ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

5. ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА, ДИФФЕРЕНЦИАЛ И ПОЛУОСИ

5.2. Дифференциал (продолжение)

     Межосевой конический дифференциал устанавливают на автомобилях повышенной проходимости с колесными формулами 6X4 и 6x6, ведущие мосты которых могут работать в различных условиях сцепления колес с дорогой.
     В качестве примера рассмотрим межосевой дифференциал автомобиля КамАЗ-5320. Картер 2 (рис. 28, а) межосевого дифференциала прикреплен к картеру главной передачи промежуточного моста. Коробка 3 дифференциала состоит из двух чашек, соединяемых болтами. Передняя чашка имеет хвостовик, который опирается на шариковый подшипник. На шлицованной части хвостовика установлен фланец 1, связывающий дифференциал с карданной передачей. Внутри коробки 3 размещен дифференциальный механизм, в который входят сателлиты 4 с крестовиной 5, коническое зубчатое колесо 14 привода заднего моста и колесо 13 привода промежуточного моста. Зубчатое колесо 13 при помощи шлицев жестко соединяется с ведущей шестерней 9 главной передачи промежуточного моста, а колесо 14 - со шлицованным концом проходного вала 10 привода заднего моста. Зубчатое колесо 13 имеет наружные зубья, с которыми в постоянном зацеплении находятся внутренняя зубчатая муфта 12 и муфта 11 блокировки дифференциала.

Рис.28. Межосевой дифференциал автомобилей семейства КамАЗ-5320

Рис.28. Межосевой дифференциал автомобилей семейства КамАЗ-5320

     Блокировка осуществляется при помощи механизма 8, который трубопроводами связан с пневматическим краном управления, размещенным на щитке приборов в кабине автомобиля. Для включения блокировки водитель открывает кран управления, и сжатый воздух поступает в полость между крышкой и мембраной 19 (рис. 28, б), которая, прогибаясь, перемещает вперед при помощи пружины 16 стакан 18 и ползун 15, преодолевая сопротивление возвратной пружины 17. При этом замыкаются контакты микровыключателя 6, включающие контрольную лампу на щитке приборов.
     Вместе с ползуном перемещается и укрепленная на нем вилка 7, которая вводит муфту 11 в зацепление с зубчатым венцом на корпусе дифференциала. В этом случае колесо 13 привода среднего моста и коробка 3 дифференциала оказываются жестко соединенными, тем самым дифференциал принудительно блокируется, и зубчатые колеса 14 и 13 привода мостов вращаются с одинаковой частотой. При разблокировке дифференциала кран управления закрывается. При этом полость за мембраной механизма блокировки соединяется с атмосферой. В результате этого под давлением возвратной пружины 17 мембрана 19 и ползун 15 с вилкой 7 перемещаются вправо, возвращая одновременно муфту блокировки в исходное положение.
     Кулачковый дифференциал повышенного трения (рис. 29) за счет дополнительных сил трения (в результате самоблокировки) передает больший крутящий момент на то колесо автомобиля, которое вращается медленнее, что уменьшает возможность его пробуксовывания и повышает устойчивость автомобиля против бокового заноса.
     Картер кулачкового механизма состоит из двух половин, соединенных болтами вместе с ведомым зубчатым колесом 3 и опирающихся на конические роликоподшипники. Правой половиной дифференциала является его чашка 5, а левой - сепаратор 2. В сепараторе 2 расположены два ряда радиальных отверстий (по 12 отверстий в каждом ряду), в которых размещены сухари 6, установленные между внутренней 1 и наружной 4 звездочками, при помощи шлицев соединенными с полуося­ми. Внешняя поверхность внутренней звездочки 1 по окружности имеет два ряда кулачков (по шесть кулачков в каждом ряду), а внутренняя поверхность наружной звездочки 4 имеет один ряд кулачков. Крутящий момент от ведомого колеса 3 передается сепаратору 2, а от него через сухари 6 - на кулачки звездочек и затем на полуоси.
     При движении автомобиля по прямой и ровной дороге сопротивление движению обоих колес одинаково, и звездочки вращаются с одинаковой частотой. При движении автомобиля по скользкой дороге в случае, когда одно колесо испытывает большее сопротивление, чем другое, сепаратор дифференциала прижимает сухари к кулачкам наружной и внутренней звездочек. В результате самоблокировки дифференциала возникает сила трения, которая на отстающей звездочке направлена в сторону вращения, а на забегающей — против вращения. При этом крутящий момент распределяется между звездочками неодинаково: на отстающей он будет больше на величину момента сил трения, на забегающей — меньше на ту же величину.

Рис.29. Кулачковый дифференциал повышенного трения автомобиля ГАЗ-66-11

Рис.29. Кулачковый дифференциал повышенного трения автомобиля ГАЗ-66-11

     Из-за наличия сил трения происходит перераспределение момента между колесами. Наряду с этим в результате повышенного трения между сухарями и звездочками требуется значительное усилие для изменения частоты вращения одной звездочки относительно другой, что может произойти только при сравнительно большой разнице между дорожными сопротивлениями правого и левого колес. Поэтому у автомобилей с такими дифференциалами при пробуксовывании одного колеса полная остановка другого колеса будет происходить значительно реже по сравнению с автомобилями, имеющими конический симметричный дифференциал. На автомобилях ГАЗ-66-11 кулачковый самоблокирующийся дифференциал устанавливается также и в главной передаче переднего ведущего моста, что обеспечивает эффективную эксплуатацию этих автомобилей в тяжелых дорожных условиях.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ