рис.30. Схемы полуосей: а - полуразгруженные; б - полностью разгруженные; 1 - колесо; 2, 6 и 7 - подшипники; 3 - кожух полуоси; 4 - полуось; 5 - ступица На грузовых автомобилях малой грузоподъемности и на легковых автомобилях применяют обычно
полуразгруженные полуоси (рис. 30, а), у которых подшипник 2 установлен между полуосью 4 и ее кожухом 3 на расстоянии ар от средней плоскости колеса.
Благодаря этому реакции Rz и Rx создают на плече ар изгибающие моменты, действующие на полуось соответственно в вертикальной и
горизонтальной плоскостях, а боковая реакция — изгибающий момент, действующий в вертикальной плоскости на плече, равном радиусу r колеса. На автобусах и грузовых
автомобилях средней и большой грузоподъемности применяют полностью разгруженные полуоси (рис. 30, б). В этом случае все изгибающие моменты воспринимаются
подшипниками б и 7, установленными между ступицей 5 колеса и кожухом 3 полуоси, а полуось передает только крутящий момент. Ступицу или диск колеса можно крепить к
полуоси при помощи фланца. Этот способ крепления является наиболее распространенным. Внутренний конец полуоси имеет шлицы, которые вставляют в полуосевое зубчатое
колесо. |